Социологические концепции П. Сорокина. Структурный функционализм, символический интеракционизм.
Социальное взаимодействие основано на действиях социальных субъектов с определенным значением. Значение действий приписываются культурой, поэтому культура является основой общества. Индивид становится личностью в результате социализации, т.е. приобщению к культуре. В результате анализа западной культуры, Сорокин пришел к выводу о кризисе во всех сферах и основополагающих формах культуры, однако не считал, что это приведет к распаду западной цивилизации. Структурный функционализм – это методологический подход в социологии, состоящий в трактовке общества, как социальной системы, имеющей свою структуру и механизмы взаимодействия структурных элементов, каждый из которых выполняет собственную функцию. Основателем был Т. Парсонс. Основные положения:
- общество рассматривается как система;
- процессы системы рассматриваются с точки зрения взаимосвязанности ее частей;
- система считается ограниченной подобно организму (то есть в ней действуют процессы, направленные на сохранение целостности ее границ).
Символический интеракционизм – это также методологический подход в социологии. Основные положения:
- люди взаимодействуют друг с другом, руководствуясь прежде всего символическими значениями, которые они придают тем или иным объектам;
- сами символы являются продуктом социального взаимодействия между людьми;
- символические значения возникают и изменяются посредством интерпретации и переопределения символов.
7. Понятие общества в социологии. Основные признаки общества, подходы в его изучении и его классификация.
Общество – это динамично развивающаяся целостная система социальных взаимодействий, в которые включены индивиды и их различные общности, составляющие в своей совокупности целостную систему. Основные признаки общества:
1) общность территории;
2) целостность и устойчивость (обеспечивается благодоря социальной структуре, которая позволяет поддерживать высокую интенсивность социальных связей);
3) автономность, высокий уровень самоорганизации (способность без вмешательства извне создать необходимые условия для удовлетворения потребности социальных субъектов);
4) интегративность (создание системы, благодаря которой новое поколение включается в сложившиеся социальные отношения).
Типы обществ:
По Марксу: первобытно-общинный строй, рабовладения, феодализм, капитализм, коммунизм.
Современная типологизация общества:
а) примитивное общество;
б) традиционное общество;
в) индустриальное общество;
г) постиндустриальное общество.
Подходы изучения общества:
1) Системный подход. Здесь общество рассматривается как система, целостный организм, находящийся в сложном взаимодействии с окружающей средой. Основатель – Д. Истон.
2) Функциональный подход. Общество также рассматривается как система, реагирующая на воздействия окружающей среды, но кроме того, дается анализ структуры общества исходя из тех функций, которые выполняют те или иные подсистемы общества. Основатель – Т. Парсонс.
8. Культура как вторая природа, ее социальная сущность и функции.
Культура – это общественный уклад, которому подчиняются социальные субъекты. Культура охватывает всю совокупность достижений общества в материальной и духовной жизни, отражает уровень интеллектуального развития общества, а также системы ценностей и норм, регулирующих социальную деятельность. Преемственность культуры осуществляется в процессе социализации и приобщения индивидов к культурному наследию. Культурное наследие – это особая часть материальной и духовной культуры, перешедшее к последующим поколениям, которые ее приняли и усвоили как нечто ценное и полезное. Показатели уровня развития культуры:
а) количество культурной продукции;
б) наличие мировых образцов произведений искусства;
в) наличие высокого престижа культурной деятельности и деятелей культуры в обществе.
г) престиж общественной культуры за рубежом.
Компоненты культуры:
1) нормы (стандарты поведения)
2) обычаи (привычные обыденные условности)
3) ценности (абстрактные представления о важном и должном)
4) символы (обозначения явлений окружающей среды)
Формы культуры: материальная, духовная.
Виды культуры:
В зависимости от уровня, который занимает культура в обществе:
1) элетарная (созданная профессионалами по заказу части общества, понятна людям с развитым эстетическим вкусом)
2) массовая (создается для широких слоев населения с расчетом на среднестатистический уровень интеллектуального развития).
В зависимости от степени распространенности:
а) доминирующая
б) субкультура (система норм и ценностей поведения определенной социальной группой);
в) контркультура (система норм и ценностей, противоположным общим признакам)
Функции культуры: социализирующая, адаптационная, релаксационная, целеполагания, коммуникативная, познавательная, идентификационная.