Социальные роли, нормы и ценности
Роли социальные
Роль (социальная) - поведение, которое ожидается от каждого человека, являющегося членом данной социальной группы. Другими словами, социальная роль - это устойчивая система реакций индивида на определенное поведение других членов группы, осуществляемая с помощью механизма обратной связи.
Социальная роль – это не свойство отдельного индивида, и очень редко - общества в целом; это всегда система поведения, принятая в определенной группе, то есть социальная роль - это элемент определенной социальной группы.
Социальные роли сложились тогда же, когда сформировались и первые человеческие коллективы. Круг интересов членов первобытного общества был достаточно узок. И выжить они могли только в составе своей группы. Каждый член группы, посылая сообщение другому ее члену, ждал от него соответствующей реакции - поведения. Если ребенок просит маму покормить его - она должна была это сделать, иначе дети будут умирать и группа прекратит свое существование. Если старший мужчина в группе (который, кстати, может быть и отцом ребенка) попросит его помочь натянуть лук, то он должен это сделать, иначе все останутся без еды и т. д.
Таким образом, по отношению к каждому члену группы у остальных ее членов складывалась устойчивая система ожиданий того, как он должен вести себя в ответ на то или иное сообщение или на какое-либо событие во внешней среде. Группа не могла выжить, если бы каждый ее член вел себя как хотел или стремился бы обмануть группу – результатом такого поведения была бы гибель всей группы или изгнание индивида из группы, что в тех условиях было равносильно гибели его самого.
Таким образом, именно социальная роль, а не индивид, является основным элементом социальной группы. Совокупность индивидов – по как бы субстрат, на котором базируется группа. Исследования ролевых структур малых социальных групп позволили сделать следующие выводы:
1) роль автономна по отношению к индивиду: индивид может уйти, а роль – останется; человек может не соответствовать требованиям роли;
2) человек может последовательно играть несколько ролей в одной и той же группе;
3) к конкретному индивиду могут одновременно предъявляться ролевые ожидания, относящиеся к разным, часто противоречащим друг другу ролям;
4) человек может одновременно играть социальные роли в нескольких группах, и эти роли могут как сочетаться, так и противоречить друг другу.
Ролевые структуры группы
Основной вклад в изучение ролевых структур групп внесла социальная психология – наука, очень близкая к социологии. Наиболее часто объектом изучения становились малые неформальные и формальные группы. В некоторых исследованиях изучались «искусственные» группы, специально созданные для проведения эксперимента; В других – «естественные» (бригады, студенческие группы и т.д.). Первый подход характерен для американских исследователей, второй – для европейских.
Роли образуют определенную структуру – сеть устойчивых связей и отношений между отдельными ролями. Часто эта структура является иерархией, то есть выделяются роли лидеров, приближенных к ним лиц (хранитель норм - «цензор», судья - «экзекутор», и др.), рядовых членов группы - «конформисты», а также тех, кто находится К самом низу лестницы («козел отпущения», «изгой»), или вообще вне основной иерархии («девианты»).
Напомним, что теоретический подход и эмпирическая методика, позволяющие изучать ролевые структуры группы, были предложены в 30-е годы XX века американским психологом, эмигрантом из Венгрии, Джекобом Морено, и получили название «Социометрия».
Изучение лидерства
Наибольшее внимание уделялось изучению роли лидера и ее влиянию на группу в целом.
В конце тридцатых - начале сороковых годов XX в. актуальной стала проблема влияния типа лидерства на поведение группы. Эта актуальность вызывалась как политическими причинами (доминированием авторитарных режимов в ряде стран), так и проблемами выбора оптимального типа руководства компаниями (противостоянием «фордизма» и «концепции человеческих отношений»). Этими вопросами занялся Курт Левин – американский психолог, эмигрировавший из Германии. Он выделил три типа лидерства - авторитарный, при котором решение принимается формальным лидером, демократический (решение принимается большинством) и попустительский, или либеральный (не устанавливается правил принятия решения, каждый участник эксперимента действует на свое усмотрение). Объектом исследования были искусственно сформированные группы подростков, решавших игровые задачи.
Тип лидерства в каждой группе задавался самими экспериментаторами. Их интересовали проявления агрессивности в поведении детей в зависимости от типа лидерства и от того, как происходит смена этого типа.
Исследования К.Левина показали, что меньше всего агрессивности наблюдается при авторитарном типе лидерства, а больше всего - при смене авторитарного на демократический или попустительский.
Дуализм группы
Одним из важнейших свойств целевой группы (то есть группы, созданной для реализации какой-либо задачи или поставившей перед собой такую задачу уже после создания) является ее дуализм. Экспериментально доказано, что в целевых группах (формальных и неформальных) выделяются два типа лидеров – инструментальный и экспрессивный, т. е. нормальная группа биполярна. В целевой группе человек выполняет некоторые функции (роли), связанные с решением общегрупповой задачи, и в то же время группа оказывает на него психологическое воздействие, сам индивид стремится психологически самореализоваться. Эти две стороны групповой жизни человека далеко не всегда совпадают. Стремление человека максимально помочь в достижении общегрупповой цели может подавлять его личные стремления, и наоборот – попытка самореализации может мешать достижению общей цели.
Кроме того, в ходе реализации ролевых ожиданий, связанных с достижением общегрупповой цели, между членами группы могут возникать трения, которые будут проявляться как во внутригрупповых конфликтах, так и в ролевом напряжении. Инструментальный лидер отвечает за достижение группой поставленных перед нею задач, а экспрессивный – за поддержание благоприятного психологического климата. Различие инструментальных и экспрессивных функций группы по отношению к индивиду есть ее фундаментальное свойство.