Тема 6.1. Социальные проблемы молодежи
Основные вопросы:
1. Молодежь как социально-демографическая группа.
2. Социализация молодежи и ее особенности в современных условиях.
3. Социальная защищенность молодого поколения. Закон о молодежи.
Работа со словарем: социальное неравенство, социальная структура общества, социальная стратификация, страта, рабство, каста, сословие, класс, основные и неосновные классы, этнос, раса, нация, народность, род, племя, гендерная идентичность, половое неравенство, возрастное неравенство, социальная мобильность, горизонтальная социальная мобильность, вертикальная социальная мобильность, маргинальный слой, поколение, когорта, молодежь, социальная идентификация, национализм, шовинизм, расизм, семья, брак, нуклеарная семья, быт, «сексуальная революция».
Темы докладов:
1) Структура общества как системы.
2) Г.Зиммель об общественной дифференциации.
3) Теория классов М.Вебера.
4) Концепция этногенеза Н.Гумилева.
5) Концепция социальной стратификации П.Сорокина.
6) К.Маркс о социально-классовой структуре общества.
7) «Четырехфункциональная парадигма» Т.Парсонса.
8) Современные тенденции в изменении социальной структуры российского общества.
9) Учебно-воспитательные коллективы в социальной структуре общества.
10) Современные молодежные движения (России).
11) Культура досуга молодежи.
12) Зрелость - социальные проблемы активного участия в жизни общества, самореализации.
13) Встреча поколений: преемственность и конфликты.
14) Специфические функции мужчины в обществе.
15) Роль женщины в общественном развитии.
16) Семейные конфликты. Устойчивость семьи.
17) Проблемы студенческой семьи в современных условиях.
18) Проблема государственного самоопределения народов.
19) Национальные проблемы современной России.
20)Взаимосвязь социально-экономических, политических и национальных отношений.
Задания для самостоятельной работы
1. Ответы на вопросы
1. П.А. Сорокин ввел понятие «социальные лифты». Что это такое, на Ваш взгляд?
2. Определите, к какому типу социальной мобильности относятся следующие явления: репатриация малых народов, раскулачивание крестьянства, оргнаборы рабочей силы на Север, комсомольские стройки, переселение жителей деревень, потеря работы человеком.
3. Подумайте, чем отличаются друг от друга понятия «географическая мобильность» и «миграция».
4. Существуют исторические типы социальной стратификации. Используя учебник Кравченко А.И. Социология (М.,2007), определите критерии следующих видов стратификационного деления общества: касты, сословия, классы.
5. Совпадают ли понятия «класс», «социальная группа» и «страта»? Представителем каких (какой) социальных(ой) классов, групп(ы) Вы являетесь? К какой(им) страте(ам) принадлежите?
6. Согласны ли Вы с утверждением о том, что молодежь является самым революционным классом современности? Почему?
7. Председателю правления «Sony» Акио Морита принадлежит фраза: «Адвокаты занимаются разделом пирога, инженеры - его увеличением». Какое место, по-вашему, занимают (или должны занимать) представители Вашей профессии? Ответ аргументируйте.
2. Типы социальной структуры и их сущность
Форма практического занятия: работа в малых группах.
Вопросы для обсуждения:
Используя данные социологических исследований, охарактеризуйте типы выделенных структур: выделите главные элементы в каждой из структур, опишите, как функционируют элементы структуры, в чем проявляется неравенство элементов.
1. Организационно-управленческая структура. Административно-государственная организация: бюрократическая иерархия, типы власти и подчинения. Деловая организация как социальная общность: структура, целевые и должностные группы (функции, значение, ролевые характеристики). Формальные, неформальные и социально-психологические структуры социальной организации. Общественная организация, ее разновидности, специфика.
2. Социально-отраслевая структура. Отрасль как социальная общность. Доминирование отраслевых социальных сетей в советском обществе и сохранение их в современной России. Пирамида социально-отраслевой стратификации. Основные мировые тенденции дифференциации в условиях глобальной экономики и информационного общества
3. Социально-демографическая структура. Элементы рассматриваемой структуры. Основные демографические характеристики людей. Социальные различия в функциях и положении и социальное неравенство демографических групп. Статусные позиции мужчин и женщин в обществе. Социально-возрастная стратификация. Экономический статус возрастных групп.
4. Этнорасовая структура. Многозначность понятия «нация». Факторы образования и признаки этноса. Структура этнического пространства. Этносоциальная стратификация.
5. Социально-профессиональная структура. Понятие профессия и профессиональные признаки. Социально-профессиональный статус. Классификации профессий (индексы, шкалы; классические западные, российские). Профессиональная стратификация.
2. Вопросы и задания
У представителей каких профессий должны быть в наибольшей степени развиты социологическое мышление и социологическое видение мира? Иначе говоря, кто больше всего нуждается в социологических знаниях? Ответ аргументируйте.
1. Шофер. 2. Парламент. 3. Учитель. 4. Продавец. 5. Шахтер. 6. Менеджер. 7. Летчик. 8. Фермер. 9. Вахтер. 10. Официант. 11. Банкир.12. Фокусник. 13. Журналист. 14. Пограничник. 15. Ревизор. 16. Сантехник. 17.Повар. 18. Инженер.
Проранжируйте профессии по двум критериям:
а) насколько часто их представителям приходится обращаться с людьми по долгу службы;
б) у кого профессиональный или деловой успех в наибольшей мере зависит от знания психологии людей и умения решать социальные проблемы.
Для удобства разбейте профессии на три группы с сильной, средней и слабой выраженностью данных признаков.
Тема 7. Социальные общности и социальные группы
Форма практического занятия: творческое задание или проблемная дискуссия.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие и виды социальных общностей.
2. Понятие и функции социальных групп.
3. Типологические свойства социальных групп.
4.Взаимоотношения личности и группы: первичные и вторичные группы.