Тема 16. СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Семинар-конференция по темам, связанным с современными социальными проблемами и возможностями их решения.
Примерный перечень вопросов для самостоятельного осмысления
- Почему и когда возникает социология как специфическая отрасль научного знания?
- Что такое социология и каковы ее функции?
- В чем отличие социологии от других общественных наук?
- Почему и когда возникает социология как самостоятельная наука?
- В чем заключается специфика определения объекта социологии, исходя из многообразия теоретических парадигм?
- Как определить предметную область социологии?
- Понятие «социальное» и его роль в социологическом познании.
- Почему социологию называют междисциплинарной наукой?
- Какую роль в общественном развитии играет социология?
- Какова роль О.Конта в возникновении социологии как науки?
- Каковы социологические воззрения Г.Спенсера, Э.Дюркгейма, М.Вебера?
- В чем основные принципы позитивизма и неопозитивизма?
- В чем особенности русской социологической мысли?
- Какие исторические условия и теоретические предпосылки способствовали развитию русской социологической науки?
- Какие Вы можете назвать основные течения дореволюционного периода в русской социологической науке?
- Какие течения, школы и направления существуют в современной западной социологии?
- Как соотносятся между собой понятия «общество» и «социальная система»?
- Каково соотношение понятий «культура», «цивилизация» и «общество»?
- Почему П.А.Сорокин в работе «Социокультурная динамика» говорит о кризисе культуры западной цивилизации?
- В каком смысле общество можно рассматривать как социокультурную систему?
- Каковы культурные парадигмы?
- В чем единство и многообразие культур?
- Каковы типы культур?
- В чем функции культуры?
- Как дать определение: массовая культура, субкультура и контркультура?
- Что такое социокультурные ценности?
- В чем заключается кризис современной культуры?
- Каково соотношение понятий «человек», «индивид», «личность» и «индивидуальность»?
- В чем состоит механизм социализации личности?
- Что такое социальный статус личности?
- Что означает понятие «девиация»?
- Что такое социальная роль личности?
- Какие основные факторы определяют развитие девиантного поведения в обществе?
- В чем состоит сущность теории аномии Э.Дюркгейма?
- Каковы основные типы отклоняющегося поведения в концепции Р.Мертона?
- Какие концепции и направления социальной стратификации Вы знаете?
- Как определял понятие «социальная стратификация» П.Сорокин?
- Каковы формы социальной стратификации?
- Влияет ли на процесс стратификации социально-экономический статус?
- Как влияет на социальную структуру общества многообразие форм собственности?
- Как дать определение понятия «социальная группа»?
- Какие факторы влияют на формирование социальной группы?
- Какие существуют типы социальных групп?
- Что такое большие и малые группы?
- Каково понятие «социальной общности»?
- Какие характерные черты социальной общности?
- Виды социальных общностей?
- Какие проблемы изучает этносоциология?
- Какая совокупность людей называется этносом?
- Каковы современные тенденции в развитии нации?
- В чем причины межнациональных конфликтов?
- Какие методы используются для прогнозирования межнациональных конфликтов?
- Как соотносятся между собой понятия «общество», «социальная система» и «социальная структура»?
- Какие важнейшие социальные институты общества Вы знаете?
- Что входит в понятие «социальный институт» и каково его соотношение в понятием «социальная система»?
- Какие виды социальных институтов Вы знаете?
- Какие функции в обществе выполняет социальная организация?
- Какие типы социальной организации существуют в обществе?
- Как соотносятся между собой понятия «социальная норма», «социальный порядок», «социальный контроль»?
- Каковы функции социального контроля?
- Через какие способы осуществляется контроль?
- Каковы элементы и механизмы социального контроля?
- Что такое социальные санкции?
- Что из себя представляет понятие отклоняющееся (девиантное) поведение?
- Какие Вы знаете теории, объясняющие причины отклонений?
- Как дают определение понятию «аномия» Э.Дюркгейм, Т.Парсонс, Р.Мертон?
- В чем состоит смысл социальных связей и каково их внутреннее строение?
- Каковы основные элементы социальных связей?
- Как Вы определите понятие «социальный конфликт»?
- Как определял понятие «консенсус» М.Вебер?
- Как достичь социального консенсуса в обществе?
- Что представляет собой программа социологического исследования?
- Из каких элементов состоит программа социологического исследования?
- Что такое объект, предмет и цель социологического исследования?
- Для чего необходим процедурный раздел программ социологического исследования?
- В чем состоит разница между генеральной и выборочной совокупностями исследуемых объектов?
- Что такое репрезентативность выборки?
- Как сформулировать гипотезы?
- Какие методы сбора социологической информации Вы знаете?
- В чем состоит сущность контент-анализа как метода анализа документов?
- Как применяется метод наблюдения и каковы его основные разновидности?
- Какие виды опроса используются в проведении социологических исследований и каковы их особенности?
- Что представляется собой метод социометрии?
- Где и когда используется метод социального эксперимента?
- Какие методы применяются для анализа данных?
- Как пишется отчет о проведении социологического исследования?
ТВОРЧЕСКАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ «СОЦИОЛОГИЯ»
Собственные интересы и творческие замыслы студентов в области социологии могут быть реализованы посредством выполнения различных видов самостоятельной работы по курсу.
Сначала необходимо выбрать тему и способ работы над ее раскрытием. При выборе темы целесообразно учитывать свои познавательные интересы и практические возможности использования информации. После того, как тема для самостоятельной работы хотя бы в общих чертах определена, следует начать поиск и изучение различных источников информации. В зависимости от вида самостоятельной работы используются различные способы информационного поиска.
Основными источниками информации могут выступать:
- учебники и учебные пособия по общей социологии или отдельным отраслям социологии (социологии личности, социологии семьи, социологии конфликта, этнической социологии и т.д.)- научные журналы социологической и социально-политической тематики («Социологические исследования», «Общественные науки и современность», «Социально-гуманитарные знания», «Мир России. Социология, этнология», «Социально-политический журнал», «Вестник Московского университета. Сер. 8. Социология и политология», «Социология: теория, методы, маркетинг», «Рубеж», «Журнал исследований социальной политики» и др.)- газеты и журналы, в том числе их электронные версии, с материалами о социальной, экономической, политической, культурной сферах жизни общества (общероссийские газеты: «Российская газета», «КоммерсантЪ», «Ведомости», «Независимая газета», «RBK-daily», «Известия», «Труд» и др., региональные газеты: «Самарское обозрение», «Советникъ», «Репортер» и др.; журналы: «Огонек», «Коммерсант-Власть», «The New Times», «Эксперт» и т.д.).Для творческой самостоятельной работы, а также для научной работы по социологии можно использовать информацию, размещенную на сайтах социологических факультетов различных институтов и университетов, исследовательских организаций, в социологических информационных системах, в электронных научных журналах с обязательным указанием источника информации. Примерами могут быть социологические публикации на интернет-порталах «Российское образование», «Экономика, социология, менеджмент», «Открытое образование», «Социально-гуманитарное и политологическое образование» и др. На некоторых сайтах есть электронная библиотека со статьями и книгами по социологии .
ВИДЫ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 1. ПОДБОР И АНАЛИЗ СОБЫТИЙ, ИМЕЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ИЛИ СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ.Данная работа предполагает отбор для анализа событий, которые имеют отношение к постановке или решению социальных проблем, затрагивающих какие-либо социальные группы или общество в целом. Такие события целесообразно рассматривать на различных уровнях, например:- на глобальном уровне (социальные, социально-экономические или социально-политические события общемирового масштаба или затрагивающие одновременно жителей многих стран);- на общероссийском уровне (события, актуальные для большей части населения России);- на региональном уровне (события, имеющие значения для жителей Самарского региона).Пример. Октябрь 2012 г. Депутаты Государственной думы решили положить конец трагедиям на российских дорогах и ужесточить ответственность за езду в пьяном виде. Автомобилистов, совершивших наезд со смертельным исходом в состоянии алкогольного опьянения, предлагают наказывать лишением свободы на срок от 15 лет до пожизненного заключения.По мнению парламентариев, печальная статистика свидетельствует о том, что ситуация со смертностью на дорогах ухудшается с каждым годом. В МВД заявляют, что в среднем по России гибнут около 100 человек в сутки.2. ПОИСК И АНАЛИЗ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ, ОТНОСЯЩЕЙСЯ К СОЦИАЛЬНЫМ ПРОЦЕССАМ И ЯВЛЕНИЯМ. Этот вид творческой самостоятельной работы заключается в подборе статистической информации, имеющей социальное содержание, и ее кратком анализе. Можно привести примеры социальных закономерностей и объяснить их действие.Пример. Население России в 1992 году составляло 148,7 миллиона человек, в 2003-м - 143,5 миллиона, в 2008 г. – 142 млн. человек, а к 2050 году, по подсчетам ООН, может сократиться до 101,5 миллиона. Ежегодная естественная убыль населения составляет от 500 до 800 тыс. человек. С 1992 по 2005 гг. естественная убыль населения составила 11,2 млн. человек (более 16%). Численность экономически активного населения составляет 74,6 млн. чел. В трудоспособном возрасте умирает 46,2% всех мужчин и 14% всех женщин. С 2009 г. началось еще и резкое сокращение численности людей трудоспособного возраста (примерно на 1 млн. человек в год). Можно попытаться проанализировать экономические, политические и социальные последствия таких изменений.3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ОПРОСОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ИЗУЧЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ. Для характеристики важнейших социальных проблем либо для дополнения анализируемой социальной статистики подбираются данные о результатах социологических опросов, проведенных специализированными организациями, социологическими исследовательскими центрами и компаниями. Приводимые результаты социологических опросов необходимо кратко проанализировать, высказывая свою точку зрения.Пример. Всероссийский центр изучения общественного мнения выяснил, как изменилось за последнее время число интернет-пользователей в России и зачем россияне выходят в Сеть. Как оказалось, доля наших сограждан, пользующихся Интернетом, продолжает расти. На данный момент, пользователями Сети являются уже 60% россиян. При этом, 40% из них выходят в Интернет каждый день (год назад доля таких пользователей составляла 30%). В то же время, уменьшается число тех, кто Интернетом не пользуется вообще (на 10% за год).Социологи выявили еще одну интересную закономерность: граждане, активно использующие Интернет, проявляют куда больший интерес к политике, чем те, кто выходит в Сеть лишь время от времени. Лишь 34% из тех, кто появляется в "мировой паутине" эпизодически, интересуются политической жизнью. Среди активных интернет-пользователей этот показатель достигает уже 40%.Больше всего россияне ценят возможность получить информацию о событиях в стране и мире, которую дает Интернет. 47% опрошенных выходят в Сеть именно с этой целью. Часто Интернет используется для работы и учебы (такой ответ дали 51% респондентов, два года назад их было 58%). 45% опрошенных признались, что Интернет им нужен ради электронной почты. 39% пользователей слушают в Сети музыку, смотрят фильмы и читают книги. 37% используют возможности Интернета для общения с другими пользователями, а 24% ищут там друзей.Несмотря на высокую популярность и большое разнообразие онлайн-игр, с этой целью в Сеть выходят только 17% опрошенных. Еще 12% заявляют, что пользуются Интернетом для онлайн-шопинга.
Результаты этого опроса можно сравнить с результатами других подобных опросов и , высказать собственные суждения. Результаты социологических опросов могут быть найдены в учебной и научной литературе (соответствующие выбранной теме разделы учебников по социологии, журнал «Социологические исследования» и др.), в средствах массовой информации (например, рубрика «Опросы» в «Российской газете» или соответствующие разделы в экономических еженедельниках), на сайтах организаций и компаний, специализирующихся на проведении социологических опросов на различные темы. Используя для выполнения этого вида самостоятельной работы Интернет-сайты, следует учитывать, что существуют так называемые «социологические исследования он-лайн» (демонстрирующие результаты опросов, проводимых среди пользователей Интернета) и собственно результаты социологических исследований, проводимых методом опроса специализированными организациями.Наиболее часто можно встретить информацию о результатах социологических опросов, проведенных такими организациями, как Фонд «Общественное мнение» (ФОМ), Всероссийский Центр Изучения Общественного мнения (ВЦИОМ), Левада-Центр, «Ромир-Мониторинг», Самарский областной Фонд социальных исследований и т.д. При желании можно сравнить результаты опросов различных организаций на одну и ту же тему, попытаться выявить причины сходства или расхождения этих результатов. 4. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ОБЩЕСТВА, СОЦИАЛЬНЫХ АСПЕКТОВ ЕГО ЖИЗНИ (СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТЫРЫ, СОЦИАЛЬНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ И Т.Д.) ПО ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЯМ.Для самостоятельного анализа можно взять художественное произведение или кинокартину. Это может быть как широко известное произведение, так и малоизвестное.
Так, более 30 лет назад был опубликован рассказ Брюса Бетке под названием «Киберпанк», где речь шла о некоем хакере, который просто носил панковскую прическу. Тогда в рецензиях на этот рассказ редактор, критик Гарднер Дозуа и выдвинул термин «киперпанк», как он его сформулировал тогда по-английски, «высокая технология — плохая жизнь». С тех пор уже не первое десятилетие мы с ужасом ждем восстания машин, их пришествия, смотрим фильм «Матрица» во всех его инкарнациях, смотрим сериал «Черное зеркало» и думаем, что же случится с нашим обществом, которое будет порабощено машинами.
Можно проанализировать сериал "Черное зеркало" Аннотация к фильму такая: «За последние десять лет технологии всесторонне изменили нашу жизнь, прежде чем мы успели опомниться и усомниться в них. В каждом доме, на каждом столе, на каждой ладони — плазменный телевизор, монитор компьютера, дисплей смартфона — чёрное зеркало нашего существования в XXI веке…»
Угрозу несут не приборы, а люди. У Пол Пота не было ни компьютеров, ни интернета, ни нейроимплантатов. Но это не помешало ему истребить почти треть населения страны. В Руанде у хуту, вырезавших тутси, были в основном мачете. С апреля по июль 1994 года ими было убито больше полумиллиона человек
В одном из эпизодов «Чёрного зеркала» технологии создают у солдат иллюзию, будто они стреляют не по людям, а по чудовищам-мутантам. Это снимает моральные барьеры и позволяет убивать с чистой совестью. Можно долго рассуждать о виртуальной реальности и нейроинтерфейсах, но такой приём, как лишение противника человеческих качеств, практиковался ещё в Античности.
В «Чёрном зеркале» технологии доводят до крайности уже существующие вещи. Лайкозависимое общество, разделённое на касты в зависимости от рейтинга в социальных сетях, — очень красивая метафора. Актуальная для любого общества, где правят репутация и имидж.
Вся выполняемая студентами самостоятельная работа выполняется письменно и сдается в виде отчета о самостоятельной работе. Отчет о самостоятельной работе — это систематизированное изложение студентом основных сведений по выбранной теме в рамках курса «Социология», отражающее его понимание определенных проблем. По согласованию с преподавателем возможно выполнение группового отчета, выполняемого 2-3 студентами.
При выполнении отчета о самостоятельной работе нужно достаточно точно определить, какие именно данные собраны и каким образом они анализировались. Это позволяет преподавателю лучше оценить достоинства проведенной работы. При выполнении отчета о самостоятельной работе студент должен показать умение работать с учебной и научной литературой, анализировать различные источники информации, делать обоснованные выводы.
Отчет обязательно должен включать список использованных источников информации. Сюда включаются вся учебная, научная литература, а также другие источники информации, изученные и использованные студентом при выполнении творческой самостоятельной работы. Источники должны располагаться в алфавитном порядке и иметь сквозную нумерацию. Обязательно указание адресов источников, взятых с различных интернет-сайтов.Объем письменного отчета о самостоятельной работе ограничен 10-15 страницами формата А4 (210 х 297 мм), напечатанными через 1,5 интервала. Отчет о самостоятельной работе должен иметь титульный лист. Сроки сдачи отчета о самостоятельной работе согласовываются с преподавателем.При оценке творческой самостоятельной работы предполагается понимание студентами критериев качества самостоятельной творческой работы.
Критериями оценки самостоятельной работы являются:
а) творческий подход к выполнению работы;
б) использование учебной, научной и дополнительной литературы;
в) правильность и обоснованность выводов;
г) стиль изложения и аккуратность оформления отчета о самостоятельной работе;
д) срок сдачи отчета о самостоятельной работе.
ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ ПО КУРСУ «СОЦИОЛОГИЯ».
1. Проблемы социализации личности в современном обществе.
2. Социокультурные особенности российского общества.
3. Влияние демографических показателей на социально-экономическое развитие России.
4. Социальные проблемы молодежи в условиях трансформирующегося общества.
5. Миграция как социальный процесс.
6. Интеллектуальный потенциал России и его развитие.
7. Религия в современном обществе.
8. Особенности социального неравенства в современной России. Бедность как социальная проблема.
9. Проблемы формирования российского среднего класса.
10. Маргинальность и особенности ее проявления в современном российском обществе.
11. Основные каналы социальной мобильности.
12. Каналы формирования и выражения общественного мнения.
13. Социальные аспекты процесса глобализации.
14. Причины появления социальных групп отклоняющегося поведения.
15. Роль семьи в предотвращении социальных отклонений.
16. Эволюция стратификационной системы российского общества.
17. Современные концепции социального конфликта.
18. Специфика современных социальных конфликтов.
19. Формы социального протеста в современном обществе.
20. Технологии профилактики, урегулирования и разрешения конфликта.
21. Управление социальными процессами.
22. Социальная активность и ее формы. Новые социальные движения в России.
23. Основные проблемы гендерной социологии.
24. Женщина и карьера. Возможности современной российской женщины в карьере: пути и достижения.
25. Малый город в России: перспективы развития и основные социальные проблемы.
26. Использование методов общей социологии в социологии коммуникаций.
27. Контент-анализ в исследовании текстов СМИ.
28. СМИ как важный институт социализации личности.
29. Позитивное и негативное воздействие на личность массовой коммуникации.
30. Роль образования в развитии ли
31. Принципы организации общения в мировой компьютерной сети Интернет.
32. Проблема цензуры в современных СМИ.
33. Технологические и социальные аспекты телекоммуникационной сферы и сферы Интернет-технологий.
34. Социальные последствия использования сети Интернет.
35. Развитие профессиональных ресурсов с использованием современных информационных технологий.
36. Основные проблемы межкультурной коммуникации.
37. Инновации: технологический и социальный аспекты.
38. Взаимосвязь технико-технологического и социального развития общества.
39. Социальные аспекты процесса глобализации.
40. Междисциплинарность анализа современных социальных явлений и процессов.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ И ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ «СОЦИОЛОГИЯ».
1.Социология как наука: объект, предмет, методы. Связь социологии с другими науками.
2. Функции и структура социологического знания. Отрасли социологии.
3. Исторические предпосылки и социальные причины возникновения социологии.
4. Классические социологические теории ХIХ- нач. ХХ вв.
5. Социологическое учение О.Конта.
6. «Органическая» социология Г.Спенсера.
7. Сущность социологии марксизма.
8. Социологические взгляды Э.Дюркгейма.
9. «Понимающая» социология М.Вебера.
10. Основные направления русской социологической мысли России в ХIХ- нач. ХХ вв.
11. Основные социологические теории середины - конца XX века.
12. Структурно-функциональная теория (Т.Парсонс, Р.Мертон).
13. Символический интеракционизм и его место в структуре социологического знания.
14. Конфликтологические теории в социологии.
15. Проблема личности в социологии. Социологические теории личности.
16. Сущность процесса социализации личности. Институты и агенты социализации.
17. Социальные статусы и роли. Статусный набор.
18. Социальная норма и девиантность. Положительные и отрицательные девиации.
19. Причины и последствия девиантного поведения.
20. Социальный контроль: сущность, механизм, виды.
21. Понятие социального взаимодействия, его виды и формы.
22. Социальные общности и группы. Характеристика основных видов групп.
23. Социально-демографические группы. Современные демографические проблемы.
24. Молодежь как социальная группа.
25. Социальные движения: определение, типология.
26. Понятие социальной организации. Типология организаций.
27. Социальные организации. Исследования бюрократической системы управления.
28. Социальная стратификация и ее критерии. Основные подходы к изучению социальной стратификации.
29. Исторические типы стратификации. Особенности стратификации современного общества.
30. Социальная мобильность: понятие, виды и их характеристика.
31. Особенности социальной стратификации и мобильности в современной России.
32. Понятие социального института. Функции и дисфункции институтов.
33. Виды социальных институтов.
34. Культура как система ценностей и норм. Проблемы развития культуры в современной России.
35. Семья как социальный институт. Типология семьи и брака.
36. Современные трансформации института семьи.
37. Социальная коммуникация: понятие, виды (межличностная, групповая, массовая).
38. Массовая коммуникация. Основные подходы к исследованию массовой коммуникации.
39. Позитивное и негативное воздействие массовой коммуникации.
40. Влияние научно-технического прогресса на социальные отношения. Интернет и его место в обществе.
41. Сущность общественного мнения и его структура. Каналы формирования и выражения общественного мнения.
42. Процесс функционирования общественного мнения и его роль в жизни социума.
42. Социальная напряженность: понятие, причины, основные стадии.
43. Социальный конфликт: определение, типы конфликтов, причины возникновения, последствия, пути разрешения.
44. Специфика современных социальных конфликтов. Регулирование конфликтов.
45. Социальные изменения: механизмы, причины, движущие силы.
46. Социальный прогресс. Противоречивый характер социального прогресса.
47. Социальные революции и реформы.
48. Понятие глобализации. Социальные аспекты процесса глобализации.
49. Типология обществ. Факторы и формы перехода от традиционного общества к современному, от современного к постсовременному.
50. Понятие «постиндустриальное общество».
51. Социологическое исследование как средство познания социальной реальности. Функции, виды, структура социологического исследования.
52. Этапы социологического исследования. Определение проблемы, цели, задач, объекта и предмета исследования.
53. Общие требования к программе социологического исследования.
54. Выборка в социологическом исследовании. Виды выборки.
55. Методы сбора, анализа и обработки социологической информации.
56. Исследовательские возможности опросного метода в социологии.
57.Документальные источники социологической информации. Качественный и количественный анализ документов.
58. Характеристика социологического наблюдения.
59. Проблемы развития современного российского общества.
60. Основные направления развития современной социологии.