Личность как социальная система.

Любое общество состоит из людей. Каждый человек тоже является сложной системой. В социологии различают понятия индивида и личности. Индивид - один из группы. Индивидуальность - это особенность, которая отличает одного человека от другого. Личность - совокупность социально-значимых черт сформированных обществом. Структура личности. В человеке слиты воедино биологические, психологические и социальные качества. 1. направленность личности. - потребности: биогенные (еда, жилище, секс), безопасность, потребность в самоутверждении, потребность в саморазвитии (самореализации); - мотивы поведения; - цели человека; - ценностные ориентации; - иные установки человека; - интересы личности; - убеждения; - идеалы. Все это формируется воспитанием и социальным общением. 2. жизненный опыт личности. - умения; - навыки; - привычки; Социальное играет здесь главенствующую роль и формируется через обучение. 3. особенности психический процессов. - чувства; - восприятие; - мышление; - память; - воля. Социальность может наложить отпечаток на психические процессы, изменить их через тренировку. 4. биологические свойства. - строение тела; - патологические свойства в строении тела; - темперамент (тип нервной системы); - половые и возрастные свойства.

18. Ролевые и статусные теории личности .1. Статусно-ролевая концепция личности Статусно-ролевая концепция личности предполагает различение следующих понятий: Индивид (как единичный представитель чего-либо целого) Индивидуальность (то особенное, что отличает человека от других, включая как природные, так и социальные свойства). Личность (совокупность индивидуальных и социально-психических свойств, делающих человека способным к полноценному участию в социальном взаимодействии). Выработка личностных свойств происходит в ходе перемещения человека по различным статусным позициям (например, сын, муж, разведенный человек...) Статусы и роли Статусы - некие позиции в многомерном социальном пространстве. Статус можно брать обобщенный или в сечении (экономический статус, статус в малой группе). Каждой статусной позиции соответствует соответствующий образец поведения, нормативно одобренный и ожидаемый от каждого, кто занимает эту позицию. Такой образец поведения называется социальной ролью. Роль - нормативно регулируемое участие индивида в конкретном процессе социального взаимодействия с определенными ролевыми партнерами.
Ролевая идентификация - усвоение образцов поведения (кодов), связанных с той или иной статусной позицией. Чем выше статусная позиция, тем выше предписания относительно допустимых действий и т.д. Многообразие статусов человека, а также многообразие действий, связанных с каждым статусом ведет к многообразию ролевого набора (к репертуару социальных ролей). Это дает возможность ролевого конфликта. Такой конфликт может возникнуть между ролями как несовместимость в данной конкретной ситуации. Конфликт может возникнуть в связи с различными требованиями к выполнению одной и той же роли. Возможна ситуация, когда личность находится в пограничной, маргинальной ситуации. Процессы социальной мобильности обуславливают возникновение маргинальных ситуаций. Это состояние индивидов или групп людей, находящихся на границе культур и социальных общностей, которые участвуют во взаимодействии, но не примыкают полностью ни к одной из них. Маргинальная ситуация может стать причиной конфликтов, отклоняющегося поведения. Эта ситуация может сформировать у личности беспокойство, агрессивность, сомнение в личной ценности, боязнь в принятии решений. Но маргинальная ситуация может стать источником социально эффективных творческих действий.
Личность в статусно-ролевой концепции предстает как репертуар социальных ролей, причем социальная роль - своеобразный механизм взаимодействия личности и общества. Посредством ролей общество как бы "набирает персонал". Это не исключает определенной автономии, связанной с возможностью выбора. Функция выбора - основа формирования личности, и именно выбор является реализацией субъективности человека.

Социализация личности

Социализация - процесс формирования социальных качеств (различных знаний, навыков, ценностей). Это усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность. Необходимость социализации связана с тем, что социальные качества не передаются по наследству. Они усваиваются, вырабатываются индивидом в ходе внешнего воздействия на пассивный объект. Социализация требует деятельного участия самого индивида и предполагает наличие сферы деятельности. Этапы социализации Этапы социализации совпадают (условно) с этапами возрастного развития индивида: Ранняя (первичная) социализация. Она связана с приобретением общекультурных знаний, с освоением начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей. Особым этапом ранней социализации является подростковый возраст. Особая конфликтность данного возраста связана с тем, что возможности и способности ребенка значительно превышают предписанные ему правила, рамки поведения. Вторичная социализация: профессиональная социализация, которая связана с овладением специальных знаний и навыков, с приобщением к определенной субкультуре. На этом этапе расширяются социальные контакты индивида, расширяется диапазон социальных ролей. включение индивида в систему общественного разделения труда. Здесь предполагается адаптация в профессиональной субкультуре, а также принадлежность к иным субкультурам. Скорость социальных изменений в современных обществах приводит к тому, что возникает необходимость ресоциализации, усвоение новых знаний, ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно освоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие явления (от коррекции чтения и речи до профессиональной подготовки или смены ценностных ориентиров поведения). Пенсионный возраст или утеря трудоспособности. Характерен изменением образа жизни в связи с исключением из среды производства. Агенты социализации Каждый этап социализации связан с действием определенных агентов. Агенты социализации - это люди и учреждения, связанные с ней и ответственные за ее результаты. Общественные условия социализации: Предметно-пространственная среда (природные условия; общественные, бытовые интерьеры; планировка и архитектура поселений). Социальные отношения (семейные, дружественные, производственные) Социально значимая информация (характер повседневных, производственных, научных, эстетических, религиозных сведений о мире, доступных индивиду и освоенных им).

20. Образ жизни личности.(см19)Образ жизни – соц. категория, охватывающая совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, соц. группы, общества в целом, которая берётся в единстве с условиями жизни, определяющими её. Эта категория даёт возможности комплексно рассмотреть основные сферы жизнедеятельности людей: их труд, быт, общественную жизнь и культуру. Соц. роль – это модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных и межличностных отношений.

Про статус, про роль и т.п.(см 19)

21. Соц. регуляторы поведения личности и соц. контроль.Соц. нормы это правила выражающие требования общества, соц. групп к поведению личности, участвующих в их взаимоотношениях друг с другом, соц. институтом и обществом в целом. Регулирующее действие нормативных состояний в том что они устанавливают границы, условия, формы поведения, характер отношения, цели и способы их достижения. Нормы возникают вследствие потребности в определённом поведении. Полное принятие нормы выражается в конформизме (поведение, контролируемое посредством группового давления) отклонения от нормы.

Наши рекомендации