Социальные общности и социальные группы.

Доклады

1. Факторы формирования социальных групп.

2. Понятие социальной общности, ее характерные черты.

3. Тенденция ослабления межличностных связей в современном обществе.

4. Социометрический метод изучения процессов в малых группах Дж. Морено

Вопросы

1. Приведите примеры номинальных социальных общностей.

2. Чем отличаются между собой экспрессивная и конвенциональная толпа. Приведите примеры.

3. Сравните между собой теории Лебона и Тернера. Как, по-вашему, могло бы выглядеть в реальности использование этих теорий в регулировании стихийных выступлений молодежных групп мигрантов во Франции в 2009 году?

4. По каким признакам можно отличить социальные группы от социальных общностей?

5. Перечислите свои ингруппы. Все ли они имеют для вас одинаковое значение?

6. Подумайте и приведите пример идеальной референтной группы, предлагаемой российским телезрителям.

7. В чем заключается разница подходов К. Маркса и М. Вебера к таким социальным группам, как классы?

8. Назовите характерные черты малой социальной группы и на примере своей студенческой группы продемонстрируйте проявление названных особенностей.

9. В чем суть социометрического метода Дж. Морено?

10. Сформулируйте определение конформизма и попытайтесь определить степень его проявления у членов вашей семьи, студенческой группы.

Литература для конспектирования

1. Ч. Кули Первичные группы

2. Г. Блумер Коллективное поведение

3. П. Бурдье Социальное пространство и генезис классов

4. Московичи Век толп

5. Г. Лебон Психология народов и масс

6.Дж. Морено Социометрия

(Гридина В., Петинова Т. Хрестоматия по социологии. Часть 2)

Семинар №7

Социальные институты и социальные организации

Доклады

1. Бюрократия как тип социальной организации у М. Вебера и Р. Мертона

2. Социальный институт как регулятивный механизм

3. Современная российская бюрократия: социальная польза и вред.

4. Социальный институт образования: история, функции, идеология.

5. Характерные черты и проблемы молодой семьи 21 века: взгляд социолога

6. Романтические и брачные стратегии современной молодежи

7. Любовь, семья и брак в современной России – плюсы и минусы.

8. Проблема абортов в России.

9. Одиночество как явление современной западной цивилизации.

Вопросы

1. Каковы цели, задачи и функции социальных институтов и их роль в жизнедеятельности общества и каждого человека.

2. Почему некоторые социальные институты продолжают существовать, даже если они не выполняют возложенные на них функции? Аргументируйте ответ.

3. Подумайте, в чем состоит сегодня дисфункций таких социальных институтов как семья и образование. Приведите примеры.

4. В России при сохранении бесплатного образования многим приходится платить за обучение. Как можно интерпретировать это явление – как функцию или дисфункцию института образования?

Творческие задания

1. Опишите любой социальный институт общества по следующей схеме:

· Историческая эволюция

· Функции (дисфункции) в обществе

· Социальные организации, входящие в состав института

· Традиции и обычаи

· Статусы и роли

· Символические и утилитарные культурные признаки

· Идеология (какие ценности и нормы в обществе охраняет)

1. Как вы думаете, с чем связана рассогласованность социальных институтов, направленных на обеспечение занятостью молодых людей?

2. В России, несмотря на сохранение бесплатного государственного образования (наряду с коммерческим), очень многим приходится платить за учебу. Как нужно интерпретировать эти и подобные им явления – как функции, дисфункции, явные или латентные функции института образования? Ответ аргументируйте.

3. Как вы думаете, почему производству как социальному институту 2 млн. лет, семье – только 500 тыс. лет, а государству и того меньше – лишь 5-6 тыс. лет? То, что возникает позже, сложнее того, что возникает раньше? А может ли быть так, что сложное создается позже именно потому, что оно более сложное? Но тогда можете ли вы утверждать, что государство сложнее производства? А может быть, это равновеликие по сложности социальные институты? Но тогда почему одному потребовались для своего формирования миллионы, а другому – тысячи лет?

4. Подумайте и ответьте, почему жить в браке и жить вместе – не одно и то же?

5. Выполнение обязанностей мужем и женой могут принимать следующие формы:

ü муж выполняет только свои, а жена – свои обязанности,

ü муж не выполняет свои обязанности, а жена свои выполняет,

ü муж выполняет свои обязанности, а жена нет,

ü муж выполняет женские обязанности, а жена мужские.

Что произойдет в каждой из этих ситуаций – скандал, развод, конфликт, гармония? Проанализируйте ситуации.

6. Подумайте, а сохранился ли, пусть в пережиточной, видоизмененной форме, групповой брак сегодня? Можно ли отождествить два понятия: групповой брак и групповой секс? Поразмышляйте над этими проблемами?

7. Ниже приведены названия браков. Загляните в специальную литературу, словари, энциклопедии и попробуйте дать каждому понятию хотя бы краткое определение: традиционная моногамия, бездетный брак, одинокое материнство, холостячество, коммуны, сожительство, вторичный брак, свингинг и групповой секс, расширенная семья, групповой брак, синтрагамный брак, открытый брак. Охарактеризуйте свое отношение к разным видам сексуальных и брачных отношений людей.

Наши рекомендации