Концепции локальных цивилизаций (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби).

Авторами цивилизационного подхода являются Данилевский, Тойнби, Шпенглер и

др. Они исходили из того, что нет единого пути развития всего человечества.

Оно развивается локальными (человеческими) цивилизациями, которые не

повторяют друг друга, а создают уникальные образцы культуры неповторимые и

свойственные только данной цивилизации. Разные авторы насчитали 7, 11 и более

цивилизаций, такие как Древний Египет, Древняя Греция, Римско-Эллинская,

Китайская и др.

Существуют разные варианты цивилизационного подхода:

1. Культурологический подход использовал немец Шленгер, взгляды которого были

широко распространены в первой половине 20в. Он считал, что каждая культура

имеет собственную цивилизацию, но каждая культура существует изолировано и

замкнуто. Таких культур Шленгер насчитал 8: индийская, китайская,

вавилонская, египетская, античная, арабская, русская и западноевропейская.

Любая культура как и цивилизация переживает возрасты отдельного человека:

детство, юность, зрелость и старость. Смерть культуры по его мнению

начинается с возникновения цивилизации, когда вся культура сосредотачивается

в крупных городах, а вся остальная часть общества превращается в провинцию.

2. За 50 лет до Шпенглера русский ученыйДанилевский утвердил идею о

национальных цивилизациях. В своей книге «Россия и Европа» он доказал, что

всякое племя или семейство народов характеризующееся языком или группой

близких языков, составляет культурно-исторический тип.

3. Тойнби описывал историю человеческого общества не прямой линией прогресса,

а представлял в виде ряда цивилизаций, каждая из которых возникает,

развивается, а затем деградирует и погибает. Он рассматривал цивилизации в

качестве «кирпичиков» из которых строится здание истории человечества. Под

цивилизацией он понимал устойчивую общность людей, объединенных прежде всего

духовными традициями, а также географическими рамками. Духовные традиции по

его мнению — это прежде всего религиозные традиции и различал цивилизации:

шумерскую, вавилонскую, минойскую, эллинскую и ортодоксальная христианская,

индусская, исламская и т.д. Согласно его классификации в истории человечества

существуют около 30 локальных цивилизаций.

4. Современные представления о цивилизации рассматриваются как нечто единое,

находящееся вне рамок социальных систем. Это связано с идеей целостности,

единства мира. Цивилизация представляет собой совокупность материальных и

духовных достижений общества. Категория «цивилизация» используется в смысле

обозначения а) культурно-исторического типа, характеризующего регионально-

традиционные особенности развития общества; б) обозначения цивилизованных

обществ, сохраняющих в течение длительного времени свою жизненную целостность

(майя, шумеры, инки, этруски и т.д.).

В социологии наиболее популярна стадийная точка зрения на развитие

человечества. Вместе с тем в последнее время предпринимались попытки

соединить достоинство обоих подходов, сняв их недостатки. Считают, что вплоть

до нового времени развитие носило более разорванный характер, а с нового

времени все более общий, единый прогрессивный характер.

Восточный тип цивилизации-это исторически первый тип цивилизации, который сформировался к 3 тысячелетию до н. э. в Древней Индии, Китае, Древнем Египте. Характерными чертами этих цивилизаций являются традиционализм, они ориентированы на воспроизводство сложившегося образа жизни. В мировоззренческом плане главенствует представление о несвободе человека, предопределение всех поступков, вызванное силами природы и богов. Сознание и воля направлена не на познание или преобразование мира, а на созерцательность, безмятежность, сосредоточенность на духовной жизни. Личностное начало не развито, жизнь людей построена на принципах коллективизма. Политическая организация в восточных цивилизациях основана на деспотии, экономической основой является государственная форма собственности, основным методом управления народом выступает принуждение.
Западный тип цивилизации(Европа и Северная Америка) ориентирован на новизну, познание окружающего, динамизм, рациональность.
Ценностями являются человеческая личность, индивидуализм, автономия, свобода, равенство, частная собственность. В управлении отдается предпочтение демократии.
Западная цивилизация на определенном этапе перерастает в техногенную цивилизацию, сформировавшуюся в 15—17 веках в Европе и распространившуюся по всему миру. Главная черта данного типа цивилизации - это научная рациональность, ценность разума и прогресс науки и техники благодаря применению научных знаний. Развитие сопровождается возрастающей динамикой социальных связей, быстрой трансформацией. Всего за одно-два поколения происходит изменение прежнего образа жизни, формируется новый тип личности.
Современный тип цивилизации.Современное состояние развития привело к зарождению глобальной цивилизации. Возрастает целостность мирового сообщества, появляется единая планетарная цивилизация. Глобализация характеризуется интернационализацией всей общественной деятельности, возникает единая система политических, социально-экономических, культурных и иных связей.
По Хантингтону:

1. синская (китайская) - не ограничивается Китаем как политической целостностью, включает также китайские сообщества в Юго-Восточной Азии и везде вне Китая, а также родственные культуры Вьетнама и Кореи. Структура современной синской цивилизации: центральное ядро - ханьский Китай; отдаленные провинции, которые являются частью Китая, но обладают значительной автономией; провинции, официально являющиеся частью Китая, но имеющие значительную часть не-китайского населения из других цивилизаций (Тибет, Синцзян); и китайские общества, которые станут или могут стать частью Китая с центром в Пекине на определенных условиях (Гонконг, Тайвань); одно преимущественно китайское государство, все более ориентирующееся на Пекин (Сингапур); крайне влиятельное китайское население в Таиланде, Вьетнаме, Малайзии, Индонезии и на Филиппинах, а также не-китайские страны (Северная и Южная Кореи, Вьетнам), которые тем не менее разделяют многие составляющие китайской конфуцианской культуры.

2. японская - некоторые ученые объединяют японскую и китайскую культуры под единой вывеской дальневосточной цивилизации. Большинство ученых, однако, не делают этого, считая Японию отдельной цивилизацией, которая отпочковалась от китайской в период между 100 и 400 годами н.э.

3. индуистская - современная цивилизация, возникшая в Индостане как минимум с 1500 г. до н.э. (ей предшествовала более древняя, которая разными учеными называется по-разному - индская, индийская, индусская).

4. исламская - объединена исламом, возникшим на Аравийском полуострове в седьмом веке нашей эры, а затем распространившимся на Северную Африку, Среднюю Азию, Индостан, Юго-Восточную Азию. В результате этого внутри ислама существует множество отдельных культур и субцивилизаций, включая арабскую, тюркскую, персидскую, малайскую. Мусульманские страны: Алжир, Египет, Марокко, Сирия, Тунис (главные арабские страны); Албания, Босния, Бахрейн, ОАЭ, Йемен, Саудовская Аравия, Кувейт, Судан, Иордан, Оман, Ливия, Ирак, Иран, Турция, Пакистан, Афганистан, Бангладеш, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Азербайджан, Малайзия, Индонезия.

5. православная - некоторые ученые выделяют отдельную православную цивилизацию с центром в России, отличную от западного христианства по причине своих византийских корней, двухсот лет татарского ига, бюрократического деспотизма и ограниченного влияния на нее Возрождения, Реформации, Просвещения и других значительных событий, имевших место на Западе.

6. западная - ее зарождение обычно относят к 700-800 гг. н.э. Ученые обычно подразделяют ее на три основных составляющих: Европа, Северная Америка и Латинская Америка. Однако по Хантингтону, Запад включает в себя Европу, Северную Америку и страны, населенные выходцами из Европы - Австралию и Новую Зеландию. Ключевые характеристики западного общества: античное наследие, католицизм и протестантство, Возрождение, Реформация и Контрреформация, европейские языки, разделение духовной и светской власти, господство закона, социальный плюрализм, сословные представительные органы (во время модернизации они развились в институты демократии), индивидуализм. Важный вопрос о восточной границе западной цивилизации Хантингтон решает так: она проходит вдоль границ России с Финляндией и Прибалтикой (Эстония, Латвия, Литва), по Западной Белоруссии, проходит по Украине, отделяя униатский запад от православного русскоязычного востока, через Румынию, между Трансильванией, населенной венграми-католиками, и остальной частью страны, отделяет Словению и Хорватию. Европа заканчивается там, где заканчивается западное христианство и начинаются ислам и православие.

7. латиноамериканская - хотя и является отпрыском европейской цивилизации, но эволюционировала совершенно другим путем: она ассимилировала местные культуры, которые были полностью уничтожены в Северной Америке. Политическое, экономическое и культурное развитие Латинской Америки резко отличается от моделей, превалирующих в североамериканских странах. Латинскую Америку можно рассматривать либо как субцивилизацию внутри западной, либо как отдельную цивилизацию, близко связанную с Западом и не определившуюся во мнении, принадлежит ли она к Западу или нет. Для анализа международной политики последняя точка зрения более приемема.

8. африканская (возможно) - большинство ведущих ученых, изучающих цивилизации, кроме Броделя, не признают отдельной африканской цивилизации. Север Африканского континента и его восточное побережье относятся к исламской цивилизации. Эфиопия исторически сама по себе составляла цивилизацию. Европейский империализм принес христианство на большую часть континента к югу от Сахары. По всей Африке еще сильна племенная идентификация, но среди африканцев быстро возрастает чувство африканской идентификации, и, по-видимому, Африка "ниже" Сахары может стать отдельной цивилизацией, вероятно, с ЮАР в роли стержневого государства.

Наши рекомендации