Объект и предмет социологической науки
Объект и предмет социологической науки
Объектом социологического знания является общество. Объектом социологической науки выступает социальная реальность. Особой отличительной чертой этой реальности М. Вебер определил осознанное взаимодействие людей: «ожидание ожидания ожидания». Человек с достаточной уверенностью ожидает, что другие люди от него ожидают и готовы отреагировать на его действия так, как он ожидает.
Предмет изучения социологии − это особенные, специфические законы и закономерности.
Предметом социологии является социальное − как специфический аспект всех сфер жизнедеятельности общества.В широком смысле «социальное» − все, что можно отнести к человеческому обществу, в узком − особая сфера общественных отношений, которая характерна для различных групп людей, как носителей разных видов деятельности.
Социология изучает специфические социальные законы и закономерности зарождения, формирования, становления, развития социальных систем, механизмы действия этих законов и закономерностей, форм их проявления в жизнедеятельности людей.
Основные категории и закономерности социологической науки
Категории социологии можно разделить на четыре группы:
1. Общесоциологические категории описывают все разнообразие явлений общественной жизни, отражают все возможные состояния социальных процессов на макроуровне.
2. Категории среднего уровня применяются для явлений и процессов отдельных сфер жизни общества.
3. Категории микроуровня, применяемые для описания соответствующего уровня жизни общества.
4. Категории конкретных социологических исследований (прикладной социологии используются для описания процесса проведения конкретных социологических исследований. социальные закономерности – объективно существующие, систематически проявляющиеся существенные связи социальных явлений и процессов.
Через выявление и систематизацию социальных закономерностей социологи выстраивают социологические теории – системы социологических обобщений, основанные на поддающихся проверке эмпирических данных.
3. Структура и уровни социологического знания
В современной социологии существуют три подхода к структуре данной науки. Первый предполагает обязательность наличия 3 взаимосвязанных компонентов: 1) эмпирии, т.е. комплекса социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ реальных фактов социальной жизни с использованием специальной методики; 2) теории – совокупности суждений, взглядов, моделей, гипотез, объясняющих процессы развития социальной системы в целом и ее элементов; 3) методологии – системы принципов, лежащих в основе накопления, построения и применения социологического знания. Второй подход – целевой. Фундаментальная социология решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития. Прикладная социология ориентирована на практическую пользу. Это совокупность методов, конкретных программ и рекомендаций, нацеленных на достижение реального социального эффекта. Третий подход делит науку на макро – и микросоциологию. Первая изучает крупномасштабные социальные явления; вторая – сферы непосредственного социального взаимодействия. Уровни: (теоретический, эмпирический, среднего уровня) Теории среднего уровня {Роберт Мертон) занимают промежуточное положение между теоретическим и эмпирическим уровнями. Все теории среднего уровня объединяются в 3 группы. теория социальных институтов (семья, наука, образование, политика и т. д.); теория социальных общностей (социология малых групп, страт, слоев, классов); теория социальных изменении и процессов (социология конфликтов, социология урбанизации и т. д.).
Функции социологии
Познавательная функция. Социология изучает и объясняет закономерности социального развития на различных уровнях общественной системы. Реализация познавательной функции включает в себя также разработку теории и методов социологических исследований, техники сбора и обработки социологической информации. Прогностическая функция. На основе знания закономерностей общественного развития социология способна строить кратко-, средне- и долгосрочные прогнозы в сфере демографии, социальных структур, урбанизации, уровня жизни, избирательных кампаний и т.п. Функция социального проектирования. В задачу социального проектирования входит разработка оптимальных моделей не только организации различных социальных общностей но и управления для достижения поставленных целей Социально-технологическая функция. Они занимаются, например, выяснением потенциальной текучести кадров, изучением социально-психологической обстановки в коллективах, управлением социальными конфликтами. Управленческая функция. Без социологической подготовки и социологических знаний заниматься управлением в современных условиях практически невозможно. Например, любое изменение режима работы трудового коллектива бессмысленно начинать без анализа нежелательных социальных последствий, иначе срабатывает схема: хотели как лучше, а получилось как всегда. Идеологическая функция. Социология несет определенную идеологическую нагрузку хотя бы потому, что объясняет состояние общества, общественных процессов, изучает общественное мнение, образ жизни, рейтинг политических деятелей и т.п.
Типология обществ
Самую первую типологию обществ предложили древнегреческие мыслители Платон и Аристотель. Согласно их воззрениям все общества можно разделить по формам государственного устройства на монархии, тирании, аристократии, олигархии, демократии. В современной социологии в рамках этого подхода выделяют тоталитарные, демократические и авторитарные общества. В рамках марксизма основой для классификации обществ является способ производства материальных благ. На этом основании выделяются шесть типов обществ: 1) первобытнообщинное общество, которое характеризуется примитивно-присваивающим способом производства; 2) азиатское общество, отличающееся особым видом коллективной собственности на землю; 3) рабовладельческое общество, специфической чертой которого является собственность на людей – рабов и продукты их труда; 4) феодальное общество, основанное на эксплуатации прикрепленных к земле крестьян; 5) буржуазное общество, в котором происходит переход к экономической зависимости формально свободных работников наемного труда; 6) коммунистическое общество, которое возникает в результате установления равного отношения всех к собственности на средства производства путем ликвидации частнособственнических отношений. Согласно другой типологии, которая сегодня занимает ведущее место в социологии, можно выделить традиционное, индустриальное и постиндустриальное общества. Традиционное общество – это общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и способом социокультурной регуляции, основанным на традициях. Особенностью такого типа общества является низкий уровень темпов производства. Термин «индустриальное общество» впервые ввел Анри Сен-Симон (1760–1825 гг.). В основе теории индустриального общества лежит идея о том, что в результате промышленной революции происходит трансформация традиционного общества в индустриальное. Для индустриального общества характерны следующие черты: 1) развитая и сложная система разделения труда и профессиональной специализации; 2) механизация и автоматизация производства и управления; 3) массовое производство товаров на широкий рынок; 4) высокая развитость средств коммуникации и транспорта; 5) рост урбанизации и социальной мобильности; 6) увеличение доходов на душу населения и качественные сдвиги в структуре потребления; 7) формирование гражданского общества. В 60-е гг. XX в. в социологии формируется теория постиндустриального общества. Основой трансформации индустриального общества и превращения его в постиндустриальное принято считать развитие вычислительной и информационной техники. Еще одним распространенным подходом в современной социологии является цивилизационный подход. В основе цивилизованного подхода лежит идея своеобразия пути, пройденного народами.
Социализация личности
Личность – интегральное социальное качество, которое формируется у индивида в процессе включения его в систему общественных отношений, освоения им материальных и духовных продуктов человеческой культуры.
Социализация – сложный процесс включения человека в социальную практику, приобретения им социальных качеств, черт, усвоения общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности.
Социализация начинающийся в младенчестве, а заканчивается в глубокой старости освоения социальных ролей и усвоения культурных ценностей и норм. Стадии: до трудовая, трудовая и после трудовая. Этапы: дошкольный, школьный, этап трудовой деятельности и после трудовой.
Социальные функции семьи
А.Г. Харчев выделял основные функции семьи:
- репродуктивная (биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях - в личностном);
- воспитательная (социализация подрастающего поколения, поддержание преемственности культуры в обществе);
- хозяйственно-бытовая (поддержание физического здоровья членов общества);
- духовного общения (развитие личностных качеств членов семьи);
-социально-статусная (воспроизводство социальной структуры);
- экономическая(получение материальных средств одними членами семьи от других);
-сфера первичного социального контроля (регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности);
- досуговая (организация совместного отдыха);
- эмоциональная (получение психической защиты и поддержки);
- сексуальная (сексуальный контроль, удовлетворение сексуальных потребностей).
Функции семьи историчны и связаны с социально-экономическими условиями в обществе, поэтому с течением времени меняются как характер функций, так и их иерархия.
Мировоззренческая
3. Идеологическая -
4. Компенсационная -
Коммуникативная
6. легитимирующих -
7. Функции социального контроля
Регулятивная
Структура религии:
1.Вера в Бога ( или богов); вера- главный признак религии. Это мистическая составляющая, объединяющая все, относящееся к ощущению и пониманию связи человека с Бесконечным.
2.Мифологическая,включающая в себя совокупность мифов, входящих в состав религии.
3. Обряды, входящие в состав религии,- церковная служба, молитвы, пост, паломничество и т.п.; поклонение Богу выражается в культе: выполнении посвященных ему обрядов и ритуалов.
4. Материальные предметы, используемые в религиозныхцелях: иконы, фрески, реликвии и т.д. Важной стороной религиозного культа является символика.
5. Догматическая- основные представления о происхождении и устройстве мира и человека, изложенные в священных книгах , устных преданиях и т.п.
6.Моральные представления, существующие в данной религии.
7. Социальная часть- совокупность верующих, церковная иерархия, религиозные учреждения и т.д.
39. Конфессиональное разнообразие Беларуси: история формирования и современное состояние.
РБ – поликонфессиональное гос-во. В Бел-си зарегистрировано 3106 религиозных общин, кот.представляют 25 религ.напр-ий. В последние годы отмечаются процессы стабилизации организованности. По данным опросов, ок. половины населения относят себя к верующим, но большинство не участвуют деят-ти религ. организаций. Больш-во верующих отождествляют себя с православием (80%) и католицизмом (10-15%).
Ведущее место в религиозной жизни страны занимает Бел. православная церковь. Др. направлением православия в Беларуси является старообрядчество.
Вторым по влиянию религ. объединением в РБ явл-ся Римско-католическая церковь. Также зарегистрированы храмы греко-католиков, община католиков латинского обряда и религ. организации протестанцизма.
В РБ сохраняются стабильная конфессиональная структура, устойчивая и управляемая религ. ситуация. Предпринимаемые усилия для создания благоприятных условий деятельности религ. организаций, развития международного диалога и сохранения межконфессионального согласия. Религ. организации освобождены от уплаты земельного налога на недвижимость. Конфессиональная политика гос-ва направлена на развитие взаимодействия с «традиционными» конфессиями, в первую очередь с бел православной церковью. Приоритеты конфессиональной политики отражены в белорусском законодательстве.
Объект и предмет социологической науки
Объектом социологического знания является общество. Объектом социологической науки выступает социальная реальность. Особой отличительной чертой этой реальности М. Вебер определил осознанное взаимодействие людей: «ожидание ожидания ожидания». Человек с достаточной уверенностью ожидает, что другие люди от него ожидают и готовы отреагировать на его действия так, как он ожидает.
Предмет изучения социологии − это особенные, специфические законы и закономерности.
Предметом социологии является социальное − как специфический аспект всех сфер жизнедеятельности общества.В широком смысле «социальное» − все, что можно отнести к человеческому обществу, в узком − особая сфера общественных отношений, которая характерна для различных групп людей, как носителей разных видов деятельности.
Социология изучает специфические социальные законы и закономерности зарождения, формирования, становления, развития социальных систем, механизмы действия этих законов и закономерностей, форм их проявления в жизнедеятельности людей.