Социальная структура и стратификация общества

Доклады

1. Исторические типы стратификационных систем (рабство, касты, сословия, классы).

2. Концепции стратификации в науке: К. Маркс, М. Вебер, П. Бурдье, Э. Гидденс.

3. Сравнительный анализ моделей стратификации российского и американского общества.

4. Гендерное неравенство и стратификация.

5. Социальная структура современного российского общества

6. Трансформация социального неравенства в современном российском обществе (маргинальные слои, элита, средний класс, проблема бедности)

7. Современные формы социального неравенства.

8. Репрезентация бедности в современном обществе в СМИ.

9. Социально-демографическая структура России и США: экспансия мигрантов.

Вопросы

1. Как строится модель социального пространства? Какие подходы здесь существуют?

2. Что такое социальная структура общества? Что лежит в основе любой модели социальной структуры?

3. Что такое социальный статус? Какие статусы вы можете обнаружить у себя?

4. Что такое статусные символы и статусный имидж? Приведите примеры.

5. В чем состоит отличие социального статуса от личного?

6. Чем различаются аскриптивный статус и достигаемый статус?

7. Что такое социальная роль? Приведите конкретные примеры.

8.С помощью какого механизма социальное окружение заставляет людей правильно выполнять свои роли?

9. Какова главная социальная функция статусов и ролей?

10. Из каких компонентов состоит полный социальный статус индивида или социальной группы?

11. Назовите параметры осей экономического подпространства.

12. Назовите параметры осей политического подпространства.

13. Назовите параметры осей профессионального подпространства.

14. Сколько всего показателей необходимо измерить эмпирически, чтобы выявить полный социальный статус индивида?

15. Как бы вы построили современную шкалу престижа профессий?

16. Расскажите о горизонтальной структуре общества.

17. В чем выражается сущность социальной стратификации? Почему основным показателем или признаком в ней выступает неравенство?

18. Почему модель стратификации П. Сорокина называется многомерной? Как бы вы охарактеризовали ее отличительные особенности?

19. Какие теории происхождения неравенства вам известны? Раскройте их содержание.

20. Что такое социальная стратификация? Обоснуйте необходимость многомерного подхода к ней.

21. Вскройте противоречия, которые существуют между марксистским и веберовским подходами при анализе социальной стратификации.

22. У социального равенства есть три важных признака: равенство перед законом, равенство возможностей, равенство результатов. Что это такое?

23. Чем различаются между собой социальное и экономическое неравенство? Как измерить то и другое?

24. Почему в любом обществе высокие доходы получает наименьшая часть, а средние и наименьшие – большинство населения? А возможно ли такое устройство, при котором низкие доходы получает меньшинство, а высокие – большинство населения?

25. Какую роль в обществе играет средний класс? Почему его удельный вес в России меньше, чем в США и Западной Европе?

26. Можем ли мы утверждать, что доход – более важный критерий отнесения человека к тому или иному классу, чем уровень образования?

27. Охарактеризуйте главные особенности теории классов К. Маркса? В чем вы видите ее достоинства и недостатки?

28. В чем суть теории классов М. Вебера? Что такое жизненные шансы и классовая ситуация? Какие три критерия положены им в основание социальной стратификации? Чем различаются классы и статусные группы?

Творческие задания

1. Нарисуйте стратификационный профиль кого-либо из членов вашей семьи. Как вы считаете, к какому слою российского общества можно отнести этот профиль?

2. Составьте список социальных позиций, входящих в ваш статусный набор. Определите, какие из статусов являются прирожденными, приписываемыми, приобретенными. Укажите личные статусы. Какой из занимаемых вами статусов является главным на сегодняшний день? Какие роли соответствующие вашим статусам, вы исполняете с наибольшим удовольствием? Исполнение каких ролей потенциально конфликтно?

3. Опишите любую свою роль по пяти характеристикам Т. Парсонса.

4. Рассмотрите все аспекты социальной мобильности на примере истории членов вашей семьи или близких родственников. Выделите такие виды мобильности, как вертикальная и горизонтальная, межпоколенная и внутрипоколенная. Какими каналами социальной мобильности пользовались члены вашей семьи?

5. Почему социальная структура представляет жесткий каркас? А может быть, для благополучия общества было бы лучше, если бы социальная структура напоминала мягкую и гибкую систему, которую легко сжимать, наклонять, скручивать и производить иные механические движения?

6. Вам придется проверить свои способности к научному анализу. Вкачестве объекта исследования выступят ваши родители, бабушка с дедушкой, братья и сестры, наконец, вы сами. Вам надо проанализировать, каким образом статус того или иного человека влияет на его поведение и на отношение к нему окружающих.

7. Составьте список социальных (религиозных, профессиональных, демографических и др.) статусов, которые существовали в России раньше и исчезли после 1917 г.

8. Некоторые статусы являются настолько яркими, что превращаются в главные независимо от того, каков набор статусов у данного индивида. К ним относятся статусы бывшего заключенного, чемпиона мира. Назовите еще 3-4 подобных примера.

9. Опишите образ жизни, доход, жилищные условия, покупательные возможности двух социальных классов (или двух слоев) по свободному выбору.

10. Постройте шкалу престижа профессий в нашем обществе, воспользовавшись своими наблюдениями и жизненным опытом. Разместите в возрастающем порядке следующие профессии: плотник, сталевар, менеджер, преподаватель вуза, шахтер, банкир, сантехник, программист, мясник, доярка, кассир, учитель, водитель, врач, парламентарий, юрист, токарь, продавец, сторож.

11. Одни специалисты полагают, что в бедность люди впадают добровольно: они ленятся усердно работать, ничего не делают, чтобы выбраться наверх, смиряются, опускают руки. Другие думают иначе: бедность – это состояние, в которое человек попадает помимо своей воли и желания, особенно в периоды экономических кризисов, разрушительных войн, стихийных бедствий, крупных общественных трансформаций, а также физической немощи, инвалидности, нетрудоспособности. Какая позиция, на ваш взгляд, справедлива?

12. Среди социологов XIX века бытовала и такая точка зрения: бедность не только зло, но и благо. Она — необходимый элемент укрепления социального порядка, поскольку очищает общество, нацию, расу, группу от наименее приспособленных. А какова ваша точка зрения? Обоснуйте ее.

13. Раскройте содержание и приведите примеры различных типов мобильности. Заполните следующую таблицу:

  Индивидуальная мобильность Групповая мобильность
Восходящая мобильность    
Нисходящая мобильность    
Горизонтальная мобильность    

Игра «Конструирование молодости»

Литература для конспектирования

1. Г. Блумер. Символический интеракционизм: перспектива и метод.

2. М. Вебер. Основные понятия стратификации.

3. П. Сорокин. Социальная и культурная мобильность.

4. Э. Гидденс. Стратификация и классовая структура.

(Гридина В., Петинова Т. Хрестоматия по социологии. Часть 1)

Семинар № 6

Наши рекомендации