Тенденция зависимость закономерность

NB

• Подмеждисциплинарной матрицей социологического знания подразумевается вся совокупность родственных социологии дисциплин, их взаимосвязь, оказываемое друг на друга влияние и интеграция.

• Основные задачи социологии:

— в каком направлении и каким образом общество (его структура и институты) влияют и определяют поведение людей;

— каким образом из опроса отдельных людей получить социальный портрет типичного представителя своей группы.

• Подвнутридисциплинарной матрицей социологии понимается совокупность отраслевых направлений социологии, тематических областей и сфер, которые выделились в процессе дифференциации социологического знания.

• Внугридисциплинарную матрицу можно представить в виде перевернутого дерева, где корнем выступает социология в целом, ветвями — отраслевые социологии, многие из которых, в свою очередь, расщепляются на дополнительные ветви (поддисциплины).

•Иерархия социологического знания. В современной методологии — и в нашей стране, и за рубежом — научное знание принято понимать иерархически и мыслить здание социологической науки состоящим изпяти этажей.

— на самом верхнем расположенанаучная картина мира (философские предпосылки),

— на четвертом— общая теория, включающая категории самого абстрактного уровня,

— на третьем находятсячастные, илиспециальные теории — обычно формализованные, логически компактные и конкретные модели социальных процессов,

— на втором этаже размещаютсяэмпирические исследования — сравнительные, крупномасштабные, репрезентативные исследования, соответствующие самым строгим требованиям науки и способствующие приращению нового знания,

— на нижнем этаже находятсяприкладные исследования — маломасштабные и нерепрезентативные исследования, призванные изучить конкретную социальную проблему и разработать практические рекомендации для ее решения.

• Четыре верхних этажа социологического здания занимаетфундаментальная социология, а последний, пятый —прикладная. Три верхних уровня в пятиэтажном здании социологии занимаеттеоретическое знание, a два нижних принято именовать общим названиемэмпирическое знание.

•Прикладные исследования — это исследования местных событий. Цель прикладного исследования — не описание социальной реальности, а ее изменение.

•Эмпирические исследования нацелены на приращение знаний, и они подтверждают либо опровергают какую-то частную теорию.

•Научная картина мира в социологии — это совокупность самых общих представлений, часто носящих философский характер, о том, как устроена и каким законам подчиняется социальная реальность, в которой существуют общество и образующие его индивиды. Научная картина мира управляет и регулирует процесс созданияобщей социологической теории, а последняя влияет на образованиечастных теорий.

• Среди основных понятий социологии следует выделить два главных, которые выполняют функцию первокирпичиков, — этостатуси роль.

•Статусом называется позиция (положение) человека в группе или обществе.

• Любойстатус состоит из ролей, а те — из совокупности прав и обязанностей, которые по традиции общество закрепляет за данной позицией.

• Модель поведения в соответствии с правами и обязанностями, закрепленными за данным статусом соответствующими социальными нормами, называетсяролью.

• Совокупность пустых, т. е. не заполненных людьми статусов, образуетсоциальную структуру общества.

• Учреждения, призванные удовлетворять фундаментальные потребности общества, называются социальными институтами.

• Семья, производство, религия, образование, государство —фундаментальные институтычеловеческого общества, возникшие в глубокой древности и существующие по сию пору.

•Государство — универсальный политический институт, осуществляющий на определенной территории поддержание политического порядка и управление общественными процессами на основе использования легитимных форм принуждения.

• Совокупность людей, занимающих одну и ту же социальную позицию (ячейку общества) или выполняющих одну и ту же роль, называетсясоциальной группой.

• Совокупность всех социальных групп (демографических, политических и экономических, религиозных, профессиональных и др.) образуетсоциальный состав населения.

• Социальная стратификация — совокупность больших социальных групп, расположенных иерархически по критерию социального неравенства и называемыхстратами.

• Переход из одной страты в другую, неравную (скажем, из бедных в богатые), либо в равную (скажем, из водителей в трактористы) описывается понятиемсоциальной мобильности.

•Социальное действие — это поведенческий акт (единица поведения), совершаемый социальным субъектом (представителем социальной группы) в данном месте и в данное время.

• При сборепервичных данных в социологии используют четыре основных метода, каждый из которых имеет по две основных разновидности (они указаны в скобках):

— опрос (анкетирование и интервьюирование);

— анализ документов (качественный и количественный [контент-анализ]);

— наблюдение (невключенное и включенное);

— эксперимент (контролируемый и неконтролируемый).

Наши рекомендации