Лекция 6. личность. процесс социализации

Изучением личности занимаются многие гуманитарные науки, и для каждой из них характерен свой подход.

В наиболее широком плане личность изучает философия, где личность рассматривается с точки зрения ее положения в мире, как субъекта деятельности, познания, творчества. В психологии личность изучается как целостный субъект – в единстве разума, чувств и действий.

Социология же рассматривает личность – с точки зрения ее положения в обществе, присущих ей индивидуальности и неповторимости, а также социальной активности. А, кроме того, социологический подход ориентирован, прежде всего, на установление взаимосвязи индивидуального и социального. Личность это и совокупность индивидуальных и социальных качеств.

Прежде, чем приступить к анализу, представляется целесообразным развести по смысловому содержанию схожие понятия: «человек», «индивид», «личность».

Понятие «человек» – это наиболее широкое, родовое понятие, оно используется в случаях, когда речь идет просто о представителе человеческого рода – «хомо-сапиенс» (homo sapiens).

Понятием «индивид» (не путать с индивидуальностью) обозначается представитель какой-нибудь социальной группы или общности (например, студент, горожанин), но при этом речь не идет о каком-то конкретном человеке.

Когда же мы говорим о любом конкретном человеке, то используется понятие «личность», и тем самым подчеркивается его индивидуальность и неповторимость. Понятием личность обозначается системное качество человека – как устойчивая и целостная совокупность социально значимых черт и способностей, обусловленных его включенностью в общественные взаимодействия. При этом человек рассматривается не только как продукт общественных отношений, но и как их источник.

В ИСТОРИИ развития социальной мысли существует множество концепций личности, из которых наибольший интерес могу представлять следующие направления:

Бихевиористское направление в социологии связано с рассмотрением личности как совокупности реакций на стимулы, формируемые внешней средой. При этом здесь отрицается какая-либо спонтанная внутренняя активность человека и его способность опосредовать ответы на внешние стимулы. Т.е. личность выступает скорее неким пассивным субъектом, результатом влияния среды.

Интеракционистское направление опирается на методологическую установку, согласно которой личность есть результат участия человека в социальных группах. Личность человека понимается как совокупность шаблонов поведения, формирующихся в процессе повседневного взаимодействия с окружающими.

Структурно-функциональный подход в социологии представлен ролевой концепцией личности. Согласно этой концепции, человек, находясь в социальной системе, вынужден выполнять ряд функций, которые могут быть описаны как его роли. Роль представляет собой динамическую характеристику статуса человека в обществе.

Экзистенциалистское направление в социологии противопоставляет личность и социальный мир, рассматривая самоосуществление человека как постоянный процесс выбора решений в борьбе с отчужденным от него миром. Смысл же человеческого существования – это придание человеческой жизни самим человеком в процессе непрерывного самоосуществления им своей сущности.

Марксистская теория личности исходит из предметно-деятельного характера становления человеческой личности, учитывает ее активность в освоении многообразных форм человеческой деятельности.

Каждое из этих социологических направлений раскрывает ту или иную сторону проблемы личности и акцентирует внимание на многогранности человеческой жизни общества.

В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ часто используются два подхода к определению понятия «личности», которые следует рассматривать комплексно:

- формально-логический, где «личность» трактуется через более широкое понятие «человек», который при этом обладает какими-нибудь отличительными признаками или положительными чертами, т.е. здесь происходит деление людей на личности и не личности. Слабость и ограниченность применения этого подхода связана с необходимостью выявления социальных характеристик для самой личности, а также с тем, что он может ущемлять права человека, его достоинство, занимаемый статус и, наконец, противоречит самой идее гуманизма;

- диалектико-логический – этот подход позволяет избежать деления людей на личности и не личности. Он базируется на том очевидном факте, что каждый человек обладает врожденными и приобретенными, биологическими и социальными особенностями, которые делают его уникальным и неповторимым. И здесь каждый человек рассматривается как личность.

Эти подходы не антагонистичны – напротив, они взаимодополняют друг друга, т.е. предоставляют возможность и для развития человеком своей индивидуальности и одновременно увязывания ее с общественным развитием.

Индивидуальность и неповторимость каждого человека может обуславливаться, по меньшей мере, тремя факторами:

1) генетическая неповторимость (о чем свидетельствуют исследования биологии, генетики);

2) темперамент (характеристика динамических особенностей индивида: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний; согласно исследованиям психологов, у каждого человека он свой, отчасти наследуется генетически, а также может меняться под влиянием среды и внутренних мотиваций);

3) процесс социализации – для каждого человека он оказывается индивидуальным.

И наложение уже этих трех факторов друг на друга позволяет говорить о том, что на свете не существует двух одинаковых людей.

СОВРЕМЕННАЯ СОЦИОЛОГИЯ рассматривает человека с учетом взаимосвязанности и взаимообусловленности в нем социальных, биологических и психологических качеств, но при этом акцентирует внимание на том, что вне социальной среды личность сформироваться не может. Человек также является носителем социальной активности, т.е. не просто детерминирован социальной средой, но и обладает способностью влиять на эту среду, выступает одним их источников социального развития. Именно благодаря социальной активности осуществляется социальное развитие и человека, и общества.

Социальная активность, в свою очередь, обуславливается, как природными качествами, так и процессом социализации. Она может проявляться в индивидуальной или групповой, организованной или стихийной формах и быть связанной с различными сферами общественной жизни (трудовой, социально-политической, духовной, семейно-бытовой, досуговой и др.).

Если же принимать во внимание направленность социальной активности (мотивы, цели), то здесь может выделяться ее социальный и асоциальный характер. В последнем случае имеются в виду некоторые антиобщественные проявления (или преступные действия). Высшим проявлением социальной активности считается творчество, большой отпечаток на которое оказывает сама личность.

Личность как некое целостное образование, обладает собственной СТРУКТУРОЙ, как иерархизированным единством некоторых отличительных черт, которые в той или иной мере присущи каждой личности. К последним относят:

· объективные социальные потребности личности (в труде, в семейно-бытовой, общественно-политической жизни и др.)

· способность к творческой деятельности, знания, навыки;

· степень овладения культурными ценностями общества (духовный мир);

· нравственные нормы и ценности, которыми руководствуется сама личность;

· способ реализации социальных качеств в деятельности и в образе жизни.

Социальную структуру личности не следует рассматривать как некое «закостеневшее» образование, она постоянно меняется под влиянием внешних и внутренних факторов. В сущности, и процесс социализации может рассматриваться как процесс изменения социальной структуры личности.

В рамках социологии разрабатываются типологии личностей, некоторые модели, где личность обладает неким набором типических признаков. Здесь типические черты (в отличие от «типажей» художественной литературы) представляют собой научную абстракцию, аналоги которым трудно отыскать в действительности.

В основу этих типологий могут закладываться различные факторы:

Ø социальная ориентация, где выделяют: экономический, политический, социальный, эстетический, религиозный и др. типы личностей;

Ø по классам и социальным группам (рабочие, студенты, пенсионеры);

Ø могут также использоваться и некоторые образные типажи («нарциссы», «прилипалы», «акулы»… или появившиеся в употреблении «современные» типы – «новый русский»).

Что касается последних, то их использование в научных трудах допускается, но с одной оговоркой – необходимо дать четкое определение, что в данном случае автор под этим термином понимает.

Проблемой типологии личностей занимались такие российские ученые конца XIX – начала XX века, как: Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, Н.К. Михайловский, В.В. Розанов, В.С. Соловьев и др.

Довольно любопытная концепция «пассионарности» была предложена Л.Н. Гумилевым, который рассматривал поведение человека с точки зрения его социальной активности, как способ его адаптации к окружающей среде, требующий потенциальной энергии. По его мнению, «проще всего классифицировать людей по их способности поглощать биохимическую энергию живых веществ».

К первому типу он относил гармоничных личностей, которые располагают достаточной энергией для удовлетворения потребностей, диктуемых инстинктом самосохранения (люди работают, чтобы жить). Ко второму типу («пассионарии»[16]) он относил людей с избытком энергии (ее больше, чем требуется для спокойной жизни), и потому они часто трудятся для идеальных целей. Третий же тип («субпассионарии»[17]) не обладает достаточной энергией для труда, поэтому люди этого типа не стремятся к активной трудовой деятельности, а предпочитают жить за счет других. Причем в каждом этносе, по мнению Гумилева, соотношение людей разных типов может изменяться, и пассионарность может быть определена на уровне всего общества.

В социологии также нередко выделяют модальный и идеальный типы личности.

Понятие модальный тип личности (которая реально преобладает в данном обществе), было введено американской исследовательницей К. Дьюбойс. Она использовала его для обозначения наиболее часто встречающегося типа личности, воплощающего в себе общекультурные черты и ценности какого-либо конкретного общества (американского, английского, русского).

Но здесь следует заметить, что в сложно организованных обществах, где имеется большое количество социальных слоев (страт), и соответственно существует многообразие субкультур, сложно говорить о наличии такого «усредненного» типа личности. Не говоря уже о многонациональных государствах (как Россия), где к тому же наблюдается смешение многих культурных традиций и ценностей. Равно как сложно говорить и о существовании некоего модального типа личности для всего человечества, ориентируясь на общечеловеческие ценности.

Проводятся также исследования по разработке некоторого «идеального типа личности», как продукта сложного переплетения социально-экономических, политических и историко-культурных условий жизнедеятельности людей, что может позволить изучать степень отклонения реальности от искомого идеала. Обычно он не привязан к конкретным условиям. Это может рассматриваться как пожелание на будущее, например, «всесторонне и гармонично развитая личность» у К. Маркса или !новый человек» у Э. Фромма.

В.А. Ядов (1929 – 2015), ведущий советский и российский социолог предлагает выделять «базисный тип личности», как наилучшим образом отвечающий объективным потребностям данного этапа общественного развития. Это должно являться отражением того, как общественная система влияет на ценностные ориентации человека, а через них – на его реальное поведение.

Социализация.

Под социализацией понимается процесс усвоения человеком знаний, умений, ценностей, формирования индивидуальных и социальных качеств, позволяющих ему становиться дееспособным членом общества.

Теория социализации имеет давнюю историю своего развития. Еще Э. Дюркгейм обращал внимание на двойственность природы человека – противоречивости в нем биологических (импульсивных) и социальных (на основе норм и ценностей) качеств, что может становиться причиной для появления внутреннего беспокойства и тревоги. Ядром дюркгеймовской концепции стала теория морали как системы объективных правил поведения.

Габриель Тард (один из основателей субъективно-психологического направления в социологии)акцентирует внимание на факторе подражания и рассматривает взаимодействия «ученик – учитель» в качестве типовых и наиболее важных среди многообразия социальных отношений.

Довольно интересными можно считать идеи Франклина Гиддингса (социальный психолог) – об определяющей роли социального принуждения в процессе социализации. Он считал, что человек не может жить только индивидуальной жизнью, но и общество, создающее человека, постоянно им же преобразовывается.

Достаточно влиятельной оказалась концепция К. Маркса о сущности человека как совокупности всех общественных отношений. По его мнению, социализацию ни в коей мере нельзя рассматривать как процесс пассивного приспособления человека к социальной среде, поскольку и сама социальная среда становится результатом жизнедеятельности человека. И этот процесс можно считать взаимообусловленным и взаимодополняющим.

Развернутая теория социализации была представлена в трудах Т. Парсонса, согласно которой социализация является первым средством поддержания социального порядка, социального равновесия в обществе.

Эти вопросы стали одними из актуальных и в субъективной школе российской социологии. В работах Н.К. Михайловского и П.Л. Лаврова делается акцент на приоритете человеческой личности в процессе социализации, и сам этот процесс рассматривается как самореализация индивида, развитие его индивидуальности, становление нравственного идеала личности. В то же время указывается, что личность не может правильно развиваться вне удовлетворительных форм общественного строя. Но как субъект общественных отношений она способна воздействовать на общество, выступать в качестве основного стимула социальных изменений.

Говоря о социализации, следует обратить внимание на тот факт, что социальные качества человека не передаются генетически, хотя человек и наделяется способностью к их усвоению. Они приобретаются человеком именно в процессе социализации, он продолжается всю его жизнь, и в течение этой жизни постоянно происходит уточнение, переосмысление жизненного опыта.

Образно говоря, если развитие человеческого существа от момента зачатия до рождения можно сравнить с ускоренным процессом эволюции живых существ, то процесс социализации – вправе рассматривать как «ускоренный» период развития всего человечества, который проходит каждый человек от момента рождения до его вступления в жизнь в качестве дееспособного члена общества.

Понятие социализации – это довольно сложный процесс, включающий в себя освоение природного и социального мира, научных знаний и духовных ценностей. Человек приходит в уже «готовый мир», который до этого развивался по своим законам и предстает перед ним как данность. И только усвоив определенные знания и культурные ценности, нормы поведения и взаимодействия с другими людьми он может полноценно вступить в этот мир, реализовать свои способности, творческий потенциал и тем самым способствовать общественному развитию.

Особенность социологического изучения социализации обусловлена двойственностью самого объекта исследования: «личность – общество». В обществе вырабатываются некоторые эталоны социализации, которые, как правило, понятны и достижимы. Общество способствует наделению личности некоторыми типическими чертами – для возможности предсказания его поведения и упорядочивания социальных взаимодействий. И одновременно оно содействует индивидуализации поведения и формированию социальных качеств, как источнику своего развития. Баланс личностного и социально-типического в процессе социализации может варьироваться.

В процессе социализации принято выделять следующие виды:

Ø целенаправленные (обучение, воспитание);

Ø непреднамеренные (собственное восприятие и воспроизводство реальности, самоактуализация и самосовершенствование).

И, учитывая это, уже с уверенностью можно говорить, что даже у братьев-близнецов социализация окажется различной.

В процессе социализации также можно выделить различные этапы – в зависимости от того критерия, который возьмем за основание.

1. До-трудовой, трудовой, и после-трудовой этапы.

2. Детство, юность, взрослые годы, старость.

На формирование социальных качеств человека (начиная с детства) могут оказывать существенное влияние многочисленные факторы, такие, например, как: материальное положение семьи и ее полнота, социальное окружение, место жительства и др. Заметим, что социализация не всегда становится успешной. В частности, здесь важно еще учитывать временные и факторные этапы, т.е. если ребенок не получает своевременной и правильной социализации, то он может и не получить статуса дееспособного члена общества («Маугли»).

Учитывая тот факт, что социализация имеет «двойственный» характер, т.е. включает в себя формирование как социальных, так и индивидуальных качеств, мы можем выделить здесь две крайние формы[18]

- конформизм – явление пассивного приспособления человека к социальной среде, при котором личностные качества оказываются недостаточно развитыми. В качестве его проявлений могут выступать отсутствие собственной позиции, слепое следование принятым образцам поведения и подчинение авторитетам, а также стремление человека сложить вину за собственную несостоятельность на внешнюю среду;

- индивидуализм, который проявляется в придании наибольшей значимости собственным личностным качествам и интересам, он часто сопровождается нежеланием человека считаться с интересами и потребностями окружающих людей, с общественными нормами и ценностями.

Таким образом, социализация предполагает обретение человеком именно своего социального лица, в котором синхронизированы типические социальные и индивидуальные черты. Человек при этом получает возможность не только стать полноправным членом общества, но и в дальнейшем реализовать свои достижения в социальной среде. Т.е. личность – это совокупность взаимосвязанных индивидуальных и социальных качеств.

Отсюда становится очевидным, что, называя человека существом социальным, социологи ни в коей мере не умаляют его личностных качеств, его индивидуальности и неповторимости, а, прежде всего, подчеркивают его тесную взаимосвязь с социальным миром, обладание человеком некоторыми социальными качествами, которые ему позволяют становиться личностью и одновременно полноправным членом общества. И немалую роль в этом может играть его социальная активность, которая детерминирует условия социализации. Результаты социализации (благоприятны или же нет ее реальные условия), во многом могут определяться именно активностью личности.

Обратим внимание еще на один немаловажный факт – социализация не всегда идет по восходящей линии, как усвоение пройденного опыта и на его основе построение новых личностных качеств. В социологии используется и такое понятие, как ресоциализация, под которым понимается усвоение новых норм и ценностей, вступающих в противоречие с уже накопленным опытом.

Ресоциализация имеет место, когда человек осуществляет переосмысление и даже «исправление» некоторых своих принципов, правил поведения, взглядов, которыми он руководствовался до сих пор. Это может обуславливаться различными внешними изменениями: социального статуса человека (повышение по служебной лестнице, становление отцом или матерью, выход на пенсию), места жительства (переездом в другой город, в сельскую местность, в другую страну). Ресоциализация также может происходить в связи с внутренней потребностью человека переосмыслить свою жизнь (самоактуализация, самосовершенствование). К ресоциализации вправе быть отнесена и психотерапия, с помощью которой осуществляется корректировка психики человека, его поведенческих характеристик.

Процессы социализации и ресоциализации обычно рассматриваются как тесно сопряженные и взаимодополняющие друг друга. Социализация, в целом, происходит в большей степени в соответствии с принципом дополнения, нежели замены.

Помимо того, имеет место использование и такого понятия, как десоциализация, что означает утрату человеком социальных качеств, норм и ценностей, отчуждение от социальной группы, общества.

И, наконец, социализация всегда происходит в конкретном (а не в каком-то абстрактном) обществе, а в рамках существующей к нем культуры, через языковые традиции которой ребенок получает первые азы социального поведения. Причем каждое общество передает своим членам свой особенный опыт, свои специфические культурные образцы.

Практикум.

Контрольные вопросы:

Ø В чем отличие следующих, схожих по смысловому содержанию понятий: «человек», «индивид», «личность»?

Ø Какими факторами обусловлена индивидуальность и неповторимость каждого человека?

Ø Что понимается под «базисным типом личности»?

Ø Передаются ли по наследству социальные качества?

Ø Какие виды целенаправленной социализации Вы знаете?

Практическое задание

Возможно ли в рамках социологической науки использовать «типажи» присущие художественной литературе? Обоснуйте свою точку зрения.

Контрольные тесты

Выберите варианты ответов, которые вы считаете правильными

1. Понятие личность в социологии означает – А) Синхронизированное развитие индивидуальных и социальных качеств; Б) Преимущественное развитие индивидуальных черт.

1. Верно только А

2. Верно только Б

3. Оба суждения верны

4. Оба суждения неверны

2. Процесс усвоения человеком знаний, умений, ценностей, формирования индивидуальных и социальных качеств, позволяющих ему становиться дееспособным членом общества, называется:

1. Интеграцией

2. Социализацией

3. Дифференциацией

4. Политизацией

3. Одна из крайних форм социализации, как явление пассивного приспособления человека к социальной среде, при котором личностные качества оказываются неразвитыми, называется:

1. Аутизм

2. Конформизм

3. Индивидуализм

4. Абсурдизм

4. Усвоение новых норм и ценностей, вступающих в противоречие с уже накопленным опытом, определяется как:

1. Десоциализация

2. Идентификация

3. Мобилизация

4. Ресоциализация

Наши рекомендации