Развитие общества и проблемы глобализации
Глава 19. СТУПЕНИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ИСТОРИИ. ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА И ЕГО КРИТЕРИЕВ
Развивается ли общество в целом и отдельные общества, из которых состоит население Земли? И если развивается, то в каком направлении, каков если не конечный, то хотя бы промежуточный пункт этого движения?
Эти вопросы, ответы на которые кажутся самоочевидными, а также весьма далекими от повседневной практики, на самом деле очень непросты; более того, от ответа на них зависит буквально каждый наш шаг. Поступать или не поступать в вуз; если «да», то в какой? Оставаться в России или стремиться уехать на работу за границу? Заводить семью или вести жизнь «свободного рейнджера»? Заводить ли детей, и если «да», то сколько – одного или семерых? Как их воспитывать, к чему готовить? За кого голосовать на выборах? Ответ на каждый из этих и сотни других, жизненно важных для каждого человека вопросов зависит от того, как он, часто даже не осознавая этого, представляет себе, куда движется то общество, в котором он живет, и глобальное сообщество в целом.
Пытаясь ответить на глобальные вопросы бытия, очень полезно посмотреть, что думали об этом мыслители прошлого, и сопоставить с тем, что нам предлагает современная теория общества.
В истории социальной мысли, пожалуй, не было ни одного крупного мыслителя, который не затронул бы проблемы социального прогресса. Почему эта тема вызывает столь большой интерес не только у ученых, но и простых людей?
Потому что значение идеи прогресса выходит далеко за рамки академической науки. История неоднократно доказывала правоту старого марксистского тезиса о том, что идеи, проникая в массы, становятся мощной движущей силой мобилизации населения. Два экономических чуда XX в. – восстановление и модернизация народного хозяйства СССР после Гражданской и Великой Отечественной войн – были бы невозможны, если бы значительная часть населения СССР не верила в то, что советское общество развивается прогрессивно.
Отсутствие социального идеала, представления о некотором лучшем или даже наилучшем состоянии, к которому движется общество, приводит к аномии, росту социальной апатии и преступности, уходу в сферу личных интересов и крайнего эгоцентризма. Именно поэтому все дальновидные политические деятели всегда стремятся сформулировать социальный идеал и внедрить в массовое сознание представление о прогрессивном развитии руководимого ими общества.
Понятие прогресса
Существует ли общественный прогресс, и если существует, то в чем он состоит?
Социологи и социальные философы по-разному решали вопрос об объективности прогресса. Высказывались диаметрально противоположные точки зрения:
Большинство мыслителей было уверено, что прогресс – это объективная реальность. Так думали А.Августин и И.Кант, О.Конт и К.Маркс, Э.Дюркгейм и М.Вебер. Представление о том, что развитие человечества идет по направлению к справедливой развязке, когда каждому воздастся по заслугам, в зависимости от того, насколько праведно он прожил жизнь, лежит в основе трех так называемых «аврамических» религий (т.е. считающих своим основателем библейского Авраама) – иудаизма, христианства и ислама.
В то же время некоторые социологи отрицали объективность линейного прогресса, считая, что отдельные общества развиваются циклически – от рождения к смерти, а общечеловеческий прогресс – понятие бессмысленное. Этой позиции придерживались О.Шпенглер, Н.Я.Данилевский, Л.Н.Гумилев. На этой точке зрения базируются некоторые восточные религии: даосизм – в Китае, индуизм – в Индии, буддизм – на Тибете и в странах Юго-Восточной Азии, а также в России (калмыки, буряты, тувинцы).
Наконец, высказывалась мысль, что поступательное развитие общества, прежде всего, развитие науки и технологии, сопровождается негативными последствиями для морального облика рода человеческого. Этой позиции придерживались французский просветитель Жан-Жак Руссо (1712–1778) и немецкий социолог Фердинанд Теннис (1855–1936). Каждый из них, не отрицая очевидных благ, которые приносит технический прогресс и разделение труда, считал, что в результате этих процессов происходит отделение человека от природы и естественных основ жизни и воспитания (Руссо), а также разрушение естественных форм человеческих общностей (Гемайншафт – «общинности») (Теннис).
Долгое время понятие прогресс употреблялось без четкого его определения, с опорой на интуитивные представления, принятые на уровне обыденного сознания. Лишь в 60-х годах XX в. были выделены основные признаки, по которым прогресс отличается от любых других социальных процессов.
Перечислим важнейшие из признаков прогресса.
Направленность. Прогресс – это такое изменение общества, которое направлено к некоторому конечному состоянию, причем каждая последующая стадия ближе к этому состоянию, чем предыдущая.
Кумулятивность. На каждой последующей стадии общество использует все лучшие достижения предыдущей стадии, добавляя что-то новое.
Стадиальность. Каждое общество проходит через некоторое конечное число необходимых стадий, миновать которые невозможно.
Внутренний характер источника развития. Изменение состояния общества происходит не за счет внешних причин, а за счет внутренних стимулов, присущих самому обществу или отдельным его членам. Этим «двигателем» может быть тяга человека к познанию, технологические усовершенствования или социальные противоречия.
Необратимость. Прогресс не может быть остановлен, обращен вспять или «переведен на другие рельсы», пока существует данное общество.
Позитивная направленность изменений, социальный оптимизм. Каждая последующая стадия в каком-то (самом важном, с точки зрения автора концепции) отношении существенно лучше предыдущей стадии.
Ни один серьезный сторонник концепции прогресса не утверждал, что каждая последующая стадия во всех отношениях лучше предыдущей. Большинство из них понимало, что, приобретая новые возможности, люди теряют что-то очень важное. Например, разделение труда ведет к разрушению традиционной сельской общины с ее особенно теплыми (и где-то сильно идеализированными) отношениями между людьми. Но выигрывает человек в результате больше, чем теряет. Именно поэтому было важно выделить главный критерий, по которому оценивается прогресс.
Критерии прогресса, выдвигавшиеся на первое место разными авторами, можно объединить в несколько групп.
Движение человечества к конечному акту искупления грехов – событию, время и формы которого заранее определены в момент творения мира Богом (блаженный Августин).
Повышение уровня господства человека над природой и соответствующее достижение определенного уровня изобилия в обществе (Л.Уайт).
Достижение принципиально новых уровней познания природы и общества (О.Конт).
Достижение некоторого оптимального состояния общества и его социальной структуры – материального и политического равенства граждан, формирование наиболее соответствующих природе человека форм общности людей – равенства, справедливости (К.Маркс). Создание идеальных условий для саморазвития личности: свободы выбора и равных жизненных возможностей.
Критика концепции прогресса
Идея прогрессивного развития общества и культуры подвергалась сомнению с самого начала формирования идеи прогресса (см. 12). Но именно во второй половине XX в. начались особенно бурные атаки на эту идею.
Критика понятия «прогресс» тесно пересекается с критикой понятия «общество» в его традиционном значении.
Критики концепций прогресса опираются на то, что:
Прогрессивное, то есть восходящее развитие общества к идеальному состоянию доказать невозможно, поскольку как все человеческое сообщество, так и каждое отдельно взятое общество уникальны; невозможно выявить закономерности, не опираясь на сравнение большого количества повторяющихся случаев.
В последние годы исчезает сам объект прогрессивного развития – отдельное автономное общество; изменение каждого общества происходит в основном под влиянием внешних по отношению к нему причин, которые во многом носят случайный и ситуативный характер, поэтому нельзя говорить о прогрессе одного отдельно взятого общества.
Совершенно неправомерно выделять какой-либо один критерий прогресса в качестве ведущего. Однако любое поступательное развитие в каком-либо отношении (в технологии, в политических свободах, в познании и благосостоянии), как правило, ведет к непредсказуемым негативным последствиям по другим критериям, зачастую превосходящим положительные последствия частичного прогресса. Поэтому нельзя говорить о прогрессе общества в целом.
Наконец, невозможно назвать единственный главный фактор, движущую силу развития общества. Общество не подчиняется принципу причинности. В нем преобладают функциональные зависимости. Классические теории прогресса выделяют один фактор (развитие производительных сил, Божественное Провидение, развитие знаний, дифференциация общества), который определяет собой все остальные стороны общественной жизни. Еще М.Вебер показал, что не только экономика может влиять на идеологию, но и идеология на экономику. В течение XX в. еще более укрепилось убеждение в том, что каждое изменение в обществе является результатом взаимодействия большого числа факторов. Особенно ярко это проявляется в анализе социальных институтов и взаимодействия между институтами (см. 14–18). Поэтому в конкретных исследованиях социологи предпочитают использовать не понятие причинности (когда одно изменение является причиной других), а понятие функциональной связи – совпадения тенденций в изменениях двух и более переменных.
19.3. Объективные и субъективные факторы развития общества. Роль личности в истории
Многообразие обстоятельств, определяющих общественные явления, особенно ярко прослеживается в соотношении объективного и субъективного факторов в развитии общества.
Социология уделяет большое внимание субъективным факторам, определяющим направление социальных процессов. Еще в конце XIX века русский социолог-марксист Г.В.Плеханов утверждал, что роль личности в историческом процессе велика; но лишь те исторические деятели оказывают существенное влияние, направление активности которых совпадает с тенденциями развития самого общества. С другой стороны, если в обществе появляется потребность в историческом лидере, обладающем определенными качествами, он всегда появляется.
В конце XX в. американский историк Ч.Тилли, анализируя наиболее значимые революционные перевороты нового времени, пришел к выводу, что действие личностного, субъективного фактора не всегда определяется историческими условиями и в сходных социально-экономических и политических ситуациях зачастую оказывает решающее влияние на ход исторических событий. Результат революционного движения (успех или неуспех, последствия) в сходных ситуациях может быть разным, в зависимости от действий и личностных качеств лидера.
Вопрос о роли субъективного фактора в обществе требует дальнейшего исследования. Многое в его решении зависит от идеологических позиций исследователя.
В значительной степени обоснованная критика концепций прогресса, появившихся в XIX в., вряд ли означает окончательный отказ от понятия поступательного движения к идеалу. Как уже говорилось, идеал нужен человечеству – иначе оно не сможет существовать. Перефразируя известный афоризм Вольтера о Боге, можно сказать: «Если даже прогресс не существует, его следовало бы выдумать». Современный пессимистический взгляд, скорее всего, отражает кризис социологии и идеологии постиндустриального общества, а отнюдь не отсутствие реальных перспектив дальнейшего качественного развития человечества.