Структура и исторические типы обществ
Эволюция общества:
1. 2 млн. лет назад-зачатки формирования общественных отношений. Первые орудия труда.
2. 500 тыс. лет назад-человеческое стадо, институт семьи
3. 400 тыс-хомо сапиенс. Становление общества как такового.
4. 10 тыс-образование государственных отношения. Появление письменности.
Типология обществ:
1 Охота и собирательство-доминирует кочевой образ жизни. Примитивные орудия труда. Социальная жизнь на основе родственных связей.
2. садоводческие-Ближний восток -4 тыс. лет до н.э. Еще не производился прибавочный продукт. Система родственных связей- основа социумов.
3. аграрные-Др. Египет. Появляется прибавочный продукт, что приводит к приводит к возникновению городов, ремесел и торговли.
4. промышленные-конец 18 под влиянием индустриализации в Великобритании.
Исторические типы общества социология выделяет из всего разнообразия обществ, которые существуют сейчас или когда-либо. Объединяются они на основании похожих критериев. Так, например, если главным признаком служит письменность, то исторические типы общества делятся написьменные и дописьменнные. Первые имеют алфавит и фиксируют свою речь в книгах, компьютерах или на других носителях. А вот дописьменные говорить умеют, а записывать звуки – нет. Ведь и в наши дни существуют нецивилизованные племена.
Согласно второй классификации, исторические типы общества группируются на простые и сложные. Такое разграничение основано на степени расслоения в социуме и на количестве уровней управления. Простые общества – это первобытные племена. У них нет разделения на бедных и богатых, подчиненных и руководителей. Сложные общества имеют несколько уровней управления. Социальные слои его населения располагаются по мере убывания доходов. Можно провести аналогию и сказать, что дописьменные общества совпадают с простыми, а письменные – со сложными.
Третья классификация основана на способе добывания средств существования. Согласно ей, исторические типы общества бывают нескольких типов. Самый древний и самый длительный (сотни тысяч лет) – собирательство и охота. Ими жили в период протообщества или человеческого стада. Со временем охота переросла в скотоводство, а собирательство – в огородничество. Это произошло тогда, когда люди поняли, что выгоднее приручать животных, а не постоянно убивать их, и выгоднее выращивать растения, а не просто собирать.Вместе с переходом к оседлому образу жизни от кочевого, с земледелием зародилось государство. Появились классы, города, письменность – основные признаки цивилизованного общества. На смену аграрной цивилизации более двухсот лет тому назад пришла индустриальная. Ее основные признаки – дымящие заводы и городские кварталы. Некоторые специалисты выделяют еще и постиндустриальное общество, сменившее в развитых странах индустриальное в конце 20 века. В нем преобладает уже не промышленность, а сфера обслуживания и информатика. Его признаки – огромные супермаркеты, компьютеризированные производства, космические станции.
Выделенные типы общества в социологии на современном этапе представляют собой синтез всех известных ранее классификаций. Создателем новой модели признан американский ученый Даниел Белл. Разделив на три стадии современную историю: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную, он определил и соответствующие им исторические типы общества. Смена одного этапа другим влечет за собой изменения технологий и способов производства, форм собственности, социальных институтов, политических режимов, культуры, образа жизни, количества населения, структуры социума. Для традиционного (доиндустриального) общества характерно сельское хозяйство в качестве определяющего фактора развития, а церковь и армия в роли главных институтов. В индустриальном преобладает промышленность во главе с фирмой и корпорацией. В постиндустриальном обществе основной фактор развития – теоретические знания, которые сосредотачиваются в университетах. У этой исторической триады имеется множество вариантов, предложенных другими известными социологами.
Структура обществаотражает определенный способ связи и взаимодействия индивидов. Здесь можно выделить социально-территориальные общности (жители города и жители села), социально-демографические (мужчины, женщины, дети, молодежь и т. д.), социально-этнические, включающие такие элементы структуры, как род, племя, народность, нации, этнос и т. д.
Любое общество структурировано и по другим параметрам, связанным с вертикальным расслоением. Для К. Маркса основным критерием было отношение к средствам производства, к собственности (классы имущих и неимущих). М. Вебер включает помимо отношения к собственности и уровня доходов отношение к власти (управляющие и управляемые) и социальный престиж.
Решающими моментами, определяющими собственно структуру социума, являются факторы, сделавшие возможным само рождение человеческого общества: труд, общение и познание. Они лежат в основании выделения трех главных сфер жизнедеятельности общества и общественных отношений: это экономические, социально-политические, правовые, и духовно-культурные (религия, наука, мораль, искусство и пр.) связи-взаимодействия.
Кроме названных оснований определения структуры (естественно-природные факторы и основные сферы социальной жизни) существуют и иные. В частности, социальные общности различаются по объему. Малые группы характеризуются непосредственным (прямым) контактом, общением между людьми «лицом к лицу». В больших группах прямой контакт нарушается и взаимодействие осуществляется через посредника. Становятся необходимыми социальные институты (экономические, политические, культурные).
Традиционно наше обществоведение при анализе исторических типов обществ и современных моделей социального развития опиралось на формационный подход(К. Маркс), объясняющий процесс развития человечества как восхождение от одной формации к другой. Выделено пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Характер производственных отношений и их основа — форма собственности — отличают одну формацию от другой.
П. Сорокин решающее значение придает разуму. По Сорокину, сознание, духовное как внутренний аспект жизни общества доминирует над его материальной оболочкой. Именно сознание определяет целостность социальных явлений. В строении общества он выделяет два уровня организации: уровень культурных систем и уровень социальных систем. Первенство принадлежит культурным системам. Поэтому подсистемы общества связаны с важнейшими ценностями: Истиной, Добром, Красотой, Справедливостью. Все подсистемы общества являются производными от науки, религии, искусства, этики1.
Понятие «цивилизация» имеет важное значение в качестве методологического принципа классификации типов общества. В соответствии с ним в истории выделяются цивили-зационные революции — аграрная (она проходила 6— 8 тыс. лет назад и осуществляла переход человечества от потребительской к производящей деятельности, что имело широкомасштабные социальные последствия) и индустриальная. В настоящее время человечество в лице передовых стран вступает в третью цивилизационную революцию — информационную. Отсюда в социологии устойчивым является деление общества на аграрное (традиционное) и индустриальное.
Для аграрного (традиционного) общества характерны преобладание аграрного уклада в экономике, низкие темпы развития производительных сил, консервативные структуры, крайне низкая социальная мобильность в социальной сфере; основанный на традиции способ социокультурно и регуляции, жесткий социальный контроль, неприятие инноваций во всех сферах. В традиционном обществе резко ограничена свобода личности.
Индустриальное общество сформировалось на основе промышленных, или индустриальных, революций, имеет гибкие социальные структуры, высокий уровень социальной мобильности. В таком обществе свобода личности выступает как высшая ценность.
Начиная с 60-х годов активно разрабатываются концепции постиндустриального общества (Д. Белл, А. Турен). В. Ростоу называет его обществом массового потребления, О. Тоффлер говорит о «третьей волне». В последнее время все чаще используется термин «информационное общество».
Попытаемся обозначить контуры информационного общества.
Во-первых, в сфере материального производства происходит такая структурная перестройка, когда информация (а это и наука, и новая технология, и новое соотношение умственного и физического труда, и новое содержание интеллектуального труда) становится доминирующей сферой воспроизводства общественной жизни. Центр тяжести трудовой деятельности постепенно переносится на подготовительную фазу, переработку научных знаний, проектирование, управление. Автоматизация, компьютеризация изменяют характер труда, его организацию, которая становится более гибкой.
Во-вторых, информатизация перспективы упорядочивания социальных взаимодействий влияет на эффективность общения людей. Социально-политическая деятельность также преобразуется благодаря свободному доступу к разнообразной информации. Информационная техника открывает новые возможности для демократии, в частности для обмена мнениями, для электронных плебисцитов, для непосредственной связи граждан и политических деятелей.
В-третьих, в культурной сфере, в сфере образования, науки, искусства, информатизации также происходит переворот. Ведь социальные связи — это связи смысловые. Общество кончается там, где исчезает осмысленная коммуникация. Информационная целостность — основание для целостности социальной. Мысль не знает границ — и это база для всеединства.