Глава Общество как социальная реальность
Уже при определении предмета социологии (гл.1) была дана самая общая и очень краткая характеристика общества как особой, специфической реальности. В двух последующих главах, посвященных прошлым и современному этапам в развитии социологической мысли (гл.2 и 3), можно было познакомиться со взглядами на общество виднейших представителей социологической науки. В данной главе с позиций общей теории социологии, тесно связанной с социально-философской доктриной, общество специально более подробно рассматривается как своеобразный и целостный социальный организм, как единая социальная система. Системный подход к обществу предполагает изучение его в трех взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных ракурсах — структурном, функциональном и динамическом. Это и нашло свое отражение в содержании и построении данной главы.
§ 1. Общество: сущность, структура, типы (социальная аналитика)
Вопрос о том, что такое общество, каковы его место и роль в жизни людей, всегда находился в центре внимания социологии. Как это видно из краткого экскурса в историю этой науки, в зависимости чаще всего от ответа именно на этот вопрос различались основные направления в данной науке.
Общество. Прежде чем дать определение общества, необ-й природа ходимо разграничить такие широкие понятия, как «природа» и «общество», выяснить соотношение между ними.
Мы часто и не без основания говорим, что человек, общество — часть природы. Ив то же время не менее часто и с не меньшим основанием четко различаем и даже противополагаем человека, общество природе. Нет ли здесь противоречия? Думается, что нет, если учитывать, в каком конкретно аспекте, ракурсе рассматривается каждый раз данная проблема.
В первом случае понятие «природа» употребляется в предельно широком смысле, выражающем природное единство всего мира, всей действительности (неорганического и органического мира, человека и общества). Тезис «общество — часть природы» отражает тот непреложный факт, что: человек, а следовательно, и общество происходят из природы; человек — существо и биологическое, имеющее немало общих черт и свойств с другими живыми существами, и подчиняющееся законам природы; человек является высшей ступенью развития живой природы; общество находится в органической связи и теснейшем взаимодействии с природной средой и не может функционировать и развиваться вне природы, в отрыве от нее; и природа и общество подчиняются в своем развитии' некоторым общим фундаментальным законам и т.д.
Из сказанного следует, что нельзя ни отождествлять понятия «природа» и «общество», «природное» и «социальное», ни абсолютно разрывать и противопоставлять их. Природа и общество — это две качественно различные формы проявления единой реальности, которым в едином человеческом знании соответствуют две основные области — естествознание и обществознание.
Все это имеет не только теоретическое, но и практически-политическое значение. Исторический опыт убедительно свидетельствует, например, о том, что всякие попытки строить социально-экономические проекты без учета и тем более вопреки естественным, природным потребностям личности и общества неизменно заканчивались неудачей. С другой стороны, попытки строить политику на основе признания решающей рели биологического в жизни человека и общества, попытки механистического перенесения на общество законов природы приводили к крайне реакционным выводам и не менее негативным последствиям на практике.
Что такое первое, что бросается в глаза при самом общем взгляде на общество, это то, что оно — совокупность, объединение людей. Это означает, во-первых, что точно так же, как человек с его сознанием и соответствующим поведением принципиально отличен от животного (в том числе и от высокоорганизованных человекообразных обезьян — антропоидов) и его поведения, так и стадо последних не может с научной, в том числе и социологической, точки зрения отождествляться с обществом, несмотря на некоторые внешние сходства.- Общество — это человеческая общность, которую образуют люди и в которой они живут. Биологические отношения животных являются, в сущности,' и*^ отношениями к природе, в то время как специфику человеческого общества составляют отношения людей друг к другу.
Во-вторых, не могут служить примерами общества одиноко, как Робинзон, живущий человек или более или менее значительное число людей, изолированных друг от друга и от других людей. Как отмечал П.А.Сорокин, «для того, чтобы общество могло быть, нужно, по меньшей мере, двое людей и чтобы эти люди были связаны друг с другом связью взаимодействия. Такой случай будет простейшим видом общества или социального явления». «Что такое общество, какова бы ни была его форма?» — ставил вопрос К.Маркс. И отвечал: «Продукт взаимодействия людей».
Общество - это не любая механическая совокупность людей, а такое их объединение, в рамках которого происходит более или менее постоянное, устойчивое и достаточно тесное взаимовлияние и взаимодействие этих людей. Хотя в повседневной жизни понятие «общество» используется достаточно широко и многозначно — от небольшой группы людей до всего человечества и от общества любителей пива до всероссийского общества, тем не менее в социологии под обществом понимается объединение людей, характеризующееся: а) общностью территории их проживания, обычно совпадающей с государственными границами и служащей тем пространством, в рамках которого складываются и развиваются взаимосвязи и взаимодействия членов данного общества; б) целостностью и устойчивостью, тем, что П.А.Сорокин называл «коллективным единством или коллективом», отличающим сумму невзаимодействующих людей от общества как особого единого целого; в) самовоспроизводством, самообеспеченностью (самодостаточноетью, саморегулируемоетью, понимаемыми, конечно, не в абсолютном, а относительном смысле и поэтому не исключающим, например, увеличение численности населения за счет иммиграции или удовлетворение потребностей путем импорта и т.д.; г) таким уровнем развития культуры, который находит свое выражение в выработке системы норм и ценностей, лежащих в основе социальных связей.
Сложность общего определения понятия «общество» связана с рядом обстоятельств. Во-первых, это — очень широкое по объему и высокоабстрактное по характеру понятие. Во-вторых, общество — чрезвычайно сложное, многослойное и многогранное явление, позволяющее рассматривать его в самых различных ракурсах. В-третьих, общество — понятие историческое, общее определение которого должно охватывать все этапы его развития. В-четвертых, «общество» — это стыковая категория и социальной философии, и социологии, и истории, и социальной психологии, и некоторых других наук, каждая из которых по-своему, в соответствии со своим предметом и методом исследования определяет общество. В-пятых, как уже отмечалось, понятие «общество» используется в жизни очень широко и многозначно, в том числе, как в широком, так и в более или менее узком смыслах, что необходимо требует каждый раз оговорки при его употреблении.
С учетом сказанного, можно дать следующее общее социологическое определение общества: общество — совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами, их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей и характеризующаяся устойчивостью и целостностью, самовоспроизводством и самодостаточностью, саморегулируемостью и саморазвитием, достижением такого уровня культуры, когда появляются особые социальные нормы и ценности, лежащие в основе взаимосвязи и взаимодействия людей.
В более узком смысле слова, когда, например, речь идет о российском, американском, японском или французском обществах, под обществом понимается конкретный вид общества со всеми его историческими, социокультурными и иными особенностями. Имея в виду именно такое понимание общества, известный современный американский социолог Н.Смелзер определяет общество как «объединение людей, имеющее определенные географические границы, общую законодательную систему и определенную национальную (социально-культурную) идентичность».
При всей теснейшей взаимосвязи таких важнейших и широко употребимых понятий, как «общество», «страна» и «государство», их необходимо строго разграничивать. «Страна» — это понятие, отражающее преимущественно географическую характеристику части нашей планеты, определенной границами независимого государства. «Государство» — понятие, отражающее главное в политической системе страны и поэтому выступающее в качестве важнейшей категории прежде всего политологии. «Общество» — понятие, непосредственно характеризующее социальную организацию страны и поэтому занимающее центральное место в системе категорий социологии.
В общем и целом признавая, что общество есть продукт взаимодействия людей, социологи, как в прошлом, так и сегодня нередко по-разному отвечали на вопрос о том, что конкретно служит первоосновой объединения людей в общество. Так, Э.Дюркгейм видел ее в надындивидуальной общности коллективных представлений, чувств, верований М.Вебер, не всякое действие людей, обычно вызываемое их потребностями, представляет собой социальное действие. Человеческое действие только тогда приобретает черты социального действия, когда оно осознанно (рационально) и находится в связи с действиями другого или других, когда оно сориентировано на поведение других, когда оно воздействует на них и в свою очередь испытывает влияние поведения иных людей. Когда люди взаимно влияют друг на друга, на действия и поведение друг друга, тогда складывается их социальная взаимосвязь и социальное взаимодействие; лежащие в основе всех социальных явлений и процессов, всей социальной жизни. Вне совместной связи и взаимодействия 'действия людей выступают не как общественные, социальные, а как индивидуальные, личностные. Характеризуя анатомию социального действия,, социологи-функционалисты чаще всего выделяют такие основные его элементы: а) действующий (или бездействующий) индивид или группа людей с их потребностями и определяемыми ими интересами и целями; б) конкретная среда, в которой осуществляется действие («ситуация»); в) ориентация субъекта действия на конкретные условия среды, на «ситуацию», позволяющая определить конкретные пути достижения поставленной цели; г) ориентация субъекта действия на других, на их реакцию на его действия, учет которой не менее важен для достижения избранной цели, чем ориентация на условия среды. При этом ориентация на других предполагает умет взаимосвязи и взаимодействия как с отдельным лицом, так и с более или менее многочисленной группой лиц и даже со всем обществом; как со знакомыми, так и с незнакомыми людьми; как по отношению к настоящему, так и прошлому и ожидаемому в будущем поведению других людей.
Социальное поведение людей них групп носит осмысленный характер, а их социальные действия, как правило, наделены определенным смыслом. Поэтому в анализе социального действия важное место занимает проблема его , мотивации. Особенно большой вклад в ее решение внес, как известно, Макс Вебер — основатель «понимающей» социологии и теории социального действия (см. гл.2, §5).
Социальное действие, выражающее зависимость и совместимость людей или их групп, выступает как Социальная связь (взаимосвязь). Она включает такие основные элементы: субъекты этой связи; предмет связи, характеризующий содержание связей; механизм осуществления
связи и его сознательное регулирование. Платонических качеств, сколько от совместно живущих и совместно действующих людей, оказывающих взаимное влияние на поведение друг друга. При этом с прогрессом общества такая зависимость неуклонно возрастает, усиливается. И сегодня в развитом обществе просто немыслимо представить себе существование и развитие человека вне тесной связи с другими людьми, их группами и обществом в целом.
Социальная связь может выражаться в различных формах: как в виде социального контакта, когда дело идет о внешних, неглубоких, поверхностных, чаще всего мимолетных связях людей единичного или многократного характера, не оказывающих существенного влияния на их жизнь и деятельность (например, контакты пассажиров на транспорте, зрителей в кинотеатре или на спектакле, посетителей с лифтером, уборщиком или гардеробщицей), так и в виде социального взаимодействия. Социальное взаимодействие — это система взаимообусловленных социальных действий, при которой действия одного субъекта одновременно являются причиной и следствием ответных действий других. Оно имеет место тогда, когда люди взаимно и сопряженно, сравнительно глубоко, устойчиво и регулярно влияют на поведение друг друга, в результате чего происходит не только возобновление, но обычно и изменение социальных отношений. Социальные отношения — это одна из форм проявления социальных взаимодействий (наряду с социальными общностями и социальными институтами), которая отличается длительностью, устойчивостью и системностью социальных взаимодействий, их самовозобновляемостыо, широтой содержания социальных связей. Таковы, например, межклассовые, межнациональные и другие межгрупповые отношения. По своему содержанию социальные отношения чрезвычайно многообразны. Это определяется прежде всего огромным разнообразием тех целей и ценностных ориентации, которыми руководствуются в своих взаимоотношениях социальные субъекты (богатство, власть, знание, статус, престиж, доброта, справедливость, дружба, любовь и др.).
Общество — чрезвычайно сложное образование, включающее множество качественно различных социальных подсистем со своими системообразующими элементами и специфическими интегральными свойствами. Основными из них являются: ^) социальные группы и общности, в основе которых социальные отношения; б) социальные институты и организации, в основе которых институциональные и организационные связи; в) социальные нормы и ценности, в основе которых связи социального контроля.
Социальные. Важнейшими элементами социальной группы и структуры общества являются социальные общности ^группы и социальные общности. Выступая в качестве форм социального взаимодействия, они представляют собой такие объединения людей, которые направлены на удовлетворение их потребности в осуществлении совместных, солидарных, скоординированных действий. Сознавая пользу и преимущества таких объединенных действий, люди более или менее тесно соединяются в группы и общности, достигая обычно существенно большего результата, нежели при действиях индивидуальных. Вполне естественно, что в социальные группы и общности чаще всего объединяются те, кто имеет общие черты, признаки, интересы, функции или цели, общее социальное положение и т.д. В каждом реальном обществе таких объединений, таких групп и общностей множество.
Понятие социальной группы имеет в социологии несколько значений. В самом широком смысле оно охватывает общество в целом и даже все человечество. В более узком смысле это понятие используется тогда, когда внутри общества необходимо выделить подсистему, представляющую собой более или менее многочисленную совокупность взаимодействующих людей, осуществляющих совместную деятельность ради реализации определенных личных, коллективных и общественных интересов и целей. В этом плане под понятие «социальная группа» подпадает и социальная общность, как весьма многочисленное объединение людей, и собственно социальная группа, как сравнительно меньшая по численности совокупность людей (хотя и сами социальные группы могут быть большими и малыми). Отсюда вытекает необходимость понимания социальной группы в третьем, еще более узком смысле, что чаще всего и делается.
При этом важно иметь в виду, что одни социологи при определении соотношения понятий «социальная группа» и «социальная общность» берут за основу первое, рассматривая социальную общность как большую, массовую социальную группу; а другие — второе, определяя социальную группу как малую социальную общность. Поэтому разделение указанных понятий достаточно условно, ибо и класс, и нацию, и семью в этом плане можно рассматривать и как социальные общности и как социальные группы.
Но, разграничивая понятия «социальная группа» и «социальная общность», социологи обычно не сводят все лишь к количественным параметрам. Социальные группы отличаются также большей устойчивостью и стабильностью, сравнительно высокой степенью однородности и сплоченности, а также вхождением в более широкие социальные объединения в качестве структурных единиц. Что же касается массовых социальных общностей, то для них обычно характерны бесструктурность, организационная аморфность, неустойчивость, недостаточная определенность границ и расплывчатость состава, неспособность выступать в качестве структурных элементов более широких социальных систем. Таковы, например, широкие экологические, политические и иные движения, массовые спортивные, филателистические, фотолюбительские и иные общественные объединения и т.д.
Социологи по-разному определяют понятие «социальная группа». Так, наш социолог Г.С.Антипина рассматривает социальную группу как совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в структуре общественного разделения труда и деятельности. Р.Мертон выделяет три отличительных признака социальной группы — взаи- модействие, членство и идентичность, определяя ее как совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей. Давая аналогичное определение, Н.Смелзер тут же замечает, что мы часто объясняем поведение человека тем, что он является членом той или иной группы независимо оттого, обоснованно ли это мнение.
Как и социальные взаимодействия, социальные группы (общности) могут классифицироваться по различным основаниям. По своей величине, численности они подразделяются на малые (примерно от двух до пятнадцати — двадцати человек) и большие. Отличительными чертами малых социальных групп являются не только их малочисленность, но и близость, прочность и интенсивность взаимодействий субъектов, устойчивость и продолжительность функционирования и развития, высокая степень совпадения общих ценностей, норм и правил поведения и др. Видный социолог и социальный психолог нашей страны Г.М.Андреева следующим образом определяет малую социальную группу: «Малая группа — это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов».
В больших социальных группах (например, классовых, национальных, территориальных и других общностях) связи и взаимодействия носят не только непосредственный, но и опосредованный характер. Социологи пришли к выводу, что размеры социальных групп существенно влияют на их функционирование и развитие.
Социальные группы подразделяются также на первичные и вторичные. Первичными называются небольшие группы людей, которые вступают в прямое и непосредственное взаимодействие, опирающееся на их индивидуальные особенности. Эти группы отличаются особой эмоциональностью, своего рода интимностью и неформальностью межличностных взаимодействий. Ярким примером первичной малой группы может служить семья. К их числу относятся также группа друзей, спортивная команда и другие. Они являются первичным связующим звеном между личностью и обществом. Вторичная социальная группа — это обычно большая социальная группа, в основе которой лежит безличностное взаимодействие объединившихся в ней людей для достижения конкретных целей (политических, экономических, социальных, идеологических и других). Ясно, что в таких группах индивидуальность каждого из субъектов, его эмоциональные характеристики и действия уходят на второй и более далекий план, в то время как способность осуществлять определенные функции и цели выдвигается на первый план.
Каждый по собственному опыту знает, что в любом трудовом коллективе, в любой студенческой группе, не говоря уже о коллективах студентов курса, факультета или института, складываются группы на основе личной симпатии, дружбы, общности характеров и жизненных интересов, занятий тем или иным видом спорта и т.д. Эти последние выступают как первичные группы, для которых главное _ это сам характер взаимосвязи и взаимодействия между членами группы. Первые же представляют собой вторичные группы, для членов которых главное — в совместном выполнении специфических функций (например, участие в производственном процессе, учеба и др.) и достижение определенных целей (получение заработка, высшего образования и др.). Несмотря на неуклонное возрастание места и роли вторичных групп, их господство в современном обществе, первичные группы и здесь продолжают играть важную роль.
С точки зрения характеристики социальной структуры общества, в которой отражается различие общественных групп по их социальному положению, особенно важно выделение таких социальных групп как социально-классовые общности (классы, социальные слои); социально-демографические общности (мужчины, женщины, дети, родители, семьи и др.); этносоциальные общности (нации, народности, племена, национальные и этнографические группы); социально-территориальные общности (город, деревня, регион); социально-профессиональные общности и другие. В определенных условиях немаловажное значение в обществе могут - иметь различные религиозные (конфессиональные) , расовые и другие группы.
Социальные Другой важной формой социального взаи-институты и модействия и одними из основных элемен-организации тов социальной структуры общества выступают социальные институты и социальные организации. Если в социальных группах и общностях предметом (содержанием) социального взаимодействия выступает само коллективное объединение людей для лучшего удовлетворения их самых разнообразных потребностей, то в социальных институтах и организациях — объединение людей для удовлетворения конкретной и особенно важной потребности (или достижения определенной цели) как личностного, так и общественного характера. Создавая специальные институты и организации, общество тем самым утверждает и закрепляет определенные виды социального взаимодействия в важнейших сферах и вопросах своей жизнедеятельности, делает их постоянными и обязательными для членов данного общества, социальной группы или общности как целостности.
Социальными институтами являются, например, семья, в рамках которой воспроизводятся новые члены общества; система образования, с помощью которой они усваивают накопленные знания, культурные ценности и передают их последующим поколениям; заводы, банки, рынки как экономические институты, осуществляющие производство и распределение товаров и услуг; государство и его органы (например, суд, прокуратура, полиция, тюрьмы) как политико-правовые институты, осуществляющие контроль за поведением членов общества ради сохранения общественного порядка, предотвращения и разрешения конфликтов между ними. Ни отдельные люди, ни общество в целом не могут нормально существовать и развиваться вне таких долговременных коллективных объединений.
Социальные институты — это особенно важные и глубокие, прочно утвердившиеся и устойчивые, регулярные, самообновляющиеся и упорядоченные социальные взаимодействия, прямой противоположностью которых являются случайные, Спонтанные, хаотичные, поверхностные, спорадичные и неорганизованные связи между людьми и их группами. В связи с этим социальные институты можно определить как сравнительно высокоорганизованные социальные системы, отличающиеся устойчивой социальной структурой, глубинной интегрированностью своих элементов, многообразием, гибкостью и динамичностью, их функций, а следовательно, и всей системы.
Для социальных институтов характерно четкое разграничение функций и полномочий каждого из субъектов взаимодействия, согласованность, слаженность их действий, достаточно высокий и жесткий уровень регуляции и контроля за этим взаимодействием. Н.Смелзер, например, определяет социальный институт как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной социальной потребности. Благодаря этому в обществе достигается большая предсказуемость поведения людей, стабильность и надежность социальных связей, устойчивость социальной структуры и порядок в обществе.
Социальные связи, лежащие в основе социальных институтов, называются институциональными, а сам процесс придания этим связям упорядоченного, нормативного характера именуется институционализацией (институализацией). Последняя связана также с улучшением и углублением разделения труда и профессионализацией деятельности, ведущих к повышению эффективности социальных институтов, а также с созданием учреждений, организующих функционирование соответствующего института, управление и контроль за его деятельностью, и обеспечение необходимыми ресурсами. Регулирование использования ресурсов общества — важная задача социальных институтов.
Социальные институты, как и социальные связи и взаимодействия, могут быть формальными и неформальными. В рамках первых, в отличие от вторых, взаимрдействие субъектов происходит на основе законов или иных правовых актов, формально утвержденных распоряжений, установлений, правил, регламентов, уставов и т.д. С точки зрения содержания целей и задач, которые имеют социальные институты, охватывающие все сферы жизни общества, они подразделяются на: политические, связанные с завоеванием, осуществлением и распределением политической власти (государство, политические партии, армия, правоохранительные органы, профсоюзы и другие общественно-политические организации и т д.); экономические — с организацией и управлением хозяйственной деятельностью (собственность, завод, банк, торговля, деньги, труд, рынок и другие); институты культуры и воспитания — с созданием, укреплением, развитием и распространением духовных ценностей (образование, наука, художественные учреждения и организации, семья и др.). Ведущая роль среди этих социальных институтов принадлежит политическим институтам. Известную трудность представляет разграничение понятий «социальные институты» и «социальные организации». И не только потому, что многие социальные явления (например, системы образования, здравоохранения, социального обеспечения, армия, суд, банк, магазин, финансовое учреждение и др.) могут рассматриваться и как социальный институт, и как социальная организация. Немало социологов вообще не считают необходимым различать эти понятия, употребляя их как синонимы. Другие же такое разграничение проводят более или менее четко и подробно.
Так, Н.Смелзер, отмечая большую и все возрастающую роль многочисленных организаций в современных развитых обществах, определяет организацию (он не потребляет понятие «социальная организация») как характерную для сложных обществ «крупную вторичную группу, образуемую для достижения определенных целей». В книге «Социология», подготовленной под руководством Г.В.Осипова, дается более подробная и содержательная характеристика «социальных организаций», которые рассматриваются как сложные взаимосвязанные иерархические целевые социальные системы, как инструмент общества для достижения определенных целей, как своего рода «клеточки» социальной структуры, ее малые совокупности. Аналогичная позиция выражена в книге А.И.Пригожина «Социология организаций», в которой выделяются такие характерные для социальной организации признаки: целевая природа; распределение членов организации по ролям и статусам; разделение труда и его специализация на функциональной основе; построение по вертикальному (иерархическому) принципу с выделением управляющей и управляемой подсистем; наличие специфических средств регулирования и контроля за деятельностью организации, прежде всего через создаваемые управляющей подсистемой институты и нормы; целостность социальной системы. Как и социальные институты, социальные организации подразделяются по степени формализации лежащих в их основе связей, взаимодействий и отношений на формальные и неформальные.
Культура, упорядоченность социальных связей и взаимодействий социальные, характерная для организованного и ценности институциализированного общества, и нормы во многом обусловлена наличием в нем утвердившихся социальных норм и ценностей. Каждое конкретное общество, помимо всеобщих, общечеловеческих норм и ценностей, имеет и свои специфические представления о том, что полезно, разрешено, важно, а что вредно, запрещено, неважно; каким традициям и обычаям следовать, а каким нет; какие образцы поведения
достойны признания, а какие должны быть отвергнуты и т.д. В этом находит свое выражение своеобразие культуры данного общества, ее важнейшей составной части — системы норм и ценностей.
При этом, конечно, культуру надо понимать не в узком (как только литературу, искусство, образование, воспитание и др.), а в широком смысле — как систему ценностей, представлений о мире и правил поведения, общих для людей, связанных определенным образом жизни, и служащих упорядочению опыта и регулированию поведения людей. Если'речь идет о культуре не всего общества, а его части (например, какой-либо отдельной социальной группы и общности), то тогда часто используют понятие «субкультура». Именно культура организует человеческую жизнь, рождает чувство единства, идентичности членов общества или группы людей, принадлежности к одному сообществу. Она, по выражению Н.Смелзера, в жизни людей осуществляет в значительной мере ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение.
Культура — очень широкое, сложное и многообразное явление, находящееся в центре социологического изучения общества. Оно охватывает практически все, что создается людьми, признается и усваивается обществом. Культура находит свое выражение, как в материальной, так и в нематериальной форме. Материальная культура — это жилые и производственный здания, оборудование предприятий, орудия труда, религиозный храм, предметы культа, книги, произведения искусства, предметы быта,: украшения, т.е. все то, в чем материализуются знания, умения и верования людей. Нематериальная, или духовная, культура — это знания и идеи, законы и нормы, правила и модели поведения, ценности и образцы, символы и ритуалы, обычаи и традиции, язык и другое. Книга — объект материальной культуры, а знания, идеи, в ней материализованные, — часть духовной культуры; галстук — явление материальной культуры, а ритуал ношения галстука — элемент духовной культуры. Та часть материальной и духовной культуры, которая создана прошлыми поколениями, передана последующим поколениям, принята и усвоена ими, представляет собой культурное наследие. В отличие от этого категория «образ жизни» личности, социальной группы или всего общества отражает не прошлое, а настоящее культуры, прежде всего реально действующие ценности, нормы и обычаи.
В обыденном сознании нередко отождествляются такие понятия, как «человек», «индивид», «личность». В социологии, однако, эти понятия чаще всего не рассматриваются как синонимы и достаточно четко различаются при всей их близости и взаимосвязи. Поскольку социологию человек интересует прежде всего не как продукт природы, а как продукт общества, то для нее, важнейшее значение имеет категория «личность». Личность обычно рассматривается как конкретное выражение сущности человека, • воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества. Как отмечал К.Маркс, главное в личности «не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество*. Неотъемлемыми характерными чертами личности являются самосознание, ценностные ориентации, социальные отношения, известная автономность в отношении к обществу, ответственность за свои поступки.
Этим, конечно, не исчерпывается многообразие классификаций обществ. Так, довольно часто, особенно в последние десятилетия, общества различаются по политическим критериям (особенно по характеру и формам соотношения общества и государства) на демократические (где сложилось гражданское общество, а государство подчинено и служит ему), тоталитарные (где нет гражданского общества, а государство подчиняет и подавляет общество и личность) и авторитарные (как промежуточные между первым и вторым). Более основательно и подробно это рассматривается в социологии политики и в курсе политологии. Типизация обществ может быть проведена и по многим другим признакам: в связи с господствующей в обществе религией говорится о христианском или мусульманском обществах, о православном обществе и т д., а в связи с наиболее распространенным языком общения — англоязычном, русскоязычном, франкоязычном и других обществах.
Хотя вряд ли было бы правильно считать все указанные и подобные классификации равнозначными, ни одну из них не следует ни отвергать с порога, ни возводить на уровень единственно правильной, как это имело место у нас в сравнительно недавнем прошлом, когда лишь указанная выше марксистская позиция признавалась, а все или почти все другие отвергались. Важно также иметь в виду, что роль и значение той или иной классификации определяется во многом тем, под каким углом зрения, с какой конкретно стороны изучается общество как сложное, многогранное образование. Совершенно ясно, что если общество исследуется с точки зрения, например, этнического состава его населения, то на первый план выдвигается классификация обществ на однонациональные, двунациональные и многонациональные, а другие отодвигаются на второй и более далекие планы.
Рассмотрев сущность и структуру общества, т.е. то, что П.А.Сорокин называл «социальной аналитикой», или «анатомией общества», следует перейти к следующему ракурсу социологического изучения общества — к его жизнедеятельности, к функционированию социальной системы, или к «социальной механике».
Литература
Антипина Г.С. Теоретико-методологические проблемы исследования малых социальных групп. Л.: 1989.
Американская социология, м.: 1992 (Статьи Р.Балдикса «Современное общество» и Э.Шилза «Общество и общества»).
Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. М.: 1994.— 4.1.
Основы социологии. Курс лекций. М.: 1993. — Разд.3,5 (1, 7).
Смелзер Н. Социология. М.: 1994. — Разд.1. — Гл. 2, 3,5, 6,
Социология. М.: 1990. — Гл.2.
Фролов С.С. Социология. М.: 1994. — Разд.2. — Гл.1, 2, 3; Разд.З. — Гл.1,3;Разд.4. — Гл.1,3.
Контрольные вопросы
Каково соотношение понятий «природа» и «общество», «природное» и «социальное»?
Что такое общество? Дайте развернутое социологическое определение этого важнейшего для социологии явления.
Что такое социальные действия, социальные связи и социальные взаимодействия?
Что из себя представляет общество как целостная социальная система и каковы ее основные структурные элементы?
Что такое социальные группы и социальные общности?
Какое место в структуре общества занимают социальные институты и социальные организации?
Какую роль в жизни общества играют социальные ценности и нормы?
Каково место личности в социальной структуре общества?
Что такое социальный статус и социальная роль?
В чем состоят методологические основы типизации обществ?
§ 2. Социальная жизнь (социальная механика)
Общество — живой организм, находящийся в постоянном движении. Поэтому жизнедеятельность общества — необходимый и естественны