Современные тенденции развития религии
Современные тенденции развития религии описываются следующими основными категориями: секуляризация, модернизация, экуменизм.
16.6.1. Секуляризацией называется процесс в современных обществах, в котором религиозные идеи и организации имеют тенденцию утрачивать влияние перед лицом науки и других современных форм знания [7, I, 191]. Это понятие возникло в XVII веке и первоначально означало процесс конфискации монастырских земель, но впоследствии обрело более широкое значение. Существует целый ряд факторов, способствующих секуляризации общества.
Во-первых, развитие науки, заменяющей теологические объяснения естественнонаучными, неизбежно приводит к ослаблению идейного влияния религии. Однако в современном обществе, когда сама наука перестает рассматриваться как единственный синоним знания и формируется весьма осторожное отношение к ее возможностям и перспективе (см. 17), этот фактор начинает ослаблять свое влияние.
Во-вторых, развитие светского государства, отделение от него церкви – все это также ведет к ослаблению влияния религии даже в тех странах, где роль религии всегда была значительной. В России церковь от государства была отделена в 1917 г., и одновременно был восстановлен сан патриарха.
В-третьих развитие других институтов и учреждений, принявших на себя функции, ранее выполнявшиеся религией. Например: образование, наука, медицина (психологическая помощь), светские культурные учреждения (театры, библиотеки и т.д.).
На процесс секуляризации также влияют процессы внутри церкви: компромиссы по спорным вопросам веры ради преодоления разногласий, утрата общности, рост социальной мобильности населения, технический прогресс, развитие капитализма.
Тем не менее многие социологи отмечают стабилизацию влияния церкви, а значит, и ослабление процесса секуляризации. Более того, по мнению ряда исследователей, «численность верующих и посещаемость церкви останутся на прежнем уровне или даже возрастут, т.к. людям необходимо придавать смысл своей повседневной жизни и облегчать свойственный им страх смерти» [25, 484–485]. Правда, немало социологов придерживаются и прямо противоположного мнения.
16.6.2. Модернизация – изменение религиозных верований и ритуалов, являющееся реакцией на происходящие в обществе изменения. Например, решением Ватиканского собора в католических храмах разрешено использование не только органа, но и других музыкальных инструментов.
16.6.3. Экуменизмв строгом смысле есть стремление различных конфессий к более глубокому сотрудничеству и взаимопониманию [25, 485]. Одна из причин экуменизма – реакция религий на процесс секуляризации, ибо, подобно коммерческим предприятиям, религиозные организации, объединяющие свои ресурсы, являются более жизнеспособными. Результатом этого процесса является, например, возникновение Всемирного совета церквей – организации, выполняющей важнейшие гуманитарные функции. Однако есть и более радикальный вариант экуменизма, выступающего за воссоединение христианских церквей (всех или, например, католиков и протестантов), и вообще за объединение всех монотеистических и всех мировых религий. У этого движения есть немало противников, справедливо указывающих, например, что подобные объединения могут привести к негативным и необратимым культурным последствиям.
Основные мировые религии
Сегодня обычно выделяют три необходимых критерия, которым должна соответствовать религия, чтобы считаться мировой.
Во-первых, массовость. Данный признак является, очевидно, необходимым, но недостаточным. Так, например, количество сторонников индуизма сегодня более чем в полтора раза превышает численность буддистов, но поскольку индуизм практически полностью локализован в районе полуострова Индостан, его к мировым религиям отнести нельзя. Таким образом, второй признак мировой религии – распространенность в большинстве регионов мира. Данному признаку, в принципе, соответствует иудаизм, поэтому иногда, особенно в популярных текстах, его относят к мировым религиям. Однако на самом деле иудаизм не соответствует третьему критерию мировых религий – открытости. В отличие от представителей христианства, ислама и буддизма, принадлежать к которым может, в принципе, любой человек, вне зависимости от его происхождения, иудаизм строго ориентирован на представителей определенного этноса. В итоге трем данным критериям соответствуют только три религии, которые и считаются мировыми: христианство, ислам, буддизм.
По последним данным, численность мировых религий распределяется следующим образом:
– христианство: около 2,1 млрд. сторонников (возникновение – I–II вв. н.э.);
– ислам: около 1,5 млрд. (возникновение – VII век н.э.);
– буддизм: около 0,37 млрд. (возникновение – VI век до н.э.).
Однако вокруг данных о численности сторонников мировых религий периодически возникают споры.
Во-первых, численность приверженцев ислама может быть установлена весьма условно, ибо в большинстве мусульманских стран проведение строгих социологических исследований европейцами весьма затруднено. Во-вторых, вызывает сомнение и точность данных о количестве в мире христиан. Действительно, если принадлежность человека к исламу или иудаизму может быть, как мы уже говорили выше, установлена достаточно строго и даже формально, то ничего подобного нельзя сказать о большинстве конфессий христианства. В таком случае возникает естественный вопрос о сопоставимости цифр, полученных в ходе изучения приверженцев данных религий, о зависимости полученных таким образом результатов даже от мелких нюансов и тонкостей используемых методик.
Религии также группируются с точки зрения наличия у них общих корней. По данному критерию выделяют аврамические (или по-другому – библейские) религии, к каковым относят христианство, ислам, иудаизм. Эти три религии имеют в своей основе общие священные тексты и, соответственно, общие мифы (миф об Адаме и Еве, о заключении Авраамом Завета с Богом и так далее). В христианстве данный раздел учения, общий с другими религиями, относится к Ветхому Завету.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ГЛАВЕ № 16
1. Дайте определение социального института. Укажите, какую роль это понятие играет в социологии, какие явления оно позволяет описывать и объяснять. Какова роль социальных институтов в функционировании и развитии общества? Приведите примеры социальных институтов разного уровня. Приведите примеры ситуаций, когда одни и те же потребности обслуживаются разными институтами, когда один институт обслуживает несколько потребностей общества. Что такое явные и латентные функции социального института?
Назовите важнейшие институты современного общества. Структура социальных институтов, основные элементы. Институты и потребности. Динамика институтов. Процесс институализации.
2. Дайте определение религии как социального института. Является ли оно исчерпывающим? Какие недостатки в этом определении вы можете указать? В чем, с вашей точки зрения, состоит основное отличие социологического подхода к объяснению феномена религии от теологического? Какие вы знаете основные научно-социологические подходы к объяснению причин возникновения религии? Укажите основные положения теорий религий Маркса, Дюркгейма и Вебера. Что объединяет эти подходы? В чем их отличия?
Назовите основные функции религии в обществе. Как изменялись эти функции в ходе исторического развития человечества? Как вы думаете, могут ли со временем другие социальные институты взять на себя все функции религии?
3. Назовите основные формы социальной организации религии. Укажите основные отличия церкви от секты. В каких религиозных организациях преобладает крещение во взрослом состоянии, в каких – в детском? Как это связано с их отношением к доминирующей культуре. В чем причины существования сект и деноминаций в современном мире? Назовите основные подходы, объясняющие динамику религиозных организаций.
4. Раскройте содержание понятий «секуляризация», «модернизация», «экуменизм». Как менялась роль описываемых этими понятиями процессов в истории человечества?
Почему, с вашей точки зрения, сегодня экуменизм встречает большое количество противников? Назовите основные мировые религии, укажите период их возникновения, современное состояние. Вспомните основные события в религиозной истории России: крещение Руси, раскол, отделение церкви от государства.
Каково современное состояние религиозной жизни России?
Основные термины и понятия
Деноминация – религиозная организация, являющаяся по отношению к доминирующей культуре субкультурой.
Модернизация – изменение религиозных верований и ритуалов, являющееся реакцией на происходящие в обществе изменения.
Религия – совокупность учений и ритуалов, с помощью и посредством которых группа реагирует (и объясняет) на то, что она считает священным.
Секта – религиозная организация, отвергающая ценности окружающего общества.
Церковь – религиозная организация, имеющая тесные связи с обществом и действующая внутри него.
Экуменизм – стремление различных религиозных организаций к более глубокому сотрудничеству и объединению, частным случаем которого является стремление к объединению.
Литература к теме
Основная:
1. [Боголюбов Л.Н. и др.] Обществознание. 11 класс: учебник. – М., 2010. С. 337–346.
Популярная:
2. Кулаков А.Е. Религии мира: 10–11 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М., 1998.
Дополнительная:
3. Гараджа В.И. Социология религии. – М., 2005. С. 65–88, 202–208, 218–223, 301–319.
4. Гидденс Э. Социология / Пер. с англ. – М., 1999. Гл. 12. С. 322–344.
5. Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. – М., 1998. С. 427–460.
6. Сорвин К.В. Очерки из истории классической философии. – М., 2008. С. 93–101.
Глава 17. СОЦИАЛЬНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ПОЗНАНИЯ. НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ