II. Неслучайные (целенаправленные)
1) доступная;
2) стихийная;
3) квотная.
Случайная выборка – это отбор людей на основе статистической случайности, которая обеспечивает равные возможности для любого элемента генеральной совокупности попасть в число опрашиваемых (жеребьевка, таблица случайных чисел). Основой такой выборки может служить список учащихся, рабочих (пронумерованный, алфавитный).
Случайная выборка обеспечивает высокую степень объективности и точности отбора, но вместе с тем, требует больших затрат времени и денег.
Механическая выборка подходит для крупных генеральных совокупностей. Ее основа – алфавитные списки, списки избирателей, членов общественных организаций. Все единицы генеральной совокупности сводятся в единый список и из него через одинаковый интервал (шаг выборки) отбираются респонденты. Шаг выборки = Генеральная совокупность / объем выборки.
Кластерная выборка предполагает отбор объектов, представляющих собой группы, гнезда, кластеры. Гнездами могут быть семьи, классы, группы, бригады.
Квотная выборка – это отбор людей с конкретным набором характеристик в соответствии с заданными пропорциями.
Например, на заводе 1000 рабочих. 700 имеют среднее образование, 250 – высшее, 50 – ниже среднего. Необходимо отобрать 100 человек так, чтобы были представлены все группы. В результате, у нас получится следующая пропорция - 70:25:5.
Методы социологического исследования.
Вторым этапом социологического исследования является сбор информации.
Выделяют два основных вида методов социологического исследования – количественные и качественные. Теоретико-методологической основной количественных методов является представление об обществе как системе, индивид рассматривается как представитель социального типа.
Качественные методы направлены на понимание мира человека, восприятия им внешней реальности, смыслов, которые он вкладывает в свои действия и суждения.
Количественные методы в первую очередь выясняют, кто и как отвечает и сколько так отвечает. Качественные – что означают ответы и почему так отвечают представители той или иной социальной группы.
Таким образом, количественные методы основаны на структурных парадигмах (структурный функционализм, конфликтная парадигма), а качественные – на интерпретативных (феноменология, этнометодология, символический интеракционизм).
Количественные методы
1. Наблюдение. Элементами данного метода являются субъект наблюдения, объект и средства наблюдения. Существуют различные виды наблюдений:
Непосредственное (не предполагает использования какого-либо технического оборудования или инструментария (телевидения, радио и т.п.)) и опосредованное (инструментальное).
Внешнее (наблюдатель не вовлечен в наблюдаемое событие) и включенное (когда наблюдатель является прямым участником того или иного события).
Прямое и косвенное (проводится на основе информации, получаемой при помощи интервью, анкетирования и т.д.).
2. Анализ документов. Документ – специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи или хранения информации. Выделяют два вида анализа документов. Традиционный анализ состоит в построении цепи суждений, раскрывающих суть анализируемого материала.
Контент-анализ – перевод в количественные показатели текстовой информации.
3. Опрос.
Анкетирование (респондент сам заполняет опросник).
Анкета состоит из трех частей:
1) вводная часть;
2) основная (содержательная часть);
3) социально-демографическая часть.
Во вводной части указывается организация, проводящая исследование, проблема, волнующая исследователя, цель опроса.
В основной части содержатся вопросы по волнующей исследователя проблеме.
В социально-демографической части респондента просят ответить на вопросы, связанные с его социально-экономическими и демографическими характеристиками (пол, возраст, национальность, образование, место проживания, род деятельности и т.д.).
Интервью (опросник заполняет интервьюер). Интервью бывает неформализованным, полуформализованным, формализованным.
Неформализованное интервью – свободный диалог по определенной теме, когда вопросы (открытые) формулируются в контексте общения и формы фиксации ответов нестандартизированы.
Полуформализованное интервью – в ходе диалога задаются заранее разработанные вопросы по теме.
Формализованное интервью – вопросы (закрытые) задаются по заранее подготовленному вопроснику без изменений в формулировке и последовательности.
Качественные методы
1. Case-study (исследование отдельного случая) – изучение уникального объекта в совокупности его взаимосвязей. (Например, исследование Дж. Олпорта «Письма Дженни», в котором автор изучал письма пожилой женщины к друзьям сына и анализировал изменения в ее внутреннем мире).
2. Этнографические исследования – многосторонний анализ каждодневной практики определенной общности с точки зрения ее культуры (норм, ценностей, языка), отличающейся по стилю и образцам поведения от культуры основной массы населения. (Исследование жизни крестьянства, студенчества и т.п.).
3. Исторические исследования (устная история) представляют собой описание субъективного опыта переживания определенных исторических событий. (Изучение процесса коллективизации, раскулачивания).
4. История семьи. Изучает взаимодействие семьи и общества на протяжении поколений. Семья рассматривается как относительно устойчивая малая группа, взятая в исторической перспективе, которая в каждом поколении разделяется и перестраивается.
5. История жизни (биографическое интервью) – жизненное повествование человека, его представление о себе и своей жизни.
6. Метод «фокус-группы» (групповая дискуссия) позволяет выявить различия в понимании некоторой проблемы, события или явления определенными группами людей.
Анализ и обобщение данных.
Третий этап социологического исследования – анализ и обобщение данных. Суть этого этапа состоит в анализе полученных данных, обобщении выводов, даче рекомендаций по совершенствованию рассматриваемого социального механизма. На этой стадии социологического исследования происходит сжатие, усреднение содержащейся в данных информации.
Основная функция любого анализа – описание и объяснение.
Научное описание – фиксация результатов исследования с помощью выбранной системы обозначений и выражение этих результатов в понятиях науки.
Описание складывается из трех компонентов: эмпирических данных исследования, системы обозначений, придающей описанию экономную, строгую форму и в ряде случаев наглядность (графики, таблицы, схемы и т. п.), и понятий науки, связанных с этими системами обозначений.
Объяснение – раскрытие на основе эмпирических данных и общей социологической теории сущности объекта наблюдения, выявление его подчиненности определенному закону или законам.
Объект может быть объяснен через установление его связи с другими объектами или другими сторонами этого же объекта.
Причинное объяснение – указание причины и того закона, в соответствии с которым эта причина порождает объясняемый объект.
Следственным является объяснение объекта, содержащее указание следствия и того закона, в соответствии с которым это следствие порождено объясняемым объектом.
Для примера рассмотрим исследование такого объекта, как система образования. Причинное объяснение для данного объекта – образование существует, потому что общество в нем нуждается, потому что есть необходимость в передаче знаний, умений и навыков от предыдущих поколений к последующим. Следственное объяснение – образование способствует восходящей социальной мобильности, улучшению жизни людей, расширению их кругозора, успешному поиску работы и т.д.
Структурное объяснение раскрывает собственную структуру объекта и показывает его место в более общей структуре.