Личность, социальная система и культура

Система координат теории действия в принципе может применяться и к любому сегменту универсума действия и к любому процессу действия любого слож­ного организма. Однако эта концептуальная схема осо­бенно соответствует тому типу поведения, который ха­рактерен прежде всего для действия человека. При формировании систем, составленных из человеческих действий или из компонентов человеческого действия, поведение осуществляется в трех конфигурациях. Во-первых, ориентация действий любого отдельного ак­тора и сопутствующие ей мотивационные процессы представляют дифференцированную и интегрирован­ную систему. Эта система будет здесь называться лич­ностью, и мы определим ее как организованную систе­му ориентации и мотивации действия индивидуального актора7.

7 Психологический аспект человеческого организма уместен в теории дей­ствия лишь в той мере, в какой он приходит в соприкосновение с системой ориентации. Однако фантазии и продукты воображения, хотя они могут и не относиться непосредственно к каким-либо реалистическим объектам ситуации, определенно являются частью ориентации личности как систе­мы действия.

Во-вторых, действие множества акторов в общей ситуации есть процесс взаимодействия, свойства которого в определенной, хотя и ограниченной степени оказываются независимыми от любой формы пред­шествующей общей культуры. Это взаимодействие так­же становится дифференцированным и интегрирован­ным и как таковое формирует социальную систему. Разумеется, социальная система построена из взаимо­отношений индивидов, однако эта система организо­вана вокруг проблем, присущих социальному взаимо­действию множества индивидуальных акторов или возникающих вследствие этого взаимодействия, а не тех проблем, которые возникают в связи с интеграцией дей­ствий индивидуального актора, который одновременно является физиологическим организмом. Личность и со­циальная система весьма тесно между собой связаны, но в то же время они отнюдь не идентичны и не объяснимы одна через другую; социальная система не есть множе­ство личностей.. Наконец, "системам культуры присущи свои собственные формы и проблемы интеграции, ко­торые не сводимы ни к личности, ни к социальной сис­теме, ни к обеим вместе. Культурная традиция, как в значении объекта ориентации, так и в значении элемен­та ориентации действия, должна быть концептуально и эмпирически соотнесена и с личностями, и с социальны­ми системами. Несмотря на свое воплощение в системах ориентации конкретных акторов, культура организова­на в себе не как система действия, хотя она и существу­ет в качестве совокупности артефактов и в качестве си­стем символов. Следовательно, система культуры находится в иной плоскости, чем система личности и социальная система8.

8 Р. Шелдон не согласен с этой точкой зрения.

Конкретные системы действия — т.е. личности и со­циальные системы — имеют психологический, социальный и культурный аспекты. В частности, состояние системы должно быть охарактеризовано в терминах некоторых мотивационных свойств индивидуальных акторов. При описании систем действия должны использоваться кате­гории мотивационной ориентации:познание,катексис и оценка. Точно так же описание системы действия должно иметь дело со свойствами системы взаимодействия двух или более индивидов или коллективных акторов (со­циальный аспект); в нем необходимо учитывать условия, которые взаимодействие налагает на участвующих акто­ров. В описании надо принять во внимание также куль­турную традицию как объект ориентации, культурные эталоны как интернализованные образцы когнитивных ожиданий и катектически оценочного выбора между воз­можными ориентациями. Культурная традиция и этало­ны имеют огромную значимость для системы личности и социальной системы.

Культурные элементы как составляющие системы действия могут быть классифицированы двумя спосо­бами. Во-первых, они могут быть дифференцированы по преобладающим типам интересов, что соответствует преобладанию одного из видов мотивационной ориен­тации. Во-вторых, культурные эталоны как объекты си­туации можно отличить от культурных эталонов как ин-тернализованных компонентов системы ориентации актора. Эти две классификации накладываются друг на друга.

Пользуясь первым методом классификации, удобно различать следующие три главных класса культурных эталонов.

1. Системы идей или верований. Несмотря на то, что катексис и оценка всегда присутствуют как компонент ориентации, эти культурные системы характеризуются преобладанием когнитивных интересов.

2. Системы экспрессивных символов, например художественные формы или стили. Эти системы характеризуются преобладанием катектических интересов.

3. Системы ценностных ориентации. Здесь главный интерес сосредоточивается на оценке альтернатив с точки зрения их возможных последствий для системы действия или одной из ее подсистем.

Что касается второй классификации, совершенно ясно, что культурные эталоны часто являются объекта­ми ориентации в том же самом смысле, в каком ими явля­ются другие типы объектов9. Актор знает их свойства (например, он понимает идеи); он «реагирует» на них (т.е. они его привлекают или отталкивают) и оценивает их. Однако при определенных обстоятельствах способ при­общения к культурным эталонам как к объектам изменя­ется, и то, что было объектом, оказывается составной частью актора. В том случае, например, когда он не мо­жет нарушить этическую норму без острого ощущения вины, норма функционирует как составная часть его сис­темы ориентации; она становится частью его личности. В этом случае культурный эталон интернализован.

Прежде чем продолжить разработку каждого из трех вышеперечисленных основных типов систем — лич­ностей, культурных систем и социальных систем, — че­рез которые организуются и дифференцируются компо­ненты действия, важно кратко описать другие категории, относящиеся к действию вообще, в особенности те, ко­торые развиты в психологии поведения.

9 Особое положение здесь занимают материальные предметы культуры, яв­ляющиеся продуктами действия. Подобно объектам природного окруже­ния, они не взаимодействуют с акторами. Это такие объекты ситуации, которые не могут быть интернализованы в систему ориентации актора. Они могут служить инструментальными объектами в системах действия или иметь «значения », которыми они наделяются в системах ценностной ори­ентации; таким же образом значения приписываются объектам природно­го окружения.

Наши рекомендации