Структура современного социологического знания
Конкретные (эмпирические) исследования составляют лишь нижний этаж пирамиды социологического знания.
Вершиной этой пирамиды являются теоретические конструкции, призванные объяснить процессы, протекающие в обществе в целом (общие теории). Такими теориями являются, например, концепции Маркса и Парсонса.
Однако, по мнению большинства социологов, недостатком теорий высшего уровня является то, что их очень трудно проверять и они слишком абстрактны, чтобы предсказывать конкретный ход событий.
Поэтому социологи предпочитают использовать так называемые теории среднего уровня (термин Р.Мертона). Это теории таких процессов, которые проявляются в самых разных ситуациях. К теориям среднего уровня относится теория малой группы Дж.Хоманса, теории социальной структуры и социальной мобильности, массовых коммуникаций, референтных групп и т.д.
Наконец, нижний уровень теоретических конструкций в социологии составляют исследовательские модели – системы гипотез, объясняющих поведение конкретных объектов, изучаемых социологом (например, гипотезы о факторах, влияющих на спрос товара X в районе Y).
В отличие от естественных наук, в социологии нет общепризнанной теории общества. Некоторые социологи вообще отрицают необходимость и целесообразность усилий по разработке такой теории.
Многие теории среднего уровня доказали свою состоятельность; однако большинство из них описывают общества, в которых давно ведутся социологические исследования (США, Европа). В российской социологии теории среднего уровня до сих пор используются лишь фрагментарно.
Некоторые социологи-прикладники вообще не стремятся разрабатывать даже предварительную концепцию изучаемого явления. Как правило, такие исследования оказываются малоэффективными. Одна из проблем не только отечественной, но и мировой социологии состоит в разрыве между теоретическими конструкциями разного уровня. Это не только сдерживает развитие социального знания, но и понижает уровень полезности социологии в целом. Выходом из этого является повышение методологической грамотности социологов.
Структура социологии подчиняется отраслевому принципу. Выделяются такие разделы, как социология семьи, социология города, социология образования, этносоциология и т.д. Одним из наиболее важных разделов является экономическая социология.
24.4. Экономическая социология как раздел современной социологии
Как целостная наука экономическая социология начала складываться в нашей стране и за рубежом с начала 90-х годов XX в. Однако отдельные направления появились и формировались практически с момента возникновения социологии как самостоятельной научной дисциплины, то есть с середины XIX в.
Из самого названия дисциплины следует, что экономическая социология – это дисциплина, изучающая поведение людей в сфере экономических отношений. Возникает естественный вопрос – а нужна ли такая дисциплина? Ведь экономическая наука (экономикс), в частности микроэкономика, занимается тем же самым.
Уже в 60-х годах XX в. не только ученые, но и предприниматели, менеджеры осознали, что подходы, принятые в экономической науке, явно недостаточны для того, чтобы понять и предсказать поведение людей в самых разных сферах экономических отношений. Примеры этого мы уже приводили в нашем курсе – это и Хотторнский эксперимент, описанный Э.Мэйо еще в 20-х годах XX века; это и исследование Г.Хофштедта (см. 12.2.2). Дело в том, что экономическая наука исходила из крайне упрощенного представления о сущности человека. В ней сформировался образ так называемого человека экономического (homo economicus), обладавшего четырьмя основными качествами:
– независимостью, то есть неподчиненностью никаким социальным группам;
– эгоистичностью, то есть ориентацией исключительно на собственные интересы;
– рационализмом, то есть умением стремиться к одной цели и при этом рассчитывать издержки ее достижения, выбирая самый экономный путь;
– информированностью – возможностью получать любую необходимую информацию для принятия рационального решения.
Эта модель опиралась на труды классиков экономической науки, в частности А.Смита, И.Бентама, Д.Рикардо.
Десятилетия конкретных исследований в сфере экономического поведения привели к выводу, что модель человека экономического далеко не всегда соответствует реальному поведению людей на рынках. Были введены определенные поправки; в частности, допускалось, что информированность может быть неполной, отдельные участники рынков могут образовывать коалиции, интересы которых на время могут подчинять себе интересы членов коалиции и т.д. Но в целом данная концепция в рамках экономической науки оставалась неизменной.
Тем не менее сама практика рыночных отношений показывала, что данная модель требует не столько частного улучшения, сколько коренной перестройки. Были подвергнуты критике все основные допущения относительно поведения людей на рынках и значимости самих рынков в жизни общества.
Критика названной концепции велась по нескольким направлениям.
Во-первых, отрицалась универсальность рыночных отношений для всех обществ – доиндустриальные общества были построены совсем на иных принципах. Даже в индустриальных обществах – европейском и североамериканском – сфера деятельности рынков не охватывает всех общественных отношений.
Во-вторых, подвергался сомнению тезис об изначальном эгоизме и индивидуализме человека. Любой человек находится под влиянием социальных групп; участие в большинстве из них не является результатом его свободного выбора. В рамках этих групп он не может вести себя в соответствии с правилами рынка (например, в рамках клана, в семье, во многих территориальных общностях и т.д.). В полной мере это относится к так называемым «неевропейским» культурам; однако и в «европейских» культурах групповые нормы оказываются сильнейшим фактором, вызывающим отклонение поведения от идеальных рыночных норм. Индивидуализм, рассматривавшийся в качестве универсального свойства человека вообще, оказался атрибутом небольшого числа цивилизаций, одной из которых является европейская и североамериканская.
В-третьих, было показано, что «рациональность поведения» в разных обществах и даже в разных слоях одного и того же общества понимается по-разному. Поведение крестьянина, отказывающегося применять более эффективные культуры или агроприемы в рамках его общества, также рационально, как и действие предпринимателя, стремящегося к использованию таких приемов – в рамках его – «предпринимательского» – общества. И такая узко понимаемая «рациональность» может оказаться весьма нерациональной в условиях грозящего глобального экологического кризиса.
Таким образом, социологи не отрицают того, что в определенных условиях индивиды действуют строго по законам рынка. «Признание социальной укорененности экономического действия означает, во-первых, что его мотивы выходят за пределы экономических целей, а во-вторых, что эти мотивы – продукт функционирования социальной общности, а не предпочтений изолированного индивида. На их основе к социальным общностям относятся:
– сети межличностного общения;
– организационные структуры;
– социальные группы;
– национальные общности» [22].
Все сказанное суммируется в кратком определении: Экономическая социология изучает экономическое действие как форму социального действия.
В противоположность абстрактному человеку экономическому было выработано представление о человеке социологическом. Главное отличие между ними состоит в том, что человек социологический является более содержательной моделью личности, в которой учитываются не только экономические интересы, но и групповая принадлежность и культурные характеристики личности.
Круг проблем, изучаемых экономической социологией, весьма широк и постоянно расширяется, так как самые разные сферы человеческих отношений могут рассматриваться как отношения экономические. Основные направления исследований в настоящий момент:
– изучение социальной структуры общества, в частности класса предпринимателей и других социальных классов и слоев общества;
– изучение хозяйственных организаций и сферы трудовых отношений;
– изучение занятости и безработицы;
– изучение потребительского и сберегательного поведения;
– культура денег;
– выявление культурных особенностей экономических отношений в различных обществах;
– формирование деловой культуры.
В последние годы экономическая социология выдвигается в первые ряды социологических теорий. Во многом это связано с успешными попытками использования основных теоретических понятий и принципов экономической социологии для объяснения широкого круга явлений общественной жизни. При всем отличии от экономической науки, в частности от микроэкономики, экономическая социология отталкивается от некоторых основополагающих ее принципов. Однако социологи считают, что экономическая теория дает слишком упрощенную картину мира и поэтому не может с достаточной степенью надежности объяснить поведение людей в реальных жизненных ситуациях. Подобное объяснение очень важно с практической точки зрения для предсказания в различных сферах жизни: при осуществлении покупок товаров и услуг, выборе места жительства и образовательного учреждения, при вступлении в брак и определении желательного количества детей в семье и во многих других ситуациях.
В то же время в рамках самой экономической социологии, как и в любом живом, развивающемся научном направлении, нет полного единства. Основные теоретические подходы и противоречия в рамках экономической социологии наиболее рельефно отразились в трудах двух известных авторов конца XX века: американца Гэри Беккера (род. в 1930 г.) и француза Пьера Бурдье (род. в 1930 г.).
Г.Беккер – лауреат Нобелевской премии по экономике. Он не считал себя социологом и видел свою задачу в том, чтобы попытаться объяснить все многообразие человеческого поведения, опираясь на принципы экономической теории и, в частности, на модель человека экономического. Тем не менее дискуссии вокруг работ Г.Беккера оказали очень значительное влияние на социологические теории, поэтому мы остановимся на них подробнее. Г.Беккер считал, что в основе не только экономического, но и любого поведения лежат принципы «максимизации полезности» или «экономии усилий». Другими словами, устраиваясь на работу, вступая в брак, покупая какой-либо товар, человек сознательно (или подсознательно), прежде всего, стремится к тому, чтобы получить наибольшую выгоду или сэкономить свои усилия. В этом отношении он продолжает одну из линий рассуждения М.Вебера, считавшего целерациональное действие основой современного общества. «Выгода» при этом понимается не только как денежный доход, а также как физическое, моральное или эстетическое удовлетворение. Поскольку любые человеческие отношения, по мнению Беккера, подчиняются тем же принципам, что и рыночные отношения, к ним применимы многие понятия, используемые в экономике, в частности понятие «капитал». Человек, выступая на любом из рынков (рынке рабочей силы, брачном рынке), обладает определенной стоимостью, которая определяется его капиталом, то есть накопленными им в течение жизни и доставшимися по наследству ценностями. К таким накоплениям относится человеческий капитал (совокупность талантов, знаний и навыков – понятие, введенное в оборот Г.Беккером), а также социальный капитал (совокупность социальных связей). Сам Беккер пытался с помощью принципов, выработанных в экономической науке, объяснить закономерности самых разных сфер человеческих отношений и разных обществ. К этим сферам относятся:
– подбор брачных партнеров в зависимости от их качеств;
– рождаемость в различных обществах и социальных средах;
– поведение нанимателей и нанимаемых на рынках труда, в частности, при найме на работу и получении образования;
– работа в домашнем хозяйстве;
– потребительское поведение (то есть предпочтение товаров в зависимости от цены и качества) в современном обществе;
– феномен альтруизма (то есть безвозмездной помощи) в рамках семьи и других малых групп;
– экономическая преступность;
– экономическая политика государства.
В ряде случаев такой анализ оказывался весьма удачным (например, изучение домашнего хозяйства); однако многие авторы отмечают очевидные недостатки этого подхода в других сферах. Один из главных недостатков состоит в том, что микроэкономические модели предполагают наличие денег, как всеобщего эквивалента ценности различных предметов на рынках. Отсутствие такого эквивалента на большинстве «рынков», рассматриваемых Беккером, приводит к тому, что истинность его теории невозможно проверить, а следовательно, она из науки переходит в разряд религиозных или философских принципов, в которые можно верить, но которые нельзя проверить.
Еще одно направление критики Беккера состоит в том, что одни и те же вещи, знаки, символы и так далее могут иметь совершенно разную ценность в разных социальных слоях и группах. Именно с этих позиций критиковал его П.Бурдье. Согласно Бурдье, формирование коллективного стиля социальных групп и слоев происходит на основании хабитуса, присущего каждому человеку. Под хабитусом Бурдье понимает совокупность принципов, по которым индивид классифицирует окружающий мир и в соответствии с которыми строит свою собственную деятельность. В общем случае у каждого человека существует индивидуальный, отличный от всех других людей, набор таких принципов. Например, один человек предпочитает красное вино и мясную пищу и при этом считает приличным одеваться скромно. Остальных людей он будет оценивать в зависимости от того, насколько их вкусы совпадают с его собственными вкусами. Другой человек предпочитает шампанское и деликатесную пищу, а также наиболее модную одежду, применяя свои мерки к окружающим людям. Различные принципы восприятия мира, как правило, связаны друг с другом статистической зависимостью (то есть не жестко, а с определенной вероятностью). Трудно ожидать, например, что человек, надевающий вечером смокинг, с утра будет копаться в мусорном ящике, хотя возможность этого нельзя отрицать, если он, например, частный детектив высокого уровня.
Индивидуальный хабитус формируется под влиянием трех видов капитала, накапливаемого человеком: экономического (денег и недвижимости), культурного (знаний, навыков, вкусов) и социального (связей). Каждый из этих видов капитала может принимать форму символического капитала, то есть такого, который приобретает значимость в глазах всего общества и служит «пропуском» для достижения определенного положения в обществе. Так, например, знание иностранных языков (культурный капитал) обычно повышает статус человека в обществе. В то же время осведомленность в каком-либо неизвестном или непопулярном в данном обществе философском учении может не приобретать символического значения. Подпольный миллионер А.И.Корейко из романа «Золотой теленок» обладал значительным экономическим капиталом. В то же время эти деньги в советском обществе начала 30-х годов XX века не могли быть конвертированы в символический капитал, из-за чего не получился у миллионера роман с Зосей Синицкой. Как говорил Остап Бендер, девушки любят молодых, спортивных и политически грамотных, то есть обладающих культурным капиталом, конвертируемым в те времена в символический.
Люди, имеющие сходный хабитус, сближаются друг с другом, образуя социальные слои и классы. В отличие от классической теории социальной структуры, Бурдье считал, что в обществе одновременно существуют и взаимодействуют несколько одинаково важных принципов классификации социальных общностей: по уровню дохода, национальной и религиозной принадлежности и т.д. На пересечении этих социальных параметров образуются сообщества, вырабатывающие свой собственный стиль жизни и восприятия мира. Каждое из этих сообществ строит свою собственную картину мира.
Эта картина мира может не восприниматься другими слоями или даже не пониматься ими. Опасность, с которой сталкиваются общественные науки, состоит в том, что социологи, будучи выходцами из узких социальных слоев, исподволь возводят в абсолют ценности своего собственного окружения, приписывая им главенство в обществе. Чтобы избежать этого, необходимо изучать не только «объективные» показатели (например, уровень доходов или частоту посещения концертов классической музыки), но и то, как представители разных социальных слоев воспринимают мир. Это не означает, что теории, разрабатываемые социологами, экономистами, историками, полностью субъективны. Но это означает, что обычно они отражают лишь часть истины. Следовательно, делает вывод Бурдье, относительно каждого социального явления можно построить несколько теорий, которые будут отражать разные стороны действительности, и ни одна из которых не будет являться абсолютно ложной или абсолютно истинной.
Исходя из этих положений, легко понять и критику Бурдье «экономического империализма» Г.Беккера. В частности, он утверждал, что экономические последствия развития образования определяются отнюдь не только уровнем инвестирования в образование, но и в значительной степени культурным и социальным капиталом, накопленным семьей. Точно так же и последствия развития системы образования для общества нельзя оценивать только в зависимости от экономического эффекта, выражаемого в денежных единицах.
Теоретические принципы, разработанные П.Бурдье, легли в основу очень полезных исследований, в частности, связанных с коммерческим использованием стилей в массовой моде и ряде других. Однако оценивать заслуги социолога перед обществом, конечно, нельзя только по тому, какую прибыль приносят его разработки. Главная функция социологии – это осмысление основных тенденций развития общества, а также выполнение функции «зеркала» – демонстрации обществу самого себя. Как известно, ни одна большая система не может действовать без «обратной связи». Поэтому и роль социологии в обществе будет возрастать.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ГЛАВЕ № 24
1. Вспомните прочитанный курс. О каких классиках современной социологии вы узнали из этого курса? Укажите основные положения конфликтологического и функционального подходов на материале изученного курса, приведите конкретные примеры их столкновений. Вспомните теорию парадигм. Как вы понимаете тезис о полипарадигмальной структуре социальных наук? Как эта особенность проявляется в социологии? Проиллюстрируйте свой ответ примерами противостояния понимающей и позитивистской социологии, конфликтологизма и функционализма. Назовите основные уровни социологического знания. Что такое «теории среднего уровня»? Приведите примеры социологических теорий макро- и микроуровня.
2. Назовите основные функции социологии в современном мире. Почему проведение социологических исследований является неотъемлемым условием функционирования рыночной экономики? Приведите примеры известных вам социологических исследований. При ответе старайтесь использовать категории и понятия, изученные вами в данном курсе. Укажите основные особенности экономической социологии. Опишите соотношение экономической теории и экономической социологии. В какие годы появился термин «экономическая социология»? Как вы видите свое будущее в качестве социолога?
Основные термины и понятия
Позитивистское направление – направление в социологии, утверждающее, в частности, что поведение людей в различных группах и обществах подчиняется одним и тем же закономерностям. Этот подход ориентирован на методологию естественных наук.
Понимающая социология – направление в социологии, основанное на утверждении о принципиальной несводимости методов социальных наук к методам наук естественных, утверждающее особую роль ценностей в социальном познании.
Конфликтологизм – направление в современной социологии, ориентированное на объяснение социальных явлений через конфликт различных социальных групп и страт. Основными категориями этого подхода являются категории господства, конфликта и подавления.
Функционализм – теории в социологии и социальной антропологии, направленные на объяснение социальных учреждений прежде всего с точки зрения выполняемых ими функций. Функционалисты рассматривают общества как системы взаимодействующих и саморегулирующихся частей.
Литература к теме
Основная:
1. [Боголюбов Л.Н. и др.] Обществознание. 10 класс: учебник. – М., 2009. С. 35–38.
Популярная:
2. Бауман З. Мыслить социологически: Учеб. пособие / Пер. с англ. – М., 1996. С. 42–51.
3. Бергер П. Приглашение в социологию / Пер. с англ. – М., 1996. С. 69–84.
4. Монсон П. Лодка на аллеях парка / Пер. с англ. – М., 1998. Гл. 1–4.
Дополнительная:
5. Гидденс Э. Социология / Пер. с англ. – М., 1999. Гл. 1. С. 21–34, 490–506.
6. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. – М., 2006. С. 19–105.
7. Радаев В.В. Экономическая социология. Курс лекций. – М., 1997. С. 14–60.
8. Сусоколов А.А. Культура и обмен: Введение в экономическую антропологию. – М., 2006.
Глава 25. Методы конкретных социологиЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ