Социальные общности и социальные группы.
Доклады
1. Факторы формирования социальных групп.
2. Понятие социальной общности, ее характерные черты.
3. Тенденция ослабления межличностных связей в современном обществе.
4. Социометрический метод изучения процессов в малых группах Дж. Морено
Вопросы
1. Приведите примеры номинальных социальных общностей.
2. Чем отличаются между собой экспрессивная и конвенциональная толпа. Приведите примеры.
3. Сравните между собой теории Лебона и Тернера. Как, по-вашему, могло бы выглядеть в реальности использование этих теорий в регулировании стихийных выступлений молодежных групп мигрантов во Франции в 2009 году?
4. По каким признакам можно отличить социальные группы от социальных общностей?
5. Перечислите свои ингруппы. Все ли они имеют для вас одинаковое значение?
6. Подумайте и приведите пример идеальной референтной группы, предлагаемой российским телезрителям.
7. В чем заключается разница подходов К. Маркса и М. Вебера к таким социальным группам, как классы?
8. Назовите характерные черты малой социальной группы и на примере своей студенческой группы продемонстрируйте проявление названных особенностей.
9. В чем суть социометрического метода Дж. Морено?
10. Сформулируйте определение конформизма и попытайтесь определить степень его проявления у членов вашей семьи, студенческой группы.
Литература для конспектирования
1. Ч. Кули Первичные группы
2. Г. Блумер Коллективное поведение
3. П. Бурдье Социальное пространство и генезис классов
4. Московичи Век толп
5. Г. Лебон Психология народов и масс
6.Дж. Морено Социометрия
(Гридина В., Петинова Т. Хрестоматия по социологии. Часть 2)
Семинар №7
Социальные институты и социальные организации
Доклады
1. Бюрократия как тип социальной организации у М. Вебера и Р. Мертона
2. Социальный институт как регулятивный механизм
3. Современная российская бюрократия: социальная польза и вред.
4. Социальный институт образования: история, функции, идеология.
5. Характерные черты и проблемы молодой семьи 21 века: взгляд социолога
6. Романтические и брачные стратегии современной молодежи
7. Любовь, семья и брак в современной России – плюсы и минусы.
8. Проблема абортов в России.
9. Одиночество как явление современной западной цивилизации.
Вопросы
1. Каковы цели, задачи и функции социальных институтов и их роль в жизнедеятельности общества и каждого человека.
2. Почему некоторые социальные институты продолжают существовать, даже если они не выполняют возложенные на них функции? Аргументируйте ответ.
3. Подумайте, в чем состоит сегодня дисфункций таких социальных институтов как семья и образование. Приведите примеры.
4. В России при сохранении бесплатного образования многим приходится платить за обучение. Как можно интерпретировать это явление – как функцию или дисфункцию института образования?
Творческие задания
1. Опишите любой социальный институт общества по следующей схеме:
· Историческая эволюция
· Функции (дисфункции) в обществе
· Социальные организации, входящие в состав института
· Традиции и обычаи
· Статусы и роли
· Символические и утилитарные культурные признаки
· Идеология (какие ценности и нормы в обществе охраняет)
1. Как вы думаете, с чем связана рассогласованность социальных институтов, направленных на обеспечение занятостью молодых людей?
2. В России, несмотря на сохранение бесплатного государственного образования (наряду с коммерческим), очень многим приходится платить за учебу. Как нужно интерпретировать эти и подобные им явления – как функции, дисфункции, явные или латентные функции института образования? Ответ аргументируйте.
3. Как вы думаете, почему производству как социальному институту 2 млн. лет, семье – только 500 тыс. лет, а государству и того меньше – лишь 5-6 тыс. лет? То, что возникает позже, сложнее того, что возникает раньше? А может ли быть так, что сложное создается позже именно потому, что оно более сложное? Но тогда можете ли вы утверждать, что государство сложнее производства? А может быть, это равновеликие по сложности социальные институты? Но тогда почему одному потребовались для своего формирования миллионы, а другому – тысячи лет?
4. Подумайте и ответьте, почему жить в браке и жить вместе – не одно и то же?
5. Выполнение обязанностей мужем и женой могут принимать следующие формы:
ü муж выполняет только свои, а жена – свои обязанности,
ü муж не выполняет свои обязанности, а жена свои выполняет,
ü муж выполняет свои обязанности, а жена нет,
ü муж выполняет женские обязанности, а жена мужские.
Что произойдет в каждой из этих ситуаций – скандал, развод, конфликт, гармония? Проанализируйте ситуации.
6. Подумайте, а сохранился ли, пусть в пережиточной, видоизмененной форме, групповой брак сегодня? Можно ли отождествить два понятия: групповой брак и групповой секс? Поразмышляйте над этими проблемами?
7. Ниже приведены названия браков. Загляните в специальную литературу, словари, энциклопедии и попробуйте дать каждому понятию хотя бы краткое определение: традиционная моногамия, бездетный брак, одинокое материнство, холостячество, коммуны, сожительство, вторичный брак, свингинг и групповой секс, расширенная семья, групповой брак, синтрагамный брак, открытый брак. Охарактеризуйте свое отношение к разным видам сексуальных и брачных отношений людей.