Понятие предмета истории социологии

Любая наука имеет свою историю. Она может быть длинной или корот­кой, бурной, насыщенной драматическими событиями или относительно спокойной. Она может быть известной узкому кругу специалистов или привлекать внимание широкой общественности. Она может давать миру созвездие ученых, имена которых знакомы уже в начальной школе; одна­ко, не исключена ситуация, когда даже название науки (не говоря уже о ее истории) не становится достоянием самых разных слоев населения.

Какова же история такой науки, как социология? Насколько знание истории социологии необходимо для понимания развития общества и его социальной мысли? Чему это знание учит? Как соотносится история со­циологии с современным развитием социологической науки и практики?

В самом общем виде история социологии — это раздел социологической науки (иногда его называют даже оообой наукой, что, видимо, не совсем точ­но), в рамках которого рассматривается процесс ее зарождения, становления, функционирования, развития. Поскольку любая наука, в том числе социологи­ческая, в своем становлении и развитии означает прежде всего формирование и функционирование направлений, течений и школ, отраслей и сфер, теорий и концепций, парадигм и моделей, постольку рассмотрение истории социологии есть в первую очередь выделение и осмысление этих направлений, школ, тео­рий, парадигм, определяющих процесс изменения социологического знания.

Сразу же охарактеризуем пока малознакомое понятие парадигмы, кото­рое в дальнейшем изучении курса истории социологии будет встречаться неоднократно и станет одним из ключевых. Вслед за американским ученым Т. Куном, специалистом в области изучения истории науки (он одним из первых ввёл понятие парадигмы в широкий исследовательский оборот), будем понимать под ней «признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу»1. Парадигмы — это общие теории, способы

Кун Т. Структура научных революций. М., 1975. С. 11.

12 Часть I. Классический этап

и подходы к изучению социальных процессов, широко принятые и исполь­зуемые в научном сообществе.

Чтобы ответить на вопрос, в чем состоит предмет истории социологии как раздела социологической науки, нужно хотя бы в самых общих чертах представлять его в целом. В зависимости от того, как мы его понимаем и что относим к предметной зоне социологии, можно говорить и о «начале» исто­рии социологии. Его мы будем связывать с появлением собственно социо­логической науки. История социологии изучает возникновение и развитие социологической науки от ее истоков до наших дней. Поэтому не будет за­метным преувеличением утверждение, что история социологии есть сама социология в ее изменении, совершенствовании, развитии.

Развивающаяся наука не может не обращаться к собственной истории, причем делает это по разным причинам. В первую очередь она заинтересо­вана в том, чтобы сохранить в памяти свою биографию, свой «жизненный путь», зафиксировать в ней свои наиболее значительные достижения. Тог­да тот, кто хочет стать профессиональным социологом или просто глубоко разобраться в основах этой науки, вначале мог бы усвоить ее базовые, ис­торически возникавшие и утверждавшиеся понятия, теории, ценности. В социологии, как, впрочем, и в любой другой науке, а также практической сфере деятельности, нельзя быть «Иванами, не помнящими родства», у

Социология — это часть общества, она органически в него включена и вместе с тем является важным средством, инструментом его изучения; соот­ветственно, история социологии — это не только часть, раздел социологиче­ской науки, но и инструмент, средство, способ изучения самого общества и его истории. Знакомство с историей социологии дает возможность попять также логику развития как самой этой науки, так и общества в целом.

Изучение истории социологии позволяет сформировать представле­ние об истоках социологической науки, основных этапах ее развития. В их рамках были поставлены, а отчасти и решены проблемы, имеющие непре­ходящий для развития науки и общества характер. Многие понятия и по­ложения социологии, которые сегодня вызывают пристальный интерес, впервые были сформулированы гораздо раньше. К сожалению, в социоло­гии не так уж редко приходится сталкиваться с очередным «открытием ве­лосипеда», что является, как правило, следствием незнания ее историчес­кого процесса развития.

Поэтому, прежде чем браться за детальное изучение конкретной науч­ной проблемы, необходимо ознакомиться с тем богатым социологическим наследием, которое щедро оставили нам его создатели. В сознании каждо­го социолога — профессионально подготовленного или только начинающе­го овладевать азами науки — должна существовать в качестве своеобразно­го алгоритма модель теоретического анализа, согласно которой ни одна конкретная проблема социологии не может быть усвоена и решена вне ис-торико-социологического контекста.

Глава 1. Предмет истории социологии и ее периодизация...



Курс истории социологии рассчитан на приобретение системного знания об основных предпосылках и этапах возникновения, функционирования и развития социологической науки, о ведущих тенденциях ее изменения, о на­иболее значительных направлениях, течениях и школах, существовавших и существующих по сей день, о крупных ученых, с именами которых связан прогресс этой науки, о тех ее достижениях, которые оказали определяющее воздействие на усиление роли социологии в жизни общества.

Следовательно, понимание и знание истории социологии является очень важным и прямо-таки необходимым шагом для осмысления сущно­сти социологической науки, тенденций и перспектив ее развития. От про­шлого через настоящее к будущему — таков девиз истории социологии. Перефразируя суждение известного древнеримского теоретика оратор­ского искусства Квинтилиана «Не знать, что было до того, как ты родился, значит оставаться всю жизнь ребенком», мы могли бы утверждать: не знать историю социологии — значит оставаться в этой науке всю жизнь ре­бенком, не стать по-настоящему профессиональным, зрелым социологом.

С учетом сказанного необходимо пояснить в самом общем виде, не вда­ваясь в детали (поскольку здесь потребуется специальный глубокий ана­лиз), что же является предметом социологической науки, ее признаками и критериями, которые позволяют нам определить границы этой науки. Кро­ме того, возникает вопрос об особенностях нового вида знания — социоло­гического, появление которого неотделимо от этой науки.

Очевидно, что специфика социологического знания определяется не только тем, что оно объективно, проверяемо, достоверно отражает логику развития общественных процессов и явлений, причинно-следственные свя­зи между ними. Речь должна идти о т;ом, что социология дает знание об об­ществе как целостной социальной системе, элементы структуры которой взаимосвязаны, о тенденциях его функционирования и изменения. При этом социальное знание, представленное в виде законов об обществе, рас­сматривается как часть более широкого знания о мире в целом, а социоло­гия в системе наук занимает свое достойное место, которое определяется ее способностью не только описывать, но и объяснять и предсказывать поведе­ние изучаемых ею социальных объектов.

Понимание специфики социологического знания и предмета социологии как науки, определенность и четкость этой трактовки позволяют выявить на­чальные, исходные рубежи как ее самой, так и истории социологии. Именно по этому вопросу достаточно долго продолжаются дебаты среди ученых.

§ 2. Подходы к теоретическим истокам истории социологии

Действительно, одна из наиболее дискутируемых проблем в истории социо­логии — ее периодизация и определение хронологических (исторических)



Часть I. Классический этап

границ. Причем в отношении верхних границ все относительно ясно, и здесь нет больших споров: историки социологии рассматривают развитие социо­логической науки вплоть до последнего времени, т.е. до наших дней. Это тем более необходимо делать, что взгляды на прошлое социологии определен­ным образом могут меняться в зависимости от степени изученности и глу­бины проникновения в историко-социологический материал. Становятся широко известными ранее малоизученные работы, актуальные для сего­дняшнего дня проблемы заставляют социологов обращаться к новому про­чтению активно использовавшихся в прошлом трудов классиков социоло­гической науки.

Гораздо сложнее обстоит дело с определением нижних границ социо­логии. К какому времени следует относить ее возникновение: к моменту появления на свет термина «социология», введенного в оборот О. Контом в 1839 г., или нужно говорить об иных ее нижних границах? Существует несколько точек зрения на этот счет.

Одни авторы полагают, что начала социологии следует видеть уже в творчестве наиболее выдающихся мыслителей древности — Платона и Аристотеля. Иногда взгляды на общество мыслителей древности и Средне­вековья рассматриваются как предыстория социологии. В этом случае со­циальные идеи мыслителей Нового времени и эпохи Просвещения харак­теризуют как предсоциологию [Капитонов Э.А. 2000. С. 19—136].

Другие исследователи считают, что на роль «начала социологии» вполне могут претендовать идеи французских авторов эпохи Просвеще­ния. Известный французский социолог середины и второй половины XX в. Р. Арон относит к числу основателей социологии французского мыслителя периода Просвещения Ш.Л. Монтескье. Не случайно первую главу своей фундаментальной монографии «Этапы развития социологи­ческой мысли» он посвящает анализу творчества Монтескье, называя его основоположником социологической науки [Арон Р. 1993. С. 33—85], и лишь во второй главе обращается к рассмотрению взглядов социолога, которого большинство исследователей считают ее подлинным основате­лем, — французского мыслителя Конта.

Мы присоединяемся к этой позиции большинства, но, прежде чем ее обосновать, выскажем соображение, что если и существует необходи­мость поиска «доконтовского» основателя социологии, то больше всего, как нам кажется, мог бы претендовать на эту роль еще один французский мыслитель — К.А. де Сен-Симон. Намечается своеобразный, но очень за­метный глубокий французский «след» в основании социологической на­уки (Монтескье, Сен-Симон, Конт).

Почему именно Сен-Симон? Дело не только в том, что его личное идейное влияние на Конта было неоспоримым, особенно в период с 1817 по 1824 г., когда последний служил у Сен-Симона секретарем и тщатель­нейшим образом изучал работы своего патрона. Главное заключается в

Глава 1. Предмет истории социологии и ее периодизация...



том, что сами эти работы, в первую очередь книга Сен-Симона «Очерк на­уки о человеке» (1813), во многом предварили появление и путь развития социологической мысли. Так, французский мыслитель писал, что до сих пор наука о человеке была гадательной, ее же надо возвести в степень наук, основанных на наблюдении1. Сен-Симон считал необходимым «сообщить науке о человеке позитивный характер, основывая ее на наблюдениях и разрабатывая методы, употребляемые в других отраслях физики»2. В про­тивовес спекулятивным философским построениям он предлагал занять­ся «установлением последовательных рядов фактов, будучи убежден, что это единственно прочная часть наших знаний»3.

В связи со сказанным следует признать, что работы французского мыс­лителя необходимо рассматривать не только как непосредственную теоре­тическую предпосылку социологии, но и как идейное основание ведущего социологического направления XIX в. — позитивизма. Родство позитивист­ских идей Сен-Симона и теоретических позиций основателя позитивизма Конта мы увидим дальше, при изучении взглядов последнего.

Уже было сказано, что нами будет рассматриваться в качестве исходной точки и нижней границы социологической науки творчество Конта. Почему? Подробный ответ на этот вопрос будет дан во второй главе при изучении его взглядов, но в самом общем плане здесь необходимо отметить следующее.

Конечно, очевидно для всех, что проблемы общественной жизни волнова­ли тысячи мыслителей во все времена и эпохи, в том числе (а может быть, и в первую очередь, если говорить о древности) Платона и Аристотеля. Трактат Платона «Государство» или труд Аристотеля «Политика» можно в известном отношении рассматривать как древние истоки, предысторию социологии. Од­нако с таким же успехом к истокам социологии нужно было бы относить ги­гантское количество работ об обществе, написанных после великих греков. Речь же идет в нашем случае о конституировании совершенно особой науки об обществе, а не просто о рассмотрении актуальных социальных проблем.

В этом плане понятно, что термин «социология» гораздо моложе, чем сама наука (точнее говоря, науки, ибо их много — история, философия, экономика и т.д.) об обществе. Здесь также необходимо отметить, что элементы социоло­гического знания постепенно накапливались в целом ряде общественных на­ук, к числу которых, помимо названных, следует отнести теорию государства, правоведение, философию истории и др. Каждая из них сыграла свою, притом немалую, роль в появлении новой науки об обществе — социологии.

Вместе с тем нельзя не отметить в этом процессе возникновения новой науки особое значение философии, в первую очередь социальной фило­софии (иногда ее называют философией истории). Не случайно упомяну-

1 Сен-Симон К. А. Избр. соч. М., 1948. Т. 1. С.167-168.

2 Там же. С. 201.

3 Там же. С. 153.



Часть I. Классический этап

тый выше Арон называл Конта философом в социологии, социологом в философии (кстати, эти слова в полной мере могут быть отнесены и к са­мому Арону). Тесная, неразрывная связь названных двух наук — социо­логии и социальной философии — прослеживается на протяжении всей истории первой из них, накладывая особую печать и на развитие второй.

Конт «присвоил» новой науке имя, обозначил основные ее контуры. Термин «социология», принадлежащий исключительно ему, имеет сме­шанное, греческо-римское происхождение (от греч. logos — учение и лат. societas — общество) и означает в самом общем виде то, что считают в пер­вом приближении к этому понятию и сейчас, — науку об обществе. Но ес­ли до 1830-х гг. проблемы общественной жизни вплетались в общую ткань мировоззрения, не выделяясь в специальный предмет изучения, то ближе к середине позапрошлого столетия произошло провозглашение социологии как отдельной науки.

Основная программная установка Конта состояла в превращении ново­го учения об обществе в такую же точную и плодотворную, рациональную и эффективную науку, какой оказалось естествознание, науку, которая не яв­ляется спекулятивной, умозрительной, а пользуется уже доказавшими свою значимость и полезность методами наблюдения, эксперимента, сравнитель­но-исторического анализа и другими. Иными словами, речь шла о знании, способном дать позитивный результат, и базирующемся на подобном зна­нии направлении позитивизма. Для науки об обществе и человеке такой подход был революционным. Это дает основание считать реальной и явно выявленной нижней границей социологии позитивизм как направление и творчество Конта — как его первое и наиболее яркое выражение.

§ 3. Критерии периодизации и этапы развития социологии

Каковы же основные этапы становления, функционирования и развития социологии? Другими словами, какова периодизация истории социоло­гии? Ответ на этот вопрос связан в первую очередь с выявлением крите­риев периодизации. Будем говорить о трех видах критериев: временных, пространственных, содержательных.

В соответствии с первыми определяются исторические этапы возникнове­ния, утверждения и развития социологической науки в течение XIX—XX вв. С помощью пространственных критериев выделяются страны (континенты), в которых наиболее активно развивается социология в те или иные ncropiме­сите периоды (этапы). Наконец, обращение к содержательным критериям оз-1 гачает выделение различных направлений, школ, течений, парадигм и наибо­лее ярких их представителей (персоналистический подход).

Попытки периодизации истории социологии, неоднократно предпри­нимавшиеся в зарубежной и отечественной науке, редко учитывали все

Глава 1. Предмет истории социологии и ее периодизация...



эти критерии в их сочетании и единстве. В некоторых трудах (даже в учебниках по истории социологии) вообще не дается никакой периодиза­ции и не ставится вопрос о ее критериях, что, конечно, не способствует систематизации громадною и разнообразного материала, накопленного социологической наукой за почти двухвековую историю ее развития, и затрудняет его усвоение студентами.

Обычно в работах по истории социологии акцентировалось внимание на каких-то одних, чаще всего временных либо содержательных критериях. При этом в основу каждой периодизации могли быть положены различные критерии. Французские ученые Ш.-А. Кюэн и Ф. Гресль в работе «История социологии»1 выделяют пять этапов развития социологической науки: пер­вый — до 1917 г., второй — 1918—1945 гг., третий — 1945—1968 гг., четвер­тый — 1969 — начало 1990-х гг., пятый — с начала 1990-х гг.

Нетрудно обнаружить, что в основу подобной периодизации положены не столько содержательные процессы, происходившие в самой социологи­ческой науке, сколько крупные политические события, имевшие мировое значение: революции, войны, общественно-политические движения и вы­ступления, серьезное повлиявшие на развитие общества (например, моло­дежные, в первую очередь студенческие, выступления 1968—1969 гг. в Ев­ропе и США, названные рядом авторов студенческой революцией).

Конечно, развитие социологической науки не может не быть связано с ра­дикальными общественно-политическими трансформациями, но рассматри­ваемая зависимость не настолько жесткая, чтобы использовать ее в качестве основного критерия для выделения основных периодов и этапов процесса этого развития. Гораздо более точной представляется такая периодизация истории социологии, в основу которой кладется анализ внутреннего разви­тия этой науки, ее содержания, существенных изменений, происходящих в ней по мере развития социологического знания, и выявляются его стержне­вые проблемы. Среди них можно назвать понимание общества, его взаимоот­ношений с социальными группами и личностями, вопрос о предмете социо­логии и т.д. Поэтому одной из наиболее актуальных и «сквозных» является проблема соотношения теоретической и эмпирической социологии.

Целесообразно выделять два основных этапа в развитии социологичес­кой науки. Первый охватывает XIX в. (со времени Конта) и начало XX в. (вплоть до 1920-х гг.), второй — весь XX в. Первый этап получил название классического (этап возникновения и развития классической социологии), второй — современного (этап развития современной социологии). Если первый связан с существованием, причем преимущественным, теоретичес­кой социологии, то второй характеризуется, наряду с продолжением этого процесса, появлением и развитием эмпирической социологии. Современ­ный этап развития социологии определяется взаимодействием (в том чис-

Cuin Ch., Gresle F. Histoire de la sociologie. P., 1992.



Часть I. Классический этап

ле и в форме противоборства, противостояния, взаимного неприятия) тео­ретической и эмпирической социологии.

Чтобы в дальнейшем было понятно, о чем идет речь, очень кратко оп­ределим понятия теоретической и эмпирической социологии. Под первой будем понимать область развития социологической науки, содержание которой составляет добывание теоретического знания, создание (конст­руирование) общих и специальных (частных) социологических теорий. Эмпирическая социология — область развития социологической науки, связанная с получением фактографического знания на основе изучения конкретных социальных проблем с помощью соответствующих методов сбора первичной социологической информации (анализ документов, со­циологическое наблюдение, опрос в его различных типах и видах и др.).

Понятно, что, называя второй этап (с 1920-х гг. до наших дней) совре­менным, мы рискуем быть, мягко говоря, непонятыми. Неужели на рубе­же XX—XXI вв. можно позволить себе утверждать, что имевшие место 80 лет назад процессы в социологии должны рассматриваться в качестве современного этапа ее развития?

По поводу границ между классическим и современным этапами раз­вития социологии есть иная, также распространенная в мировой и отече­ственной истории социологии точка зрения. Так, В.П. Култыгин считает, что современный этап охватывает послевоенную (имеется в виду Вторая мировая война) и новейшую социологию. Рубежом между двумя перио­дами в рамках современного этапа автор считает конец 1960-х гг. Что ка­сается классического этапа, то его протяженность определяется зарожде­нием социологии в середине XIX в. и завершением этапа во время Второй мировой войны. При этом он включает в себя периоды ранней и поздней социологической классики. Рубеж между ними — Первая мировая война и Октябрьская революция в России1.

Попробуем аргументировать высказанную нами выше точку зрения. Представляется, что для социологической науки XX в. центральным звеном было и, как нам кажется, еще какое-то время в XXI в. будет, хотим мы того или нет, взаимоотношение, взаимодействие теоретической и эмпирической социологии. Плодотворное развитие социологических исследований многие десятилетия упирается в вопрос об их обоснованности, доказательности как на теоретическом, так и эмпирическом уровнях. Формы взаимодействия те­оретической и эмпирической социологии меняются и будут меняться, равно как и характер каждой из них. Однако проблема их взаимосвязи и плодо­творности взаимоотношений остается, что и позволяет говорить о современ­ном этапе развития социологии, охватывающем последние 80 лет.

Еще один аргумент в пользу суждения о том, что рубеж между классиче­ским и современным этапами социологии относится ко времени окончания

1 Подробнее о позиции В.П. Култыгина по поводу периодизации социологической науки см.: Социол. исслед. 2000. № 8. С. 5—7.

Глава 1. Предмет истории социологии и ее периодизация...



Первой, а не Второй мировой войны, состоит в следующем. Именно начало 1920-х гг. знаменовало собой переход общества в новое состояние, вызвавшее необходимость его осмысления с помощью не традиционных социологичес­ких теорий, а иных средств социологического познания, в первую очередь конкретных эмпирических исследований. При этом заметно изменились ха­рактер и спектр самих изучаемых проблем. Они стали смещаться в сторону изучения социальных групп (в том числе малых), локальных вопросов жиз­ни города, производства, этнических отношений, образования и т.д. Благода­ря таким исследованиям начали возникать отрасли социологического зна­ния (социологии труда, города, образования, индустриальная социология и др.). Еще одна «знаковая» характеристика нового этапа в развитии социо­логии состояла в значительном усилении ее направленности в сторону изу­чения субъективных явлений с точки зрения воздействия на них социальных процессов и выявления их социальной природы. Происшедшие именно в тот период (начало 1920-х гг.) изменения в характере, содержании и направлен­ности социологии в значительной степени, наряду с развитием теоретичес­ких традиций, определили ее «лицо» в последующие восемь десятилетий, ко­торые мы называем современным этапом социологии.

Дадим краткую характеристику современного этапа и назовем основ­ные периоды развития социологии в его рамках, поскольку в дальнейшем анализе, предпринимаемом во второй части учебника, об этом этапе и его периодах будет сказано гораздо подробнее. Определить же суть современ­ного этапа сейчас необходимо для создания самого общего представления о характере процессов, составлявших канву развития социологии в целом на протяжении XX в. Это позволит лучше понять тенденции, начало кото­рым было положено в границах ее классического этапа.

Современный этап связан, во-первых, со становлением и развитием эмпирической социологии; во-вторых, с отраслевой дифференциацией социологической науки; в-третьих, с появлением новых школ, направле­ний, парадигм и теорий в сравнении с теми, которые были в XIX в.; в-чет­вертых, со стремлением определенным образом соединить теоретическую и эмпирическую социологию; в-пятых, с поиском путей ухода от класси­ческих теорий в сторону «постклассики».

В границах современного этапа развития.социологии можно выделить несколько периодов. Первый приходится на 1920—1930-е гг. и характери­зуется мощным наступлением социологического эмпиризма. Следующий период — 1940—1960-е гг. — определяется значительным усилением теоре­тико-методологических построений, что стало своеобразной реакцией на доминирование эмпирической традиции. Третий период — 1970-е — сере­дина 1980-х гг.; в это время предпринимаются попытки, с одной стороны, соединить теоретическое и эмпирическое исследования, микро- и макросо­циологию, с другой — вывести науку на новый уровень теоретического ос­мысления процессов (как в реальной жизни, так и в самой социологии).



Часть I. Классический этап

Наконец, четвертый период охватывает последние 15 лет п позволяет обна­ружить принципиально иные тенденции, имеющие интегративный харак­тер. Новые движения, теории и парадигмы в социологии дают основания говорить о начале периода «постклассических» построений.

Теперь обратимся к рассмотрению главного для нас в первой части учебника классического этапа, который мы связываем с возникновением и развитием социологии в XIX — начале XX в. В таблице 1 систематизирует­ся структура классического этапа истории социологии на основании трех предложенных выше критериев: временного, пространственного и содер­жательного, с учетом персоналистического подхода к каждому направле­нию, течению, к каждой парадигме.

Что дает такое «комбинированное» изучение истории социологии, вклю­чающее в себя выделение временных этапов и периодов, выявление сути ос­новных направлений, течений, школ, парадигм, характерных для каждого из них и представленных специфически в той или иной стране, и, наконец, рас­смотрение взглядов крупнейших представителей социологической мысли, выражающих специфику этих направлений и парадигм?

Прежде всего, возможность определить общественную (экономическую, социальную, политическую, идейную) необходимость и потребность в воз­никновении того или иного этапа (периода) социологии, его содержательной «начинки», влиянии на общество (отдельные группы людей) и наоборот. Да­лее. Благодаря указанному подходу, наряду с выявлением социальной зави­симости социологии, возникает возможность анализа внутренней логики развития этой науки, не связанной напрямую с общественными (экономиче­скими, политическими, классовыми, групповыми и т.д.) потребностями.

Обе сформулированные позиции способны помочь получить ответы на три принципиальных вопроса.

• Почему возникли те или иные направления (течения, школы, пара­дигмы)?

• Как это произошло? Как случилось, что при всей уникальности и инди­видуальности творчества того или иного социолога он представлял взгляды, характерные именно для данного направления в данной стране?

• Каким образом появление тех или иных направлений было связано с развитием общества, его потребностями и интересами?

Наконец, соединенные воедино три критерия периодизации истории социологии дают возможность наметить и проследить трактовку основ­ных для этой науки проблем (независимо от направления, течения либо парадигмы): общества, социальной структуры, личности, культуры, соци­альных институтов, социальной динамики и многих-многих других. Это позволяет создать целостное представление о социологической науке в ее изменении и развитии.

Дальнейшее рассмотрение классического этапа социологии пойдет по пути анализа ее основных направлений и течений (а затем и школ), соеди-

Глава 1. Предмет истории социологии и ее периодизация...



пенного с характеристикой творчества наиболее крупных ученых, Которым эта наука обязана своим появлением и развитием (см. табл. 1).

Таблица 1Классический этап истории социологии

Временной критерий Содержательный критерий Пространственный критерий. Персоналии
Ранний классический период: 1830-1880-е гг. Позитивизм Натурализм, органицизм: социальный дарвинизм расово-антропологичес кое направление географическое направление Конт (Франция), Спенсер (Англия), Ковалевский (Россия) Гумплович, Ратценхофер (Австрия), Смолл, Самнер (США), Стронин, Лилиенфельд (Россия) Гобино, Летурно (Франция) Бокль (Англия), Ратцель, Хаусхофер (Германия), Реклю (Франция), Мечников (Россия)
Марксизм Маркс, Энгельс (Германия), Плеханов, Ульянов/Ленин (Россия)
Поздний классический пе­риод: 1880-1910-1920-е гг. 11сихологическое направление: эволюционизм психология народов групповая психология инстинктивизм интеракционизм Уорд, Гиддингс (США), де Роберти, Кареев (Россия) Вундт(Германия) Тард, Лебон (Франция) Мак-Дугалл (Англия) Кули (США)
Классическая немецкая социология: формальная социология понимающая социология Теннис, Зиммель (Германия) Вебер(Германия)
Позитивизм и неопозитивизм Дюркгейм (Франция), Парето (Италия), Сорокин (Россия)

В этой связи зададимся еще одним важным вопросом: как стало воз­можным появление социологической науки? что к этому привело? От­вет на данный вопрос означает рассмотрение предпосылок возникнове­ния социологии.



Часть I. Классический этап

§ 4. Социально-экономические предпосылки возникновения социологии

При рассмотрении предпосылок целесообразно выделить две группы — со­циально-экономические и научно-теоретические. Рассмотрим вначале пер­вые. В социально-экономическом плане предпосылки возникновения соци­ологии необходимо связывать прежде всего с развитием капитализма в первой трети XIX в., которое поставило проблемы общественных отноше­ний, взаимодействия общества и человека в центр социального знания. Жизнь людей в новых условиях породила противоречивые оценки и взгля­ды на развитие ведущих капиталистических стран, в первую очередь Анг­лии и Франции; не случайно именно в них появились первые великие пред­ставители социологии — классики этой науки О. Конт и Г. Спенсер. С одной стороны, в этих странах наблюдался значительный экономический, соци­альный и политический прогресс в сравнении с предшествующим периодом их развития, с другой — характерными становились усиление эксплуатации, кризисы, неимоверно тяжелое положение рабочих, использование женского и детского труда, увеличение продолжительности трудовой недели, крайне неблагоприятные условия на производстве и в быту.

Реакция на эти процессы, естественно, оказалась неоднозначной. Тру­дящиеся стали прибегать к новым и мощным формам классового проти­воборства. Это в первую очередь движение луддитов (направленное на разрушение машин, в которых рабочие фабрик видели своих главных врагов), затем чартистское движение в Англии, восстания лионских тка­чей во Франции, силезских — в Германии.

В социальной мысли первой половины XIX в. существовало несколь­ко форм реакции на эти процессы. Это были и утопический социализм, и марксизм, и консервативное, и либеральное направления, и др. Опреде­ленной формой рефлексии социально-экономического и политического развития капитализма стало возникновение новой науки об обществе — социологии, которая должна была объяснить естественность и законо­мерность этого процесса и всего того, что могло быть с ним связано.

Вместе с тем истоки социологии следует искать не только в самом ка­питалистическом обществе, его социально-экономическом и политиче­ском развитии и потребности иметь объективное научное знание об этих процессах. Несомненно, корни социологии объясняются и общецивили-зационной природой. Имеются в виду постепенное складывание мирово­го рынка, появление схожих политических структур, формирование вза­имосвязей различных культур и многое другое. Иными словами, предпосылки возникновения социологии следует видеть в рамках движе­ния в сторону целостного социального мира. Необходимость его изуче-i ния, конечно же, требовала новой, особой науки об обществе.

Появление социологии можно рассматривать как своеобразный отклик на эту общественную потребность. Поэтому не случайно уже в социологиче-

Глава 1. Предмет истории социологии и ее периодизация... 23

ских построениях Конта, Спенсера, Маркса уделялось большое внимание широким социальным проблемам (некоторые из них мы сейчас назвали бы глобальными). Первых «настоящих» социологов, тех, кто провозгласил принципы новой науки, интересовало прежде всего общество как таковое. Этому как нельзя лучше способствовали сложившиеся к середине XIX в. те­оретические построения и концепции, о которых чуть дальше будет специ­ально сказано.

Поэтому не следует преувеличивать роль социально-классового аспекта в возникновении социологии, как это еще до недавнего времени делалось у нас в литературе, когда говорилось о доминирующих интересах буржуазии в ста­новлении и развитии новой науки. Но, вероятно, отказываться от рассмотре­ния этого аспекта полностью также не стоит. Тем более что сами основопо­ложники социологии, в первую очередь Конт, уделяли этой проблеме особое внимание. В работе «Система позитивной политики» он специально рассма­тривал связь между социологическим позитивизмом (см. подробнее о нем в следующей главе) и французской революцией, а также теми классами, слоя­ми и группами, которые были в ней заинтересованы1.

Рассуждая о причинах конституирования социологии как отдельной, особой науки об обществе, некоторые исследователи полагали, что в основе этого процесса лежали охранительные задачи. Логика размышлений была примерно такой. Идеи начального периода буржуазного развития (XVIII в.), содержавшие в себе революционный дух, оказались неприемлемыми в новых условиях. Капиталистический строй утвердился, окреп и уже не нуждался в революционном обосновании своего развития. Наоборот, появилась новая социальная задача: сохранить буржуазное общество, с решением которой и связывали возникновение социологии отдельные отечественные ученые.

Принимая такие аргументы лишь как частично объясняющие возник­новение социологии (с точки зрения ее социально-экономических, полити­ческих и идейных предпосылок), необходимо отметить, что существовала логика прогресса не только общества, но и науки. Причины появления но­вой отрасли научного знания разумно было бы искать как за ее пределами, так и в развитии самой науки.

§ 5. Естественно-научные и идейно-теоретические предпосылки возникновения социологии

Существенное значение в этом плане приобретают достижения естествозна­ния, которые, с одной стороны, можно рассматривать автономно, как самодо­статочные, с другой же — как необходимые естественно-научные предпосыл­ки возникновения социологии. Речь идет в первую очередь об открытиях в

1 См.: Конт О. Система позитивной политики // Западно-европейская социология XIX века: Тексты. М., 1996. С. 191-196.



Часть I. Классический этап

области математики, астрономии, физики, механики (отсюда появление «ме­ханической» модели общества, в которой оно сравнивалось с машиной, где каждый винтик выполняет свою функцию), совершенных к середине XIX в., а чуть позднее — в области биологии (имеется в виду создание клеточной теории немецкими учеными Т. Шванном и Я. Шлсйденом, а затем — эволю­ционной теории английским естествоиспытателем Ч. Дарвином).

Без достижений в этих науках не могло быть и речи о появлении социоло­гии, поскольку она и<

Наши рекомендации