Социальный контроль через принуждение.
Многие традиционные общества контролируют поведение индивидов через нравственные нормы. При этом формальные правила практически отсутствуют. Но в больших, сложных человеческих популяциях, где переплетены многие культурные комплексы, без формального контроля не обойтись. Законы и система наказаний постоянно развиваются и становятся обязательными. В случае, если индивид вполне может затеряться в толпе, неформальный контроль становится неэффективным и возникает необходимость в формальном контроле.
Например, в племенном клане численностью от двух до трех десятков родственников вполне может действовать система неформального контроля над разделением пищи. Каждый член клана берет пищи столько, сколько ему необходимо, и вносит в общий фонд столько пищи, сколько сможет. Однако в деревне с несколькими сотнями жителей такое распределение уже невозможно, так как очень трудно вести счет поступлениям и расходам неформально, на основе одного лишь наблюдения. Леность и жадность отдельных индивидов делают такую систему распределения невозможной.
Таким образом, при высокой численности населения начинает применяться так называемый вторичный групповой контроль – законы, различные насильственные регуляторы, формализованные процедуры. Когда отдельный индивид не желает следовать этим регуляторам, группа или общество прибегают к принуждению, чтобы заставить его поступать так же, как все.
А.Г. Эфендиев отмечает, что социальный контроль включает в себя внешний контроль и самоконтроль. Социальный контроль, по его мнению, представляет собой систему реагирования на поведение индивида с целью упреждения нежелательного и восстановления нормального поведения. Данная система включает в себя две взаимосвязанных подсистемы:
1) отслеживание, наблюдение за поведением людей;
2) воздействие на поведение людей.
Подсистема отслеживания позволяет своевременно обнаружить проявление нежелательного поведения. Формы отслеживания могут быть различными (контрольная работа в школе, экзамен или зачет в институте, отчет о проделанной работе в учреждении и т.д.). Существуют также специальные государственные органы, осуществляющие надзор за поведением граждан и занимающиеся предотвращением и профилактикой противоправных деяний, наносящих вред обществу и государству. Можно выделить и так называемый неформальный социальный контроль, который предполагает неспециальные формы отслеживания. Например, бабушки, сидящие на скамейке во дворе, отслеживают, кто как одевается, как себя ведет, с кем общается и т.д.
С подсистемой отслеживания связана подсистема воздействия на поведение людей. Средством подобного воздействия выступают различные санкции. Санкции – это способы воздействия окружающих на поведение человека. Если поведение какого-либо индивида приносит обществу пользу, используются позитивные санкции, связанные с поощрением, воздаянием. В случае если индивид наносит обществу вред, по отношению к нему могут быть применены негативные санкции, предполагающие соответствующее тяжести проступка наказание.
Как правило, санкции применяются к индивиду после совершения им определенного действия. Однако, ожидание применения санкции является важным элементом социального контроля. Главная цель санкций – заставить индивида следовать социальным нормам. Санкции (как позитивные, так и негативные) иерархизированны. Это значит, что в зависимости от качества поступка, к индивиду, его совершившего, применяется определенная санкция. Например, за плохое поведение на уроке учитель может сделать замечание ученику, вызвать в школу его родителей, направить его к директору для разбирательства, если такое поведение неоднократно повторялось. Однако, он не может оштрафовать его, лишить свободы, заставить заниматься общественно полезными работами, так как данные санкции предусмотрены за уголовные или административные нарушения и находятся в компетенции суда и правоохранительных органов.
Санкции можно разделить на формальные и неформальные. Неформальные санкции предполагают моральное осуждение или поощрение со стороны общества, родственников, знакомых и друзей. Они могут принимать вид уважения, благодарности или, наоборот, презрения, пренебрежения и т.п. Основная функция подобных санкций – это осуществление первичного социального контроля, т.е. отслеживание и реакция на несоблюдение человеком норм морали и нравственности. Если данные санкции не применяются и нарушения оказываются безнаказанными, то возникает опасность появления более серьезных нарушений, связанных с покушением на свободу, здоровье и материальное благосостояние граждан.
Формальные санкции основаны на нормах права (законах, указах, постановлениях и т.п.). Они официально признаны и записаны. Их применение находится в компетенции специальных институтов и учреждений (суд, органы внутренних дел, прокуратура).
Если санкция предусмотрена, но не применяется в оговоренных случаях (например, штраф за переход дороги в неположенном месте) или применяется нерегулярно, ее значение как регулятора поведения и средства социального контроля снижается. Данное явление носит название девальвации санкции. Санкция также может девальвироваться в том случае, если применяется слишком часто и «не по делу» (например, если все время хвалить ребенка, баловать его, то он перестанет воспринимать эту похвалу как награду и не будет ориентироваться на нее в своем поведении). Девальвация санкций ведет к снижению эффективности механизмов социального контроля, а это, в свою очередь, грозит опасностью дезорганизации общества или даже его распада.
Вопросы и задания по теме.
1. Девиантное поведение – это…
а) поведение индивида или группы, полностью соответствующее общепринятым в данном обществе нормам и правилам;
б) поведение индивида или группы, которое нарушает общепринятые в данном обществе нормы и правила;
в) поведение индивида, направленное на защиту социальных норм;
г) деятельность индивида или группы по созданию новых норм и ценностей.