Общество: понятие и типология.
Существует множество определений понятия «общества». Известный французский социолог конца XIX – начала ХХ веков Э. Дюркгейм считал, что общество – это надындивидуальная реальность, основанная на коллективных представлениях. Его немецкий коллега М. Вебер рассматривал общество как систему взаимодействий людей. К. Маркс определял общество как исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, которые складываются в процессе их совместной деятельности. Американский ученый Т. Парсонс полагал, что общество – это система взаимоотношений между людьми, которые основаны на определенных нормах и ценностях.
Понятие «общество» не тождественно таким понятиям как «население» и «государство». Население – совокупность жителей какой-либо территории (земного шара, страны, области, города и т.д.). Государство – политическая структура, возникшая на определенном этапе общественного развития и представляющая собой центральный институт власти в политической системе конкретного общества.
В социологии общество рассматривается как социальная система, т.е. как совокупность взаимосвязанных индивидов, социальных групп, социальных явлений и процессов, образующих единое целое.
Существует несколько вариантов типологии обществ. Основатель социологии О. Конт выделял три вида обществ: теологическое, метафизическое и позитивное (см. главу 1). К. Маркс считал, что существует пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. Ф. Тённис по типу воли выделял общину (основана на механической солидарности) и общество (основано на органической солидарности).
В настоящее время наиболее распространенной является типология, в которой выделяется три вида обществ: традиционное (его исследованием занимались такие ученые, как Редфилд, Леви и др.), индустриальное (анализировалось в работах Ростоу, Арона и др.) и постиндустриальное (изучалось Беллом, Гелбрейтом, Тоффлером, Туреном).
Традиционным считается общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами, где большую роль играют обычаи и традиции. Производственная сфера такого общества слаборазвита и позволяет удовлетворить лишь основные жизненные потребности. Традиционное общество инерционно, невосприимчиво к нововведениям. Поведение индивидов регламентируется обычаями и контролируется социокультурной средой.
Индустриальное общество базируется на промышленном производстве, которое в силах удовлетворить не только первичные жизненные потребности людей, но и вторичные потребности в общении, в уважении и т.д. Индустриальному обществу свойственна гибкость социальных структур. Индустриальное общество создает широкий простор для внедрения инноваций и обеспечивает индивидам большую свободу действий.
В постиндустриальном обществе главным сектором становится не производство материальных благ, а сфера услуг (транспорт, медицина, образование, отдых, торговля, финансы и т.д.). Для постиндустриального общества свойственно возрастание роли знаний и информации, появление и развитие т.н. ИТ-технологий (информационных технологий). Большинство людей в постиндустриальном обществе занимаются умственным трудом, большее внимание уделяется духовным потребностям человека.
Социальные связи.
Социальные связи – связи, возникающие в результате совместной деятельности индивидов и групп индивидов, преследующих определенные социальные цели в конкретных пространственных и временных условиях.
Простейшим типом социальной связи является социальный контакт. Социальный контакт – это кратковременная связь между двумя или более индивидами, обусловленная пространственной близостью или заинтересованностью.
Выделяют следующие виды социальных контактов:
1) пространственные контакты. Каждый человек ежедневно сталкивается с другими людьми в транспорте, на улице, на работе, в различных учреждениях. Как правило, мы не задумываемся об этих людях, но знаем об их существовании и учитываем это в своем поведении. Так, наше поведение дома существенно отличается от того, как мы себя ведем в транспорте, в кафе, других общественных местах. Присутствие вокруг нас «чужих» людей заставляет нас контролировать свое поведение, следовать определенным нормам и правилам.
Российский социолог С.С. Фролов отмечает, что пространственный контакт является первоначальным и необходимым звеном формирования социальных взаимосвязей.
2) контакт заинтересованности. В ходе подобных контактов индивид отбирает социальный объект, обладающий чертами и характеристиками, соответствующими его потребностям. Необходимой предпосылкой контакта заинтересованности является пространственный контакт. Из множества окружающих нас людей, мы выбираем тех, которые нам интересны, которые могут представлять для нас определенную ценность. Эти люди могут привлечь нас своей внешностью, наличием у них важной информации, какими-либо личностными качествами. Подобные контакты могут быть взаимными или односторонними, очными или заочными, вызывать позитивные или негативные эмоции.
3) контакты обмена, в ходе которых индивиды обмениваются какими-либо ценностями. С.С. Фролов полагает, что в ходе подобных единичных и кратковременных обменов внимание индивида концентрируется на самом предмете обмена, а не на другом индивиде, вступающем в обмен. Каждый из нас ежедневно неоднократно вступает в контакты обмена: мы платим за проезд, покупаем продукты и т.д.
Рассмотрим на конкретном примере основные виды социальных контактов и их взаимосвязь. Данный пример, связанный с покупкой газеты, приводит польский социолог Я. Щепаньский. Первоначально у индивида возникает на основании определенной потребности пространственное видение газетного киоска. Затем появляется интерес, связанный с продажей газеты и с продавцом, после чего совершается обмен газеты на деньги. Вышеописанные контакты развиваются на базе потребности в приобретении газеты, которая выступает причиной появления интереса и основой контакта обмена.
Контакты обмена, в свою очередь, являются предпосылкой более сложных типов социальных взаимосвязей – социальных взаимодействий и социальных отношений.
Социальные взаимодействия – это система взаимообусловленных социальных действий, в которой действия одного субъекта являются одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов. Другими словами, социальные взаимодействия – это процесс, в котором люди действуют и испытывают воздействия других людей.
Как правило, выделяют два основных типа взаимодействия: сотрудничество и соперничество. Сотрудничество подразумевает взаимосвязанные действия, направленные на достижение общих целей, с обоюдной выгодой для взаимодействующих сторон. Взаимодействия на основе соперничества включают в себя попытки отстранения, опережения или подавления соперника, стремящегося к идентичным целям.
Большую роль в осуществлении взаимодействий играет система взаимных ожиданий, предъявляемых индивидами и социальными группами друг к другу перед совершением социальных действий. Взаимодействие может продолжаться и стать устойчивым или постоянным. В ходе устойчивого взаимодействия взаимные ожидания индивидов постоянно видоизменяются, но в то же время появляется определенный набор устойчивых социальных ожиданий, которые придают взаимодействию упорядоченный и предсказуемый вид. Такие упорядоченные и устойчивые социальные взаимодействия называют социальными отношениями.
Социальные институты.
Общество как социальная система обладает такими свойствами, как устойчивость и самовоспроизводство. Эти качества являются следствием существования и функционирования особого рода социальных механизмов – социальных институтов.
Социальный институт – устойчивая организованная форма совместной деятельности социальных групп, общностей, людей, социальных слоев, форма закрепления и способ осуществления специальной деятельности, которая обеспечивает функционирование общественных отношений. Любой социальный институт в обществе формируется для удовлетворения какой-либо потребности. Если эта потребность исчезает, то существование института оказывается бессмысленным.
А.Г. Эфендиев выделяет следующие характеристики социального института:
1. Четкое распределение функций, прав и обязанностей участников институализированного взаимодействия. Каждый должен выполнять свою функцию. Кроме того, каждый индивид, функционирующий в рамках того или иного социального института ожидает от другого участника данного института строго определенных действий. В результате поведение личности в рамках социального института является предсказуемым.
2. Разделение труда и профессионализация выполнения функций. Для надлежащего выполнения соответствующих данному институту обязанностей общество организует систему подготовки и обучения людей. Тем самым обеспечивается достаточно высокая эффективность институтов в деле удовлетворения потребностей людей.
3. Особый тип регламентации. Регулярность и самовозобновляемость большинства социальных институтов обеспечивается за счет обезличенности требований к членам социальных институтов. Для того чтобы занять место в институализированных социальных связях, надо взять на себя определенные деперсонифицированные обязанности и права, т.е. соответствовать определенным социальным эталонам поведения, которые представляют собой исторически отобранный наиболее эффективный вариант поведения участника институализированных социальных связей.
4. Более четкий, нередко более рационально обоснованный, жесткий и обязывающий характер механизмов регуляции. Обязывающая сила социального института органично связана с наличием четко фиксированных, однозначно толкуемых образцов поведения – норм; социального контроля, санкций, стимулирующих желательное поведение и препятствующих нежелательному поведению.
5. Наличие учреждений, в рамках которых организуется деятельность того или иного института, осуществляется управление, контроль за его деятельностью. Институт здравоохранения имеет в своем распоряжении больницы, поликлиники, свои органы управления, институт армии – генштаб, округа, армии, взводы и т.д.
Каждый социальный институт, кроме того, должен обладать необходимыми средствами и ресурсами. Для деятельности системы здравоохранения нужны материальные ресурсы в виде помещений, медицинского оборудования, интеллектуальные ресурсы в виде высококвалифицированных врачей, моральные ресурсы в виде доверия со стороны клиентов и т.д.; институт армии должен иметь материальные ресурсы – оружие, казармы, бронетехнику, авиацию, а также моральные ресурсы – уважение к армейской службе и т.д.
Социологи выделяют пять основных социальных институтов:
1) институт семьи;
2) институт образования;
3) политические институты;
4) экономические институты;
5) институт религии.
Процесс формирования социального института называется институционализацией. Институционализация – это процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности. Другими словами, институционализация – это замена спонтанного поведения на предсказуемое поведение.
В процессе институционализации можно выделить несколько этапов:
1) возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;
2) формирование общих целей;
3) появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;
4) появление процедур, связанных с нормами и правилами;
5) институционализация норм и правил, процедур, т.е. их принятие, практическое применение;
6) установление системы санкций для поддержания норм и правил;
7) создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.
Процесс, противоположный институционализации – институциональный кризис – падение авторитета социального института в обществе. Любой социальный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность. Если такая потребность становится незначительной или совсем исчезает, то существование института оказывается бессмысленным, тормозящим общественную жизнь. Такой институт в силу инерции социальных связей некоторое время еще может функционировать как дань традиции, но в большинстве случаев его жизнь довольно быстро прекращается.
Например, институциональный кризис семьи во второй половине ХХ века (так, в Италии в день семьи проходит демонстрация против незарегистрированных браков и браков между представителями одного пола). Институциональный кризис может привести к полному исчезновению социального института (институт алхимии, институт рабства, крепостного права, майората, институт дворянской дуэли и т.д.).
Зарождение и гибель социального института хорошо просматриваются на примере института дворянских дуэлей чести. Дуэли были институционализированным методом выяснения отношений между дворянами в период с XVI до XVIII вв. Этот институт чести возник в силу потребности в охране чести дворянина и упорядочении отношений между представителями данного социального слоя. Постепенно система процедур и норм развивалась и спонтанные ссоры и скандалы превращались в высокоформализованные бои и поединки со специализированными ролями (главный распорядитель, секунданты, медики, обслуживающий персонал). Этот институт поддерживал идеологию незапятнанной дворянской чести, принятую в основном в привилегированных слоях общества.
Институт дуэлей предусматривал достаточно жесткие нормы защиты кодекса чести: дворянин, получивший вызов на дуэль, должен был или принять вызов, или уйти из общественной жизни с позорным клеймом трусливого малодушия, Но с развитием капиталистических отношений изменялись этические нормы в обществе, что выразилось, в частности, в ненужности защиты дворянской чести с оружием в руках. Примером упадка института дуэлей может служить абсурдный выбор оружия дуэли Авраамом Линкольном: бросание картошин с расстояния 20 м. Так этот институт постепенно прекратил свое существование.
Социальные группы.
Каждый человек, живущий в обществе, является членом множества социальных групп, среди которых могут быть семья, школа, рабочий коллектив, группа друзей и т.д. Очевидно, что социальная группа является одним из наиболее распространенных способов существования индивидов в обществе.
Прежде, чем определить понятие «социальная группа», рассмотрим понятие «группа». Группа – совокупность людей, которые объединены любым признаком, общим пространственным или временным бытием, общей деятельностью и демографическими характеристиками.
Согласно этому определению, группой являются, например, все индивиды, обучающиеся в школе, люди, ожидающие автобус на остановке, покупатели, оказавшиеся в данный момент времени в определенном магазине, все представители женского пола, все люди от 18 до 30 лет, люди, занимающиеся спортом, блондинки и брюнетки и т.д. С.С. Фролов полагает, что для индивидов, объединенных физическими признаками, либо находящихся в одно время в одном месте, больше подходит слово «категория», чем «группа».
«Социальная группа» – понятие более сложное. Наиболее существенными характеристиками социальной группы являются:
- взаимодействие между членами группы основано на разделяемых ожиданиях каждого члена группы в отношении других;
- членство в группе, т.е. чувство принадлежности к некой общности;
- единство группы.
Таким образом, социальная группа представляет собой совокупность людей, которые имеют общий социальный признак и которые выполняют общественно необходимые функции. Социальная группа фиксирует социальные различия, которые возникают у людей из-за их дохода, профессии, уровня образования, образа жизни, возраста, пола, отношения к средствам производства.
Социальные группы основаны на устойчивых и повторяющихся социальных взаимодействиях, т.е. на социальных отношениях. При этом каждый член группы имеет довольно четкое представление о своем месте в данной группе, о своих правах и обязанностях. Он также имеет определенные ожидания относительно действий других членов группы. Все это приводит к тому, что взаимодействие в рамках социальной группы является более эффективным, чем взаимодействие между неорганизованными массами людей, что позволяет достигать общественно значимые цели.
Социальные группы можно классифицировать по различным основаниям. По принадлежности к ним индивидов различают ингруппы и аутгруппы. Ингруппы – группы, к которым принадлежит индивид (семья, класс, группа товарищей и т.п.) и которые он считает «своими». Себя и других членов ингруппы индивид называет «мы». Группы, в которые данный индивид не входит (другие семьи, другие классы и группы товарищей) будут для него аутгруппами, членов которых можно определить как «другие» или «чужие».
По количеству членов социальные группы можно поделить на малые и большие.
Малая социальная группа – малочисленная по составу социальная группа, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном общении друг с другом. В малой социальной группе возникают особые эмоциональные отношения между ее членами, особые групповые ценности и нормы поведения. Главной отличительной чертой малой социальной группы выступает личный непосредственный контакт между людьми.
Малые группы подразделяются на формальные и неформальные, первичные и вторичные. Формальная малая группа – вид малой группы, положение и поведение членов которой строго регламентировано официальными правилами. Для формальной малой группы характерно строгое распределение функций между ее членами, безличность и договоренность отношений, одной, строго определенной целью сотрудничества и строгая рационализация функций. Формальная группа создается для выполнения определенных функций и по отношению к индивиду формальная группа выступает чем-то внешним, независящим от его желаний. Формальная группа предписывает каждому своему члену выполнение определенных функций, а также режим выполнения этих функций. Формальная группа предусматривает строго определенные нормы поведения по отношению к другим членам группы, и межличностные отношения в такой группе ограничены жесткими рамками. Авторитет зависит от должности, а не от личных качеств лидера.
Примером формальной группы может служить коллектив организации, где каждый участник имеет четко определенный набор обязанностей и полномочий. Невыполнение этих обязанностей влечет за собой санкции со стороны руководства организации. Санкции необходимы для того, чтобы члены организации не отклонялись от поставленной цели.
Неформальная группа может возникнуть как в рамках формальной группы, так и за ее пределами. Отношения в неформальной группе складываются на основе личного интереса. Неформальная группа относительно независима от социальных структур. Цель групповой деятельности выражена нечетко. Контроль в группе является неформальным, основывается на традициях. Лидер неформальной группы обретают свой статус только благодаря своим личным качествам.
В качестве примера неформальной группы можно назвать группу друзей или коллектив добровольной общественной организации. В подобных группах нет четко выраженной цели деятельности. Главное здесь не результат деятельности, а процесс взаимодействия членов неформальной группы, от которого они получают удовольствие и в ходе которого реализуют свои интересы и потребности.
Первичная социальная группа состоит из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются очень близкие отношения. Для первичной социальной группы характерен малочисленный состав, длительность существования, единство цели, добровольность вступления в группу и неформальный контроль над поведением ее членов. Первичной является любая группа, где человек получает свой первый опыт социального единства.
Понятие «первичная социальная группа» ввел в социологию американский ученый Ч. Кули в 1909 году. Он выделил две главные функции первичных групп:
1) они являются источником моральных норм, которые человек усваивает в детстве и руководствуется ими на протяжении всей жизни;
2) первичная группа выступает средством поддержки и стабилизации для взрослого человека.
Классическими примерами первичной социальной группы может быть семья, где человек начинает свой жизненный путь и постепенно включается в общественные отношения, или группа друзей, в которой индивид всегда может найти поддержку в трудной для него ситуации.
Вторичная группа – группа людей, которые опосредованно связаны между собой. Эти люди действуют ради достижения определенной цели, при этом редко вступая в прямые контакты друг с другом. Для вторичной группы характерно отсутствие эмоциональных связей.
Большая социальная группа характеризуется значительным количеством членов, отсутствием обязательных личных контактов и меньшей по сравнению с малой группой степенью внутренней сплоченности и организованности. Примерами больших групп могут служить нации, классы, жители города.
Существует также понятие «референтная группа». Оно было введено в оборот социальным психологом М. Шерифом в 1948 году и означает такую группу, членом которой человек может не являться, но на которую он ориентируется в своем поведении. Данная группа может существовать в реальности, а может быть вымышленной.
Так, начинающий спортсмен, жаждущий успехов, рекордов и признания, ориентируется в своей деятельности на чемпионов мира и олимпийских чемпионов, прославленных спортсменов прошлого. Юноша, занимающийся рок-музыкой, хочет стать похожим на лучших рок-музыкантов, играющих на ведущих концертных площадках и гастролирующих по всему миру.
Можно выделить нормативную и сравнительную функции референтых групп. Нормативная функция референтой группы заключается в том, что она является для некоего индивида источником норм, образцов поведения, ценностных ориентаций, установок. Иными словами, человек хочет стать членом этой группы и поэтому подражает им во всем. Сравнительная функция референтной группы проявляется в том, что данная группа является для индивида эталоном, образцом, с которым он себя сравнивает.
В реальной жизни нормативная и сравнительная функции референтной группы дополняют друг друга. Например, тот же самый спортсмен может сопоставить свой образ жизни, свой график тренировок с образом жизни и графиком тренировок мировых рекордсменов (сравнительная функция) и, найдя отличия, будет стремиться их устранить, стать в большей степени похожим на своих кумиров, переняв их нормы и образцы поведения (нормативная функция).
Рассматривая социальные группы, нельзя не упомянуть о так называемых квазигруппах. Квазигруппы характеризуются спонтанностью образования, неустойчивостью взаимосвязей, однообразием во взаимодействиях и кратковременностью совместных действий. В зависимости от ситуации квазигруппы могут либо исчезнуть после непродолжительного существования, либо превратиться в устойчивые социальные группы.
Основными разновидностями квазигрупп являются аудитории, толпы и социальные круги. Аудитория – устойчивая совокупность людей, возникающая на основе общности их информационных интересов и потребностей, а также форм, способов и каналов удовлетворения этих потребностей. С.С. Фролов отмечает, что аудитория объединена взаимодействием с коммуникатором – индивидом или группой, обладающей информацией и передающей ее данной общности. Аудитория может взаимодействовать с коммуникатором непосредственно (например, слушать лекцию преподавателя или оратора на митинге) или опосредованно (с помощью средств массовой информации).
Важной чертой аудитории является односторонность ее взаимодействия с коммуникатором, полное отсутствие или слабая обратная связь. Кроме того, аудитория, как правило, неоднородна (участники демонстрации, зрители телепередач) и имеет тенденцию к разделению на отдельные общности.
Толпа – это временная общность людей, собравшихся в одном месте в одно время и направляемая лидером. В толпе человек в своем поведении руководствуется не разумом, а чувствами, эмоциями и в значительной степени подвержен воздействию со стороны лидера.
Большой вклад в исследование толпы внесли французские социологи и социальные психологи второй половины XIX века Г. Тард и Г. Лебон. Так, Г. Лебон выделил наиболее важные характеристики толпы, среди которых такие черты, как зараженность общей идеей, сознание непреодолимости собственной силы, утрата чувства ответственности, нетерпимость, догматизм, восприимчивость к внушению, предрасположенность к импульсивным действиям, готовность к бездумному следованию за лидерами, неспособность думать. По мнению Г. Лебона, в толпе человек из разумной личности превращается в «безвольный автомат с подавленным рациональным началом». Бороться с разъяренной толпой бессмысленно. Единственным способом воздействия на толпу является воздействие на ее лидера.
Социальные круги представляют собой основанные на обмене информации неустойчивые добровольные объединения, характеризующиеся слабыми связями и отсутствием устойчивых отношений между членами. Данные объединения не имеют четко выраженных лидеров. Основной функцией социальных кругов С.С. Фролов считает обмен взглядами, новостями, комментариями, аргументами. Как правило, участниками социальных кругов становятся люди, имеющие общие интересы (например, объединение болельщиков определенной страны или команды на спортивных состязаниях).
Социальные организации.
Российский исследователь организаций А.И. Пригожин отмечает, что термин «организация» используется в трех основных смыслах:
1. Организация – деятельность по выработке новых норм, налаживанию устойчивых связей, координации усилий отдельных членов социальной группы. Такая деятельность лучше всего характеризуется словом «организовывание». Ее можно определить также как деятельность, направленную на достижение эффекта синергии путем обеспечения условий для согласованных действий, кооперации и интеграции индивидов в группе.
Эффект синергии – явление приращения усилий людей в ходе их совместной деятельности. Например, персонажи известной басни Лебедь, Рак и Щука тащат воз в разные стороны, в результате чего воз не двигается с места. Но если они будут действовать сообща, выберут одно направление движения, грамотно распределят усилия, то с легкостью сдвинут воз.
Организаторская деятельность руководителя заключается в том, что он, стремясь сделать предприятие эффективным, расставляет работников по рабочим местам таким образом, чтобы достигались непрерывность и быстрота выполнения операций. Кроме того, руководитель должен обеспечить взаимозаменяемость и установить нормы выработки, режим рабочего дня, взаимодействие рабочих участка и поставщиков и т.д. Эта деятельность называется организацией производственного процесса.
2. Организация – атрибут какого-либо объекта, его свойство иметь упорядоченную структуру. Это значит, что социальный объект имеет некоторое внутреннее строение и состоит из частей, связанных определенным образом. Обычно термин «организация» в этом смысле применяется для различения организованных и неорганизованных структур. В частности, говорят, что какая-либо группа организована, если в ней существуют устойчивые социальные роли (т.е. каждый выполняет свою часть общего дела), правила, регулирующие поведение людей, а также упорядоченные связи с окружающими группами.
3. Организация – искусственно созданная социальная группа институционального характера, выполняющая определенную общественную функцию.
Например, банк представляет собой организацию, выполняющую функцию накопления, распределения и упорядоченного использования денег, а школа – организацию, выполняющую функцию передачи знаний молодому поколению и функцию его социализации.
Все три значения понятия «организация» тесно связаны между собой. Всякая организованная группа (третье значение термина) формируется в ходе ее «организовывания», т.е. деятельности по созданию ее внутренней структуры, системы коммуникаций, культурных особенностей, условий деятельности, а также по распределению социальных ролей (например, роли руководителя, координатора, коммуникатора, исполнителя и т.д.). Очевидно, что когда такая организованная группа оформится, она будет обладать тем внутренним качеством, которое мы назвали организованностью.
Организация – социальная группа, ориентированная на достижение взаимосвязанных специфических целей и формирование высокоформализованных структур на основе специализации или разделения труда. Организация всегда создается для решения конкретных задач. Организация также может быть формальной и неформальной.
Неформальная организация – добровольная ассоциация, созданная для защиты интересов ее членов. Членство в такой организации является добровольным, не зависит от социального происхождения, не предусматривает жестких требований к членам.
Формальная организация имеет четкую цель, выполняет определенные функции по отношению к обществу. В ней хорошо развита система специализации, представлена формализованная структура деловых отношений. В формальной организации существует определенные формальные статусы, т.е. система взаимосвязанных должностных и профессиональных позиций. Формальная организация предполагает наличие определенной системы прав, обязанностей, властных полномочий, которые расписаны для каждого должностного лица.
Любая организация существует для достижения определенных целей. Все их многообразие А.И. Пригожин подразделяет на три категории:
1) цели-задания – цели, которые задаются организациями более высокого уровня. Такие цели для организации являются приоритетными;
2) цели-ориентации – совокупность целей участников организации, которые реализуются через организацию. Для нормального функционирования организации необходимо, чтобы цели-задания и цели-ориентации не противоречили друг другу;
3) цели системы. Обеспечивают стабильность организации как единого целого. Такие цели позволяют сохранить в организации социальное равновесие.
Каждая организация нуждается в управлении. Управление – комплексная функция специфического органа организации, который обеспечивает направленность деятельности всех элементов организации. Управление помогает организации не отклоняться от поставленных целей. Менеджер должен воспринимать, отбирать и распространять информацию, необходимую для функционирования организации, организовывать ресурсы, предупреждать нарушения, управлять текучестью кадров, вести переговоры, внедрять инновации, осуществлять планирование, направлять работу организации.
Одной из форм управления является бюрократия. Под бюрократией обычно понимается организация, состоящая из ряда официальных лиц, должности и посты которых образуют иерархию и которые различаются формальными правами и обязанностями, определяющими их действия и ответственность. Бюрократ – это официальный чиновник, который обладает специфическими знаниями, компетенцией, профессионализмом и т.д. Большой вклад в исследование феномена бюрократии внес М. Вебер. Он выделял следующие характеристики бюрократа как идеального типа:
1) подчинение только объективным служебным обязанностям;
2) назначение на службу (а не выборы);
3) наличие постоянных служебных полномочий;
4) работа по контракту, то есть на основе свободного отбора по профессиональной квалификации, в наиболее рациональном случае – определенной с помощью экзамена, удостоверенного дипломом;
5) наличие постоянного денежного довольствия;
6) отношение к службе как к единственной или главной профессии;
7) карьера: «продвижение» по сроку службы или по успехам в работе;
8) работа в полном «отчуждении от средств управления» и без присвоения рабочего места;
9) подчинение строгой единообразной служебной дисциплине и контролю.
Бюрократия в таком виде представляет собой наиболее эффективную машину управления, основанную на строгой рационализации. Ей свойственны строгая ответственность за каждый участок работы, координация в решении задач, оптимальное действие безличных правил, четкая иерархическая зависимость.
Вопросы и задания по теме