Структура социологического знания.
Социология как наука имеет сложную структуру социологического знания, и в ней можно встретить различные подходы к структурированию социологического знания. Прежде всего, в ней выделяют – теоретическую и эмпирическую социологии, что обусловлено соответствующими уровнями знания. Разделение социологии на фундаментальную и прикладную сопряжено с развитием теории либо с решением практических задач.
Социологические теории в свою очередь также разделяют на: общие – изучающие особенности функционирования и развития общества в целом; специальные – связанные с изучением закономерностей функционирования и развития различных социальных систем, протекания социальных процессов. Кроме того, изучением отдельных сфер общественной жизни занимаются так называемые отраслевые социологические науки (экономическая социология, политическая социология, социология культуры и др.). Особенностью этих наук является изучение этих сфер через призму общества в целом.
Имеет место разделение системы социологических знаний на макро- и микросоциологию. В макросоциологии предполагается изучение довольно крупных социальных систем (общество, этносы, социальные институты), а в микросоциологии внимание сосредотачивается на социальном поведении, межличностных взаимодействиях.
Еще один подход к структурированию системы социологического знания обусловлен историей становления самой науки, и здесь выделяют три уровня: Общесоциологические теории, Теории среднего уровня и Эмпирическую социологию.
1. Общесоциологические теории своему появлению отчасти обязаны философии, поскольку развивались в ней, когда социология еще не сумела выделиться в самостоятельную науку. В ее рамках появились многие парадигмы[9], как совокупность научных взглядов и методов изучения социальной реальности. К ним можно отнести: структурный функционализм, теорию конфликта, понимающую социологию и др.
2. Теории среднего уровня.[10] К ним относятся различные теории, которые связаны с необходимостью изучения особенностей функционирования различных социальных систем и протекающих в них социальных процессов (социология семьи, социология религии, социология организаций, социология массовых коммуникаций, социология девиантного поведения, социология конфликта и др.).
3. Эмпирическая социология – совокупность методов и технических приемов, которые используются для сбора, сохранения, обработки информации и интерпретации полученных данных. Начало эмпирической социологии датируется концом XIX века, а бурное развитие происходило уже в 20-30-х гг. XX в.и тогда социология смогла уже выделиться и философии и заявить о себе как о самостоятельной науке, использующей свой научный инструментарий.
Социология в системе общественных наук.
Для того чтобы лучше понять особенность социологического подхода, необходимо рассмотреть ее во взаимосвязи с другими гуманитарными науками. Социология сумела выделиться из философии (изучающей реальность умозрительно), прежде всего, с помощью использования своего научного инструментария (социологическое исследование), хотя ее связь с ней сохраняется. Отличие также состоит в том, что у философии и объект изучения много шире – его можно определить как природа, человек и общество. К тому же философия обладает наивысшей степенью абстракции и использует универсальные понятия.
Если соотнести социологию и психологию, то последняя из этих наук изучает человека в единстве чувств, разума и действий, конечно, опосредуемых социальной средой, но в большей мере сосредотачивающей свое внимание на внутреннем мире человека. Социология же изучает все то, что происходит между людьми (социальную реальность), особенности функционирования различных социальных систем, протекания социальных процессов, механизмы установления взаимосвязей между людьми.
Социология и история, в принципе, имеют один и тот же объект исследования, хотя изучают его по-разному. История изучает эту реальность post factum (не терпит сослагательного наклонения), этапы исторического развития, выявляет причины изменений, тогда как социология изучает социальную жизнь в современной реальности – in factum, хотя с необходимостью включает в себя и анализ прошлых времен, а также прогнозы относительно будущего.
Если же определять различие социологии с экономической наукой, с политологией, культурологией, то здесь будет корректнее проводить их сравнение с отраслевыми социологическими науками. Политология изучает политику в рамках государства, его политической системы, соотнося с гражданским обществом, тогда как Политическая социология изучает политическое поведение и деятельность социальных групп в условиях гражданского общества (через призму общества в целом) и в соотнесении с политической системой государства. Экономическая наука изучает особенности функционирования экономической системы, ее структурных элементов (и даже организации она изучает как некий субъект экономической деятельности, не вникая во внутренние движущие силы ее функционирования), тогда как экономическая социология не только рассматривает развитие экономики через призму общества в целом, но и выявляет социальные источники экономических изменений («социальный механизм развития экономики»). Именно узость экономического подхода в свое время подвигла экономистов к включению социальных аспектов в экономический анализ, а также к выделению экономической социологии в качестве самостоятельной науки.
Социология, так или иначе, продолжает быть связанной со многими общественными науками, в том числе создавая новые системы знаний, где используется междисциплинарный подход (например, конфликтология). Кроме того, определенные связи у нее сложились и с естественными науками, такими как статистика, математика. С математикой ее связь довольно тесна и в то же время парадоксальна. Социология, являясь гуманитарной наукой, использует математический аппарат, который в большей степени применим к области естественных наук. И уже благодаря этому может происходить утрата достоверности получаемых данных (а именно достоверность наиболее важна!) – поскольку социолог при проведении социологического исследования вынужден сначала переводить качественные показатели в количественные, а затем опять в качественные. Попытки создания некоторого математического аппарата, ориентированного именно на область гуманитарных исследований, насколько известно, пока не принесла позитивных результатов.
Функции социологии как науки.
Функции социологии многочисленны, но выделим лишь те, которые представляются основными.
Гносеологическая (познавательная) функция проявляется в самом изучении социальной реальности, особенностей функционирования и развития социальных систем, протекания социальных процессов. В качестве средств познания могут использоваться как теории, так и методы социологических исследований.
Прикладная функция обусловлена возможностью решения конкретных социальных проблем, разработкой практических рекомендаций по усовершенствованию функционирования социальных систем и протекающих социальных процессов.
Прогностическая функция реализуется на основе знания определенных закономерностей и возможности предвидения событий или состояний социальных систем, направлений протекания социальных процессов на дальнейшую перспективу. Но здесь необходимо учитывать, что чем дальше по времени распространяется прогнозирование, тем ожидается меньшая точность получаемого результата. А в условиях революционных ситуаций (бифукации) осуществлять точный прогноз оказывается крайне сложно.
Мировоззренческая функция – само социологическое знание помогает человеку лучше понять, как устроена социальная реальность, вырабатывать целостную систему взглядов на общественную жизнь, формировать систему ценностей и норм и соответствующим образом выстраивать свою деятельность, свои взаимодействия с окружающими его людьми.
Изучение социологии позволяет осознать всю сложность социального мира, тесноту взаимосвязи социальных явлений и процессов, понимать, что разнородность и противоречивость – это объективная реальность, и одновременно необходимое условие социального развития. Она приучает не делить постоянно мир на плохое и хорошее, а чаще использовать понятие «разное». И, наконец, социология позволяет человеку осознать себя в качестве социально активного элемента социума, чьи действия могут влиять на общественные изменения.
Социология как никакая другая наука заинтересована в получении объективной и достоверной информации. Многообразие социологических теорий демонстрирует плюрализм развития социальной мысли, и уже этим способствует развитию демократии. В условиях довлеющего технократизма или «экономической экспансии» социология способствует формированию именно социального мышления, поскольку улучшение жизни людей должно являться критерием успешности реализации любого из проектов реформирования. Гуманистическая направленность социологических знаний проявляется в том, что человек, его социальная активность рассматриваются в качестве главного источника общественного развития.
Практикум.
Контрольные вопросы:
Ø Может ли объект и предмет для науки быть одинаковыми?
Ø Что является предметной областью для социологии?
Ø В чем отличие научных понятий от тех, которые мы используем в быту?
Ø Что понимается под социальными отношениями? Подкрепите это примером.
Ø Что из приведенных примеров можно отнести к обществу: Москва, Россия, СНГ, Евросоюз, Африка? Обоснуйте свою точку зрения.
Практическое задание
Какой из типов взаимодействия: кооперацию или конкуренцию Вы считаете наиболее важным для функционирования и развития социальных систем? Обоснуйте свою точку зрения.
Контрольные тесты
Выберите варианты ответов, которые вы считаете правильными
1.Социальным действием, по мнению ___________, считается действие, которое носит осмысленный характер и ориентируется на других людей с ожиданием их реакции:
1. М. Вебера
2. К. Маркса
3. Т. Парсонса
4. Р. Мертона
2. К социальным отношениям не следует относить:
1. Родители проверяют выполнение заданных уроков у детей
2. Сотрудники кафедры обсуждают проблему повышения качества образования
3. Мальчик обучает собаку выполнению «команд»
4. Кондуктор проверяет билеты у пассажиров
3. Сложноорганизованное упорядоченное целое, включающее в себя взаимосвязанную совокупность индивидов, групп, общностей, определяется как:
1. Система
2. Социальная система
3. Агрегат
4. Конгломерат
4. Системный подход предполагает А) изучение объекта как единого целого на основе внутренних взаимосвязей; Б) изучение объекта в его целостности и детерминированности внешней средой
1. Верно только А
2. Верно только Б
3. Оба суждения верны
4. Оба суждения неверны