Теоретико-методологические основы социологического исследования
Концептуализация общества и его структурных элементов, процессов их изменения — результат определенных исследований, которые принято называть социальными. Социологическое исследование общества — разновидность социальных исследований, имеющая свою специфику.
СоциальныеВооруженный соответствующими теорети-
и социологи-ческими концепциями социолог способен
ческие иссле-более или менее отчетливо видеть и изучать
дованияте аспекты жизни общества, его структур-
ных элементов, в том числе личности, которые не исследуются представителями других общественных наук.
Социология изучает «человека в обществе», а не в одной из сфер его жизни, например, экономической или политической. Поэтому социологов интересуют процессы «вхождения человека в общество», то есть процесс социализации. Социология, по выражению современного шведского социолога Пера Монсона, изучает не только «человека в обществе», но и «общество через человека».
Мысль о том, что более совершенная человеческая личность оказывает большее влияние на окружающий ее мир, звучала рефреном в работах многих мыслителей России конца XIX и начала XX столетия. Но лишь те из них, кого интересовала социологическая проблематика (например, С.Н.Булгаков), ставили вопрос об автономности личности в обществе, в социальных организациях и институтах группах, которые постоянно стремятся свести жизнь личности к той или иной роли в социальной системе. | Относительная автономия личности в обществе современными социологами как необходимое условие совершенствования и раскрытия ее творческих способностей созидателя гражданского общества и
правового государства.
Социологи сотрудничают с историками и политологами, антропологами и социальными психологами, юристами и экономистами. Нередко при этом в интересах повышения эффективности собственных исследований социологи прибегают к заимствованию определенных концепций, методов и методик, технических приемов из других общественных наук. Они адаптируют их в рамках своей предметности, способствуя в то же время активному проникновению социологического мышления в другие социальные науки, изменению их облика, а следовательно, и облика всей науки об обществе.
СтратегияКонцептуализированные представления социологов о социальной реальности поискатируют их в выборе соответствующих объектов исследования, позволяют им выдвигать и формулировать определенные гипотезы, нацеливают на установление функциональной или каузальной зависимости между социальными явлениями, предоставляют возможность получать логически обоснованные выводы, служат основой для систематизации социальных фактов, то есть выполняют методологическую роль.
Никто из социологов, начиная с О.Конта, не сомневался в том, что социология является конкретной наукой. Но не все социологи считали, что социология как конкретная наука не может быть беспредпосылочной. Те из социологов, кто ставил вопрос о предпосылках социологического исследования (например, Г.Зиммель), выделяли в системе социального знания «философскую социологию». Большинство социологов, с одной стороны, провозглашало независимость социологических исследований от постановки каких бы то ни было философских вопросов; с другой, в своих исследованиях следовало скорее всего неосознанно философским традициям рационализма, занимая позицию стороннего наблюдателя за процессами социальной жизни.
В ходе исследования взаимодействия с другими людьми социолог совершенствует свои представления о природе социальной реальности и социологического знания. В духе традиции, идущей от Г.Зиммеля, а затем от Дж.Г.Мида, он убеждается в зависимости общества как объективного единства от активности сознания живущих в нем целостных личностей. Постепенно складывается стратегия заинтересованного в социальной жизни исследователя, выступающего против обещаний досужих ученых и политиков искусственно создать рациональную организацию условий человеческого бытия.
Социолог не навязывает свои концепции и свою волю другим членам общества и не отрицает авторитет непрофессиональных знаний и здравого смысла, а участвует в диалоге с ними (дискурсе) и проясняет природу этих знаний. Такая исследовательская стратегия непосредственно связана с интерпретацией социологами результатов их исследований и с переносом акцента в социологическом поиске со знания на взаимопонимание. Во время исследований социологами, избирающими новую стратегию, все чаще руководит «стереофоническое чувство многомерности» социальной реальности. При этом их все меньше удовлетворяют односторонние теоретические концепции и функционалистов, и феноменологов, и марксистских традиционалистов. Используя в своих исследованиях те или иные социологические теории, они стремятся преодолеть непоследовательность в представлениях о целостности личности и учесть «странную» склонность Г.Зиммеля к функционализму. Им импонирует новая исследовательская стратегия неофункционалистов, старающихся превратить односторонние социологические теории в «аналитические элементы большого целого» (Дж.Алек-сандер). Они солидаризируются с той точкой зрения, что к изучаемым социальным структурам социологам следует относиться как к «задержкам каждого исторического процесса», что социологам претит «школярское различение между конфликтом и консенсусом», которое лишь препятствует осмыслению реальной ситуации (П.Бурдье). Они также склонны поддерживать тех, кто считает, что не социолог должен снизойти до обыденных представлений и суждений о социальном мире, а взаимодействующие с ним люди обязаны приобщаться к научному видению этого мира.
Интерпретацию не следует сводить только к соотнесению теоретического и эмпирического уровней исследования. Она связана с определением в социальной реальности эмпирической области, соответствующей теоретическому описанию объекта и предмета анализа. Интерпретация должна представлять собой соотнесение самих этих концепций, стратегий исследования и их результатов. Неофункционалисты называют этот уровень социологического исследования переинтерпретацией (Дж.Александер), самоописанием (Н.Луман). На этом уровне социологического исследования может быть пересмотрена методология и методика.
При организации и проведении тех или иных социологических исследований всегда возникает вопрос о методологической функции общих, частных или специальных, а также отраслевых социологических теорий. Обладая разным багажом общих и специальных теоретических знаний
и практических навыков, уровнем компетентности, социологи или дистанцируются от изучаемых ими объектов и предметов, или устанавливают с ними теснейшую связь. Благодаря этому они оказываются в состоянии познать или внешнюю сторону изучаемых ими социальных явлений и процессов, или выявить существующие между ними причинно-следственные связи. Чрезмерное внимание социолога к определенным аспектам социальной реальности грозит ему потерей целостности представления об этой реальности, если он при проведении социологического исследования не учитывает в должной степени принципы системной природы знания вообще, социологического знания в частности.
К тому же, учитывая в своих исследованиях принципы системной природы знания, социологи не должны забывать о том, что социальная реальность охватывает как системные, так и внесистемные образования, а именно: социальные системы и социальные скопления (П.А.Сорокин), историческое становление противоположности систем и «жизненного мира» (Ю.Хабермас), области различной «комплексности», — прежде всего с различным количеством элементов и характером связей между ними (Н Л уман).
Системное видение объекта исследования тесно связано со структурным и функциональным подходами к его анализу. Изучение объекта как структурно расчлененной целостности осуществляется, как правило, наряду с обнаружением функций, выполняемых его отдельными элементами. В социологическом исследовании принцип системности неотделим от принципа развития. Системное видение объекта исследования будет не полным, если оно не дополняется анализом процесса перехода объекта из одного исторического состояния с одной структурой в другое историческое состояние с другой структурой. В своем исследовании социолог должен следовать и более общему принципу историзма, согласно которому социальная реальность рассматривается не только как развивающаяся, но и как просто изменяющаяся во времени.
Методология представляет собой не только совокупность принципов организации и осуществления социологического исследования, но и совокупность способов построения и обоснования социологического знания. Последние принято называть из выявлять и сопоставлять различные уровни эволюции изучаемого социологами объекта, а также в известной мере определять основные тенденции его развития. Чрезмерное увлечение сравнительно-историческим методом ограничивало возможности социологов в построении и
обосновании социологического знания, поэтому они все чаще старались дополнить его другими методами, например, диалектическим нефункциональным.
К концу 60-х~ггЛГезраздельное господство функционализма в построении и обосновании социологического знания на любом уровне исследования закончилось благодаря значительному усилению влияния в социологических исследованиях конкурирующего с ним метода понимания, а точнее, толкования реальности «жизненного мира», а также потому, что для построения и обоснования социологического знания нужны были и другие методы. В 80-е гг. социологи все чаще старались сочетать в социологических исследованиях функциональный подход с герменевтическим, который разрабатывался прежде всего интересующих того или иного Социолога текстов (собственно герменевтика — искусство и теория истолкования текстов).
Основной итог всех этих усилий — формирование наиболее соответствующей специфике предмета социологии совокупности приемов, процедур и операций теоретического и эмпирического познания социальной реальности, которую принято называть методикой. Такая совокупность приемов, процедур и операций познания нередко называется методом социологического исследования, который рассматривается преимущественно как метод эмпирического исследования. Поэтому методика социологического исследования часто понимается как система приемов, процедур и операций по установлению социальных фактов и их систематизации. К этой системе относят и средства анализа социальных фактов.
Разделение методов сбора и анализа социологической информации весьма относительно и исходит из представления об опосредованной связи методики социологического исследования, являющейся определенной конкретизацией методологии, с предметным содержанием социологического поиска. Достаточно активная разработка и эффективное использование в социологических исследованиях в настоящее время биографического метода показывают, что такое представление о методике является не совсем правильным. Если прежде для анализа специфического предмета в социологии необходимо было использовать весь арсенал методов, иначе трудно было получить достоверные знания и прийти к обоснованным выводам, то биографический метод социологического исследования позволяет максимально учесть специфику этого предмета и достичь поставленных целей исследования без привлечения других методов. По-видимому, это относится и к некоторым другим методам социологического исследования, в результате совершенствования которых проявится скрытая в них социологичность, например, к методу анализа документов. С изменением методики изменяется и техника социологического исследования, в которой методика находит свое непосредственное выражение. В целом, с постижением социологами целостности человеческой личности и общества, их взаимосвязи и более четким определением предметного содержания социологического поиска более органичным становится единство методологии, методики и техники социологического исследования.
Литература
Батыгин Г.С., Деватко И.Ф. Миф о «качественной социологии» // Социологический журнал. — 1994. — №2.
Бауман 3. Философские связи и влечения постмодернистской социологии // Вопросы социологии. — 1992. — Т. I. — № 2.
Бурдье П. Начала. М.: 1994.
Гидденс Э. Девять тезисов о будущем социологии. — Альманах
Thesis. 1993. — ТЛ. ~- Вып. 1.
Монсон П. Лодка на аллеях парка: Введение в социологию. М.: 1994.
Контрольные вопросы
В чем проявляется специфика социологического исследования в системе социальных наук?
Как формируется стратегия социологического исследования?
Чем обусловлено различие уровней социологического исследования?
Почему сохранение единства уровней социологического исследования является обязательным условием его эффективности?
Каково различие между методологией и методикой социологического
исследования?