Во второй половине XIX – начале XX веков.
Социология в России возникла во второй половине XIX в. после «великих реформ»[6] Александра II.
В числе основных направлений российской социологии, как правило, называют:
1. Субъективную социология (конец 1860-х гг. – начало 1920-х гг.). Основные представители: П.Л. Лавров (1823-1900), Н.К. Михайловский (1842-1904), С.Н. Южаков (1849-1910), Н.И. Кареев (1850-1931). Представители данного направления основной единицей общества считали личность. Личность – это центральное понятие субъективной социологии. С ней связаны проблемы ее взаимодействия с массами, героев и толпы, социального прогресса, места и роли личности в истории. Субъективная социология была тесно связана с общественно-политическими движениями, в первую очередь, с народничеством[7].
2. Органицизм (1860-1870-е гг.). А.И. Стронин (1826-1889), П.Ф. Лилиенфельд (1829-1903). В органицистской социологии общество и его отдельные части уподоблялись живому организму.
3. Географическое направление (Л.И. Мечников (1838-1888)). Мечников изучал влияние географической среды на общество, на психологию и поведение человека. Он считал географический фактор определяющим в развитии цивилизаций. Особенно Мечников выделял гидросферу, т.к. все цивилизации в истории человечества возникали на берегу рек, морей и океанов.
4. Неокантианство (конец XIX – начало XX вв.) основано на идеях Г. Риккерта и В. Виндельбанда и возникло в противовес позитивизму. В.М. Хвостов (1868-1920), П.И. Новгородцев (1866-1924), Б.А. Кистяковский (1868-1920), Л.И. Петражицкий (1867-1931) и другие сторонники неокантианства выступали против построения социологии по образу и подобию естественных наук. Они считали, что в социологии должны быть свои, особые методы познания, а основным субъектом познания должно являться не общество в целом, а отдельная личность.
5. Неопозитивизм характеризуется переносом акцентов с изучения индивидов на исследование социальных действий, взаимодействий, социальных связей и отношений, социального поведения. Е.В. де Роберти (1843-1915), А.С. Звоницкая (1897-1942), К.М. Тахтарев (1871-1925), П.А. Сорокин (1889-1968).
Особый интерес представляют социологические взгляды Н.Я. Данилевского (1822-1885). Н.Я. Данилевский разработал концепцию культурно-исторических типов, согласно которой история человечества не является единым целым, а складывается из крупных форм – культурно-исторических типов. Каждый культурно-исторический тип проходит стадии рождения, возмужания, дряхления и смерти. Данилевский выделяет 10 культурно-исторических типов (египетский, ассиро-вавилонский, индийский, китайский, иранский, еврейский, греческий, римский, аравийский, европейский).
Одним из наиболее выдающихся российских социологов по праву считается М.М. Ковалевский (1851-1916). Ковалевский – сторонник позитивизма. Особое внимание Ковалевский уделял вопросам эволюции общества. Раздел социологической науки, призванный выявлять стадии социальной эволюции и лежащие в ее основе законы, Ковалевский назвал «генетической социологией». Ковалевский считал, что социальное развитие является результатов действия не одного фактора, а многих факторов (эта идея направлена против монистического подхода к социальному развитию, в т.ч. марксизма, географического детерминизма и т.д.).
Наверно, самым известным российским социологом является П.А. Сорокин (1889-1968). П.А. Сорокин, восприняв позитивизм своих учителей (М.М. Ковалевского и де Е.В. Роберти), дополнил его бихевиоризмом[8]. Он предложил свою концепцию видения социологического знания, разработав пять принципов построения социологического материала:
1) социология должна строиться по типу естественных наук;
2) социология должна строиться как теоретическая наука;
3) социология должна быть объективной дисциплиной;
4) социология – опытная и точная наука. В ней не может быть никакого философствования;
5) в социологии не должно быть идеи монизма. Она опирается на ряд равнопорядковых идей.
Сорокин считал, что социология является генерализирующей наукой по отношению к другим социальным наукам (подобную роль выполняет, например, общая биология по отношению к анатомии, физиологии, морфологии и др.). Предметом социологии выступает межличностное взаимодействие.
По Сорокину, общество с социологической точки зрения – это совокупность людей, находящихся в процессе общения. Поэтому основой социологического анализа является социальное поведение и социальное взаимодействие.
Вопросы и задания по теме