Социальный кризис и пути его разрешения
Современный кризис российского общества является одним из самых глубоких и продолжительных в нашей драматичной истории. Его контуры рельефно обозначились еще в конце 60-х гг., когда на Западе и на Востоке одновременно родились общественно-политические движения за переосмысление и изменение ценностей современной цивилизации. В нашей стране в рамках прежде всего диссидентской мысли распространялось понимание того, что необходимо переориентировать социально-экономическое развитие в сторону гуманизации производства, развивая его не просто для увеличения добычи нефти и производства стали, а ради удовлетворения потребностей людей, гармонизации отношений с природой, ради большей свободы человека как хозяина своей судьбы. Осознавая объективную потребность перемен, власти от Л.Брежнева до М.Горбачева при всех различиях в решении частных проблем, стратегический курс держали один — «догнать Запад», отмечая при этом наличие «нерешенных проблем» или даже «предкризисного состояния» советского общества. Однако все попытки достичь заветную цель, сохраняя «коренные преимущества советского строя», не увенчались успехом. Не дала ощутимых результатов и постперестроечная радикальная экономическая реформа. Кризисно-катастрофическая направленность развития российского общества становилась все более очевидной. В этой связи актуальным представляется рассмотреть причины и суть кризиса, в котором оказалось российское общество.
Вплоть до 80-х гг. проблема кризиса обществе была закрытой для общество-культурные Во времена «перестройки» эта стала анализироваться, но лишь с позиций марксистской парадигмы о неизбежной победе социализма над капитализмом. В этой связи вопрос о виновности строя за кризис не ставился. Тогда единственным ответственным за кризисное развитие объявлялся прежний политический руководитель страны, который выбрал «ошибочный» курс, во всяком случае, не сумел реализовать «потенциальные возможности социализма».
Сегодня сторонников формационного подхода в оценках конфликтогенного, кризисного состояния российского общества явно поубавилось. Однако еще весьма сильны тенденции взваливать вину за все нереализовавшиеся чаяния на нынешних и бывших руководителей. Весьма распространены суждения, что достаточно поменять политические фигуры и сразу же начнется возрождение страны.
Пытаясь уйти от одномерной увязки кризиса с субъективным фактором, ряд обществоведов высказали мысль, что все зло исходит от административно-командной системы: достаточно ее демонтировать, и через рыночное реформирование откроются радужные перспективы движения к цивилизованному обществу. При этом ссылки делались на весьма положительный опыт отрицания этой системы в ряде стран Восточной Европы. Это в значительной степени предопределило характер модели реформирования страны на начало 90-х гг. Но уже вскоре возникают вопросы: почему в восточноевропейских странах со схожей системой собственности и социальных отношений радикальное реформирование позволило остановить и затем преодолеть кризисное развитие, а у нас нет? В чем же заключается тайна кризиса российского общества?
Чтобы понять природу кризиса, необходимо проделать хотя бы краткий анализ эволюции тех социокультурных ценностей, которые ему сопутствовали.
Первое. Советское общество конца 60-х — начала 70-х гг. уже тогда было обречено на длительное кризисное развитие, ибо усилиями государства были сформированы устойчивые ценности, ориентированные на индустриальную модель развития с тоталитарным государством, которое «все может» — предоставить жилье, работу, прописку и т.д. Ценности и нормы были знакомы всем, что делало жизненные ситуации понятными и предсказуемыми. Но это были ценности, которые определяли в основном предписанные социальные статусы, характерные для традиционного общественного устройства, суть которых выражалась в личной зависимости людей.
Для выхода из исторически исчерпавшей себя модели развития в обществе должны были быть носители иных статусов, детерминированных качественно иными ценностями — возможностью распоряжаться своим «я» в условиях правового регулирования социальных отношений, демократическими традициями принятия экономических решений, партнерскими отношениями, основанными на признании самоценности интересов других людей. При реальном отсутствии институтов гражданского общества эти ценности не могли вселиться в души людей и соответственно изменить их статусы, социальные роли и поведенческие образцы. В этих условиях главенствующим и по существу единственным «законодателем» новых ценностей могло бы выступить государство. Но оно в лице партийного-государственного аппарата не было заинтересовано в каком-либо умалении «высшей ценности» — своего всевластия, что диктовало необходимость сохранения традиционалистских социокультурных ценностей. Сказанное позволяет сделать вывод: для перехода от индустриальной к постиндустриальной модели развития нужен не только значительный уровень индустриализации и образовательного потенциала народа, но и в качестве необходимых и достаточных условий — социокультурные основания в виде ценностей и социальных статусов, адекватных процессу
перехода.
Этим во многом объясняется, почему восточноевропейские страны даже с меньшим индустриальным потенциалом смогли быстрее справиться с кризисом и начать движение к постиндустриальной модели. Там не были разрушены до основания частная собственность, рыночные отношения, несмотря на авторитаризм компартии, отчасти сохранялись институты гражданского общества, а главное — там не успели вытравить потребность человека самому распоряжаться своей судьбой. Словом, в отличие от нашей страны, там были социокультурные основы ценностей, необходимых для начала движения к постиндустриальной модели развития.
Второе. Для понимания сути нашего кризиса очень важно разобраться с функционированием идеалов в этот период времени, ответить на вопросы, касающиеся их частых и быстрых смен, разобраться в причинах «нетерпения» властей в реализации своих программ.
Советские, а затем и российские власти прекрасно осознавали, что идеалы, если их сделать привлекательными и желанными для масс, обладают огромной силой, способной привести в движение миллионы людей. Все вышеотмеченные потуги выйти из кризиса, реформировать страну сопровождались выдвижением тех или иных идеалов. Практически всегда провозглашенные идеалы поддерживались интеллектуальной элитой, одобрялись самыми широкими слоями общества. После чего власти требовали жертвенности, и народ порой делал все возможное и невозможное для превращения идеалов в реальность. Но идеалы упорно не хотели материализоваться, несмотря на то, что в других странах они, казалось бы, без особых усилий органично входили в жизнь. Ответы на вопрос, почему так происходило, надо искать на путях анализа социокультурных идеалов.
Нельзя обольщаться идеалами, выдвинутыми в кризисные периоды развития общества: они, как правило, иллюзорны. Попытки посредством скачка перейти от идеального
Перестройщикй и сменившие их реформаторы сделали многое для иллиминации прежних культурных ценностей, но практически ничего, чтобы обозначить ценности новые, оказать им государственную поддержку. В результате мы имеем ситуацию, когда то, что признается в качестве жизненной цели одними социальными слоями, категорически отрицается другими. Так, если одни считают перепродажу товаров с целью наживы естественным и законным, то другие решительно не приемлют это средство достижения богатства. Кроме того, народам России в годы тоталитарного режима внушался комплекс превосходства «пролетарской культуры*, плоды чего мы пожинаем ныне
Естественно, что люди, занимающие различное положение в социальной структуре, по-разному приспосабливаются к жизни в условиях неопределенности представлений об общих ценностях, что выражается в их отношении к жизненным целям и институализированным .
Социологические исследования выявляют снисходительность общественного мнения современной России к неинституциональным средствам достижения богатства и власти. Но, пожалуй, самое главное — изменяется ценность труда и соответственно его основная функция: он во многих случаях перестает быть источником материального благополучия, законным способом добывания денег, достижения более высоких социальных статусов, включая и статусы в сфере власти. Резкое падение значимости труда и отсутствие практических возможностей для приобретения социальных статусов, адекватных постиндустриальному обществу, несомненно, порождает тенденцию к девиантному поведению. Возможные институционализированные средства движения к богатству для многих людей просто ограничены, что обусловлено не столько их личными пороками, сколько невозможностью обрести новые статусы ввиду отсутствия материальных ресурсов, вялотекущего процесса конверсии, технологического перевооружения и, конечно, устаревания образования (выпускники вузов даже 80-х гг. в своем большинстве не имеют навыков работы с компьютером). Иными словами, резкое акцентирование цели материального благополучия при сохраняющейся в российском обществе нединамичной системы обретения новых статусов объективно способствует росту отклоняющегося поведения.
В России есть немало людей, для кого богатство, власть, высокий социальный статус и т.д. не стали стимулом особой активности. Мотивы понижения целей успеха могут быть разные. Одни презрительно относятся к богатству, рели оно не нажито трудовой деятельностью, если оно детерминировано стяжательством, криминальными деяниями. Другие и раньше, и ныне стремятся «не высовываться». Сказываются последствия того, что в течение десятилетий партийно-государственная пропаганда осуждала «карьеризм». Как свидетельствуют результаты социологических исследований, безынициативный тип поведения при следовании институциональным нормам стал распространяться среди широких слоев рабочих, инженеров и государственных служащих. Особенно он характерен для значительных групп рабочих, которые считают, что приватизация превратила их предприятия в подобие крепостных заводов, а их положение стало бесправным и унижённым. Угроза безработицы и увольнения, войдя в нашу жизнь, вопреки ожиданиям реформаторов, сковала социальную мобильность. Не учли «малое» — не только желание, но и возможность россиян жить «по-постиндустриальному», для чего необходимо обладать рядом социокультурных характеристик, таких, как способность к рациональной самоорганизации, стремление полагаться на себя, свой труд и интеллект и т.п.
В кризисном обществе у значительной части населения возникают неудачи в стремлении достигнуть цели законными .средствами. Вместе с тем эти люди в силу ориентации на «старые» социокультурные ценности, диктующие определенные нравственные запреты, как правило, не могут прибегнуть к эффективным, но незаконным способам достижения желанных целей. В итоге совершается бегство индивида из общества (бродяги, алкоголики, наркоманы). В 90-е гг. в России ежегодно фиксируется рост самоубийств. Увеличивается число алкоголиков, актуализируется проблема наркомании и токсикомании. Часть людей уходит в замкнутые секты к колдунам и шаманам, к новым «Иисусам» и «Девам Мариям». У нас государство до сих пор не определилось ни с выделением приоритетных ценностей, которые оно собирается поддерживать, ни с программами помощи людям обрести тип поведения, адекватный утверждающимся новым нормам и ценностям. Лишь незначительная часть российских интеллектуалов ориентируется на собственно постиндустриальные ценности, которые органично вберут в себя и лучшие, позитивные ценности, сформировавшиеся в многовековой истории России. Подавляющее же большинство из тех, кого стали называть «новыми русскими», ратует, с одной стороны, за радикальное, по существу, зряшное отрицание российских социокудьтурны5с ценностей,, ас другой — , за приватизацию, рынок, демократию, выбирая лишь часть из этих многомерных феноменов и превращая их в суррогатные псевдоценности. В итоге за рынок выдается стяжательская купля-продажа, за приватизацию — разграбление богатства, создававшегося многими поколениями людей, за демократию — кто сколько сможет взять от пирога власти.
Рассмотрим теперь то, как в современном рос- новые списком обществе происходит процесс
Как известно, социализация в неполной семье или вне семьи, которая имеет тенденцию к росту в современных российских условиях, порождает предрасположенность к социальной аномии.
На .процессе социализации детей и подростков сказались подвижки в самих социокультурных ценностях родителей. Изменяются как основные жизненные ценности, так и средства их достижения. Вообще для менталитета россиян характерна жертвенность жизненных целей в пользу притязаний своих детей. Представители рабочих и особенно сельские жители всегда стремились, как говорится, «вывести в люди» детей, рассчитывая на их более высокую образовательную и профессиональную карьеру. Начавшиеся реформы резко сократили эти возможности для малообеспеченных родителей, но не смогли также быстро изменить жизненные установки относительно своего потомства. Завышенные родительские притязания непосредственно сказываются на детях, у которых тоже возникают завышенные устремления, а реальные возможности для их реализации резко сокращаются. Возникает ситуация, которая влечет за собой отклоняющееся поведение.
Кроме того, дети видят, что у родителей меняются представления о нормах и ценностях. Разговоры в семье подводят их к сравнению роскошной жизни «новых русских» и бедственного положения значительной части людей, занятых на производстве, в госсекторе, в сфере науки и культуры. Данные социологических исследований свидетельствуют, что у подростков меняются жизненные ориентации — падает авторитет рабочих профессий, знаний, науки. Снижается стремление получить не только высшее, но и образование вообще. У подростков приоритетной жизненной целью становится достижение богатства любыми средствами, в том числе и незаконными. На этот счет весьма убедительные данные приводят С.Мошкин и В.Руденко, которые провели опрос подростков в Екатеринбурге на предмет возможных «способов зарабатывания денег и достижения богатства». Получили следующие ответы: мытье машин — 49%; распространение газет — 21;
кражи, грабежи, вымогательства — 16; перепродажа вещей — 10; собирание бутылок — 9; работа в коммерческом киоске — 7; проституция — 3%. (См.: Социс. — 1994. — №10.— С.40).
Как видно, социализация в семье после начавшихся реформ изменилась далеко не в лучшую сторону с точки зрения ориентации на социокультурные ценности и возможные средства их достижения.
Система образования. Согласно принятому в 1992 г. Закону «Об образовании» государство сняло с себя обязанности по обеспечению бесплатного всеобщего полного среднего образования, которые отныне были «возложены на родителей или лиц, их заменяющих». Наряду с государственными школами все, более широкое распространение получают частные гимназии, колледжи, лицеи с платным обучением. За этим стоит не только растущая в обществе социальная дифференциация, но и нечто большее: для многих детей понижается качество процесса социализации со всеми вытекающими последствиями для индивида. Объективно сужаются возможности учащихся обычных образовательных школ успешно продолжить обучение в вузах и приобрести более высокий социальный статус.
В дореформенный период была исключительно велика роль профессиональной группы в социализации ее членов. Рабочие и служащие были сильно интегрированы в трудовые коллективы. В этих условиях профессиональная группа даже влияла на характер социальной мобильности своих членов и их статус. Без преувеличения можно сказать, что трудовой коллектив был для человека главным агентом социализации.
Ставка на рыночные отношения привела к росту индивидуализма, к резкому ослаблению роли профессиональной группы как агента социализации. Ныне в России все больше возникают профессиональные группы на западный манер, в которых индивиды суть независимые друг от друга и от коллектива «винтики» большой машины. Люди не поддерживают неформальные отношения и лишь обеспокоены зарплатой и возможностями карьеры. Их социальный статус, материальные блага стали почти всецело зависеть от их личностных способностей, а не от профессиональной группы.
Три этом социальную трансформацию России можно вставить в виде двух составляющих: 1) ожидаемые последствия (в нашем случае речь идет и социальных групп осваивать определенные ц,ённ6-: и институциональные средства их достижения); 2) не-ожидаемые последствия — последствия, которые зависят факторов, прямо не относящихся к социокультурным ценностям.
Правящей элите надо научиться сочетать особенно на начальном этапе неизбежно возникающие противоположные последствия от одних и тех же структур, которые для некоторых групп могут быть функциональны, а для других — дисфункциональны. Так» вряд ли рационально отвергать вообще систему платного здравоохранения или прогрессивного налогообложения лишь на том основании, что для одних эти структуры функциональны, а для других— нет. Выход — в правовой инсгитуализации коллективных переговоров между разными социальными слоями, в создании государственной системы поддержки тех, .кто испытывает трудности с обретением новых статусов, с приобщением к новым социальным ролям. Страна не может отказаться от создания прогрессивных структур, совершенствования их функций сообразно современным ценностным ориентациям. Но она также не может отказаться от своих граждан, нуждающихся в той или инойг социальной защите. Сочетание этих и подобных противоположностей способствовало бы тому, что вновь создаваемые структуры постепенно адаптировались по отношению к большинству социальных групп и отдельных индивидов за счет большей рациональности своих функций по сравнению с теми, что могут предложить старые структуры, а также за счет определенной поддержки прежних структур, если их нефункциональность обусловлена возникшим неравенством в отношении собственности, доходов. Это способствовало бы интеграции населения, появлению на первых порах хотя бы пассивной лояльности масс, исповедующих индустриальные ценности, к новым структурам.
Кроме того, правящая элита не может быть безучастна -к ценностям, на основе которых формируются структуры, являющиеся дисфункциональными. по отношению к социальной системе в целом (например, все разрастающиеся структуры игорного бизнеса, секс-услуг). Если линия на иллюминацию и ограничение деятельности подобных структур будет проводиться достаточно последовательно, то и в различных социальных группах распространится неприятие, во всяком случае, сформируется негативное общественное мнение к суррогатным ценностям. Постепенно сформировались бы взаимоприемлемые ценностные ориентации, моральные стандарты, создающие общественную устойчивость. В этих условиях социальная аномия по всем эмпирическим данным должна будет сократиться, что, несомненно, создаст объективные возможности для выхода из кризисного развития. Разумеется, механизм социального контроля не может сложиться в принципе без радикального восстановления основных агентов социализации. Важно, чтобы дисфункциональные, побочные эффекты не нарушили 'общих функциональных результатов по социализации граждан, как этоныне имеет место. , ;' Представляется, данный сценарий является наименее вероятным. При всех достоинствах россиян; «природа последних», сформированная в условиях революций и тота
предрасполагает к .импульсивной, эмоционально окрашенной, взрывной политической стратегии, которая с трудом сочетается с рационализмом, практицизмом, холодной расчетливостью, что необходимо для постиндустриальной цивилизации. Во всяком случае, для перехода к ней.
Возможен и наихудший сценарий. Если общество не найдет в себе достаточных потенций для самосохранения, развития имеющихся ценностей, для усвоения ценностей постиндустриализма и пойдет по легкому пути заимствования суррогатных псевдозападных ценностей, то количество дисфункциональных структур по отношению к социальной системе в целом будет постоянно расти. На этом пути выйти из кризиса невозможно. За счет дисфункций все большая часть населения будет подвержена аффективной нестабильности, сопровождающей социальную аномию. Это может привести к окончательному развалу механизма социального контроля, что сделает невозможным нормальный процесс социализации, без чего общество прекращает свое существование. В истории есть примеры, когда империи, обладавшие
огромным экономическим и военным потенциалом, прекращали свое существование из-за морального разложения.
Для российского общества вектором преодоления нынешнего кризиса является реинтеграция социокультурных ценностей, формирование общих ценностных ориентации, основанных на нравственности и рационализме. Без этого нам не помогут ни передвижки власти от одной правящей элиты к другой, ни западные долларовые инъекции, ни самые демократические политические и экономические структуры, взятые сами по себе, безотносительно к их ценностному содержанию.
Итак, современный кризис российского общества своими корнями уходит в 60-е гг., когда появилась возможность начать движение к постиндустриальным ценностям, которая, однако, не была реализована в условиях тоталитарной системы. Для перехода от индустриальной к постиндустриальной модели развития нужен не только достаточный экономический потенциал, но и социокультурные основания в виде определенных ценностей, стату-, сов, ролей. Выдвижение идеалов, не подкрепленных социокультурными ценностями, не позволяет перескочить к постиндустриализму, минуя необходимый исторический пе-
риод вызревания ценностей, адекватных процессу перехо-
да. Социокультурные ценности могут утверждаться в идеологической, поведенческой и материальной формах. Отсутствие в стране предпосылок для восприятия их индивидами на поведенческом и материальном уровнях приводит
к тому, что западный опыт поступает к нам в
огрубленных структурах и функциях.
В обозримом будущем в российском обществе будут сосуществовать три системы социокультурных ценностей: индустриально-традиционные, постиндустриальные, псевдоцен-
западного общества. Отсутствие в стране общепризнанной системы ценностей и институализированных средств их достижения — главная причина социальной аномии. Выход из кризиса может произойти при формировании
эффективного механизма социального контроля, обеспечивающего доминирование постиндустриальных ценностей, их общее признание населением и восстановление : основных агентов социализации.
Литература
Бутенко А.П. О характере созданного в России общественного строя // Социс. - 1994. — № 10.
Дюркгейм Э. Ценностные и «реальные» суждения // Социс. — 1991. —
t N?2.
YerginD., GuSfafsonT. Russia 2010 and What il Means for the World. L.: 1994.
Мертон P.K. Социальная структура и аномия //Социс. — 1992. — № 2-4.
Руткевич В.О. Социологические аспекты модернизации России и других посткоммунистических обществ // Социс. — 1995. — № 1.