Модель целенаправленной выборки
Методы определения выборки:
Для модели вероятной выборки:
1. Метод собственно-случайного отбора- невыборочная совокупность определяется сохранением пропорций генеральной совокупности. Применяется, когда генеральная совокупность не превышает 1 тыс. единиц.
2. Метод серийной выборки- применяется когда имеется возможность генеральную совокупность разделить на серии по заданному признаку. Отбор респондентов, отбираемых из серий, должен быть пропорциональным общему числу элементов в ней. Количество респондентов, подлежащих отбору из каждой серии рассчитывается по формуле. Вписать
3. Метод механической выборки-с использованием шага выборки к=N деленное на п.суть: элементы генеральной совокупности группируются по одному критерию и через равные интервалы отбираются единицы попадания в выборочную совокупность.
Для модели целенаправленной выборки:
1. Метод основного массива- применяется при пилотажном исследовании с целью апробации отдельных положений программы и инструментария.
2. Метод квотной выборки- применяется в тех случаях, когда до начала исследования имеются статистические данные о контрольных признаках элементов генеральной совокупности. Все данные о том или ином признаке выступают в качестве квоты, а их отдельные числовые значения- в качестве параметров квоты.
Основные процедуры определения выборочной совокупности:
Определяется объем выборочной совокупности
Содержание
Степень качества выборки
Качество выборки зависит от :
1. От меры однородности социальных объектов
2. Степени дробности группировок анализа
3. Целесообразности уровня надежности результатов
Опрос как метод сбора первичной инфы. Классификация. Специфика применения.
Опрос-метод получения инфы о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях.
Факторы популярности:
Охват населения различных регионов
Возможность проведения на любой выборочной совокупности
Возможность применения количественных характеристик при интерпретации ответов
Возможность относительно быстрого проведения
Разновидности:
1. анкетный опрос -наиболее распространенный с помощью опросного листа самостоятельно заполняемого опрашиваемым по указанным вопросам: открытые (свободная форма ответа респондентом),закрытые (варианты ответов),полузакрытые (возможность выбора из предлагаемых вариантов ответа).
2. социологическая анкета- объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление характеристик объекта.
3. Интервью- проводимая по определенному плану беседа: формализованное( по строго регламентированной инструкции),фокусированное (по сугубо конкретному вопросу),свободное (длительная беседа),групповое (дисскусия по заданной проблеме).
4. почтовый- малоэффективный
5. Телефонный
6. Пресс-опрос- вопросы публикуются на страницах газет
7. Эксперимент-метод получения инфы об изменениях показателей деятельности социального объекта в результате воздействия на него заданных факторов: натуральный (лабораторный и полевой- в малых группах),мысленный (основной при моделировании на ЭВМ).Эксперимент должен быть управляемым, его применение должно быть направлено на прирост знаний.
8. интернетный- один из методов опроса экспертов
9. социометрический- направлен на изучение внутриколлективных и межколлективных связей путем выявления отношений между членами коллектива.
Требования к нему:
Проводится в коллективах, имеющих некоторый опыт совместной деятельности
Человек
Содержание выборочного критерия должно быть ясным и понятным всем
Опрос проводится лицом, посторонним для коллектива
Анонимность
Самостоятельность при ответе
Наблюдение. Разновидность и специфика.
Наблюдение-метод сбора инфы путем направленного, систематического, непосредственно визуально и слухового восприятия и регистрации социальных процессов и явлений, то есть прямая регистрация событий очевидцем.
Виды:
1. Научное- подчинено ясной исследовательской цели, планируемо, фиксирует все данные наблюдений, возможность осуществления контроля над полученной инфой.
Обыденное
3. Контролируемое- наличие детального плана
4. Неконтролируемое- отсутствие плана
5. Включенное-социолог включен в социальную среду как бы изнутри
6. Стимулирующее-создание экспериментальной обстановки для детального изучения объекта.
7. Полевое-проводится в реальной жизненной ситуации
8. Лабораторное- в искусстве созданных условиях
9. Систематическое
Случайное
Выборочное
Карточка наблюдения- методический документ, предназначенный для регистрации признаков наблюдения в строго формализованном виде.
Цели наблюдения:
1.Источник построения гипотез
2.Метод проверки результатов
3.Источник дополнительных сведений
4.Позволяет получить такую инфу, на основе которой можно оперативно разработать план практических мероприятий для решения той или иной задачи.
Недостатки метода:
1. Не все социальные факты поддаются наблюдению
2. Ограничснность во времени
3. Возможен субъективный анализ