Тема 21. Власть как социальное явление
Вопросы и логические задания
1. Определите содержание основных структурных элементов власти:
Структурный элемент | Содержание | |
1. | Субъекты власти | |
2. | Объекты власти | |
3. | Источники власти | |
4. | Ресурсы власти | |
5. | Функции власти |
2. Определите содержание основных теоретических подходов к определению природы власти и основных теоретических концепций в рамках этих подходов:
Подход / концепция | Содержание | |
1. | Психологический (поведенческий, сущностный) подход | |
- Теологическая концепция | ||
- Биологическая концепция | ||
- Бихевиористская концепция | ||
- Психоаналитическая концепция | ||
- Телеологическая концепция | ||
- Мифологическая концепция | ||
2. | Социологический (отношенческий) подход | |
- Структурно-функциональная концепция | ||
- Классовая концепция | ||
- Дуалистическая концепция |
3. Почему люди не могут обойтись без власти?
4. Почему власть определяется как социальное явление? Присуща ли власть коллективным животным особям?
5. Каково, на ваш взгляд, главное назначение власти в обществе?
6. Что такое потестарная власть и каковы ее основные признаки?
7. Какой подход к определению власти – власть как сущность или власть как отношение – в большей степени соответствует действительности?
8. В чем заключается особенность политической власти по сравнению с властью экономической, информационной, религиозной?
9. Что такое ресурсы и основания власти?
10. Сравните типологии ресурсов власти Н.Макиавелли и А.В.Этциони. По каким признакам они классифицировали ресурсы? В чем достоинства и недостатки этих классификаций?
11. Как зависит выбор ресурсов власти от характера политического режима?
12. Как вы считаете, какой вид ресурсов, согласно концепции А.Этциони, наиболее эффективен и почему?
13. Как вы считаете, какие ресурсы в наибольшей степени использует современное российское государство?
14. Насколько, по-вашему, верна классификация ресурсов А.Тоффлера?
15. Французский политолог М.Дюверже сравнивал власть с двуликим Янусом, древнеримским божеством, на том основании, что с одной стороны это инструмент господства одних групп над другими, с другой – это способ сохранить некоторый социальный порядок, некоторую интеграцию. Пропорция этих сторон, по мнению М.Дюверже, очень разнообразна исходя из эпох, условий и стран, но эти две стороны сосуществуют всегда. Как вы считаете, в чем состоит основная причина этой двойственности? Аргументируйте свой ответ.
Тема 22. Право как регулятор общественной жизни
Вопросы и логические задания
1. Что означает термин «право»?
2. Определите основные причины возникновения права.
3. Чем, по-вашему, можно объяснить отсутствие единства взглядов на сущность права?
4. Раскройте содержание основных признаков права:
Признаки | Содержание | |
1. | Нормативность | |
2. | Неперсонифицированность | |
3. | Формальная определенность | |
4. | Многократность применения | |
5. | Общеобязательность | |
6. | Обеспеченность исполнения принудительной системой государства |
5. Раскройте содержание основных функций права:
Функция | Содержание | |
1. | Регулятивная | |
2. | Охранительная | |
3. | Воспитательная | |
4. | Идеологическая |
6. Определите, в чем состоит сходство и различие права и морали, как регуляторов жизнедеятельности людей?
7. Определите, в чем заключались особенности формирования правовых систем на Западе и на Востоке?
8. Какие, на ваш взгляд, функции права недостаточно эффективно реализуются в современном российском обществе?
9. В обыденном сознании термины «право» и «закон» обычно используются как тождественные. Как вы считаете, в чем основная причина подобной тождественности?
10. Сформулируйте причины возникновения права. Насколько они сходны с причинами возникновения государства?
11. Как вы считаете, что возникло раньше, государство или право и почему?
12. Чем различаются процессы формирования правовых систем на Западе и на Востоке. В чем заключается специфика западного и восточного права?
13. Почему на Западе процесс формирования права опирался на идеи приоритета неотчуждаемых прав личности: права на жизнь, свободу, собственность? Как в этом случае можно согласовать интересы отдельно взятой личности и общества в целом?
14. В чем сходство и в чем различие права и религии?
15. Как вы считаете, возможно ли, в перспективе отмирание права и замена его другими регуляторами жизнедеятельности людей? Аргументируйте свой ответ.