Становление современные тенденции развития УЧР

Калужский государственный университет им. К.Э.Циолковского

Программа подготовки управленческих кадров

Для организаций народного хозяйства РФ

Романенко В.А.

УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ МЕНЕДЖЕРОВ

Калуга, 2010

Рецензенты:

Н.П. Зазнобина, канд. психол. наук

А.Г. Елгаев, канд. экон. Наук

Автор:

Романенко Валентина Алексеевна, канд. психол. наук

Романенко В.А. Управление человеческими ресурсами: учебно-методическое пособие для менеджеров. – Калуга, Калужский

государственный педагогический университет, 2005 - с.

В постиндустриальном обществе персонал становится важнейшим ресурсом компании. Однако эффективное управление этим ресурсом в условиях высокой противоречивости, неясности долгосрочных перспектив, в которых действуют отечественные предприятия, требуют от менеджеров непростых навыков и умений в принятии каждодневных кадровых решений, с одной стороны, исходя из стратегии развития предприятия, а, с другой, - оперативно учитывая текущие события и проблемы внутри и вокруг него. В пособии рассматриваются основные аспекты управления человеческими ресурсами на современном предприятии, предлагаются практические проблемные ситуации, работа над которыми способствует развитию управленческой компетентности в данной сфере.

Пособие адресовано руководителям, слушателям программ подготовки и переподготовки менеджеров.

Оглавление

Введение……………………………………………………………..5

1. Становление и современные тенденции развития УЧР………………………………………………………………..6

2. Функции УЧР в современной организации…………………….9

3. Взаимодействие линейного руководителя

и специалиста по УЧР…………………………………………….10

ПРАКТИКУМ……………………………………………………...11

4. Взаимосвязь УЧР и стратегии развития организации……….13

ПРАКТИКУМ……………………………………………………..16

5. Формирование кадрового состава…………………………….17

5.1. Планирование численности персонала……………………17

5.2. Планирование качественного состава персонала…………19

5.3. Поиск персонала…………………………………………….22

ПРАКТИКУМ……………………………………………………...25

5.4. Отбор претендентов…………………………………………28

6. Адаптация персонала…………………………………………...38

ПРАКТИКУМ……………………………………………………...42

7. Мотивация персонала

Приложения

Литература

Введение

Тезис о том, что персонал – это главный ресурс компании, мало у кого сегодня вызывает сомнения, как и то, что управлять персоналом становится все сложнее.

Проблемы возникают уже на этапе найма. Кого брать? Готовых, «под ключ», но они, во-первых, не всегда в наличии на рынке труда, во-вторых, если они легко перешли к вам откуда-то, то не факт, что задержатся здесь… Делать ставку на тех, кто готов учиться, и растить, начиная с низовых позиций? Это требует времени, средств. Опять же есть риск стать кузницей кадров, в том числе и для конкурентов.

Не менее сложной является и проблема мотивации, начиная с определения принципов и методов построения системы оплаты труда, социальных льгот, нематериальных стимулов. Как соединить личные цели сотрудника с целями организации, мотивировать наемного работника на долгосрочные интересы компании? Найти решение этих проблем не просто, когда в современном изменчивом мире ни одна организация не может гарантировать пожизненную занятость, социальную защиту даже самому лояльному, самому эффективному сотруднику. К тому же последние рассматривают теперь свою карьеру все чаще как цепь интересных для них проектов, которые вовсе не обязательно должны реализоваться под одной крышей. И порой трудно вообще определить, на кого и где работает сотрудник, сидя на рабочем месте в вашей компании.

В данном пособии излагаются основные аспекты УЧР в компании: определение принципов управления в контексте стратегических целей, состояния внешней и внутренней среды компании, функции УЧР и взаимодействие специалистов по персоналу с линейным менеджером, определение политики найма, мотивации и развития персонала.

В пособие включено большое количество практических ситуаций, отражающих реальные проблемы УЧР на отечественных предприятиях, анализ и решение которых способствует формированию необходимых навыков менеджеров в данной важной и сложной сфере управления.

Становление современные тенденции развития УЧР

Основное конкурентное преимущество компании ХХI века – это обладающий необходимыми компетенциями и навыками, высокомобильный, ориентированный на постоянное развитие персонала. Свидетельством этому сегодня являются следующие факты:

- бурное развитие бизнеса по подбору кадров: растет число рекрутинговых компаний, увеличиваются стоимость и объемы предоставляемых услуг;

- растет число работников кадровых служб;

- возрастают требования к уровню профессиональной подготовки менеджеров по персоналу;

- повышается статус руководителей служб по управлению персоналом, все чаще он является вице-президентом компании, членом правления, членом Совета Директоров, в его компетенцию входит не только решение кадровых вопросов, но и участие в выработке и принятии решений, касающихся стратегии развития компании;

- по данным обзоров заработных плат, темпы роста оплаты труда специалистов по управлению персоналом опережают многие профессиональные позиции (например, бухгалтеров и т.д.);

- в бюджете предприятия постоянно растет доля затрат на подбор, обучение персонала, социальный пакет.

Наши рекомендации