Многофакторная концепция М.М.Ковалевского

К концу XIX в. в российской социологии об­наружилась несостоятельность географиче­ского детерминизма, биологического и пси­хологического редуктивизма. Стало очевид­но, что при решении сложных социальных проблем нельзя полагаться на какой-либо один фактор, а необходимо учитывать всю совокупность и взаимодействие социальных явлений и элементов. Так в российской социологии выдвинулся плюралистический подход к изучению общества, выразителем которого был выдающийся русский ученый М.М.Ковалевский (1851 — 1916). Его творческое наследие обширно и многогранно. Назовем лишь его главные труды по социологии: «Совре­менная социология», «Очерк развития социологических учений», «Социология» в 2-х томах, написанные в послед­нее десятилетие его жизни. Как социолога М.М.Ковалев­ского интересовали следующие проблемы: связь социоло­гии с историческими науками; сравнительно-историче­ский метод исследования; многофакторный подход к изу­чению общества; социальные закономерности и, обще­ственный прогресс.

Ковалевский был лично знаком с Марксом, который побудил его к анализу экономического развития общества. Но верный идее многофакторности развития общества, он не абсолютизировал эту сторону. Он не принял идею Марк­са о классовой борьбе как средстве решения социальных проблем. Ему гораздо ближе были идеи гармонии труда и капитала и способности государства решать все конфлик­ты мирным путем. Поэтому и понятие социального про­гресса для Ковалевского было связано с расширением со­лидарности.

Ковалевский считал, что социология отвлекается от случайных событий и указывает общую тенденцию разви­тия общества. Цель социологии «раскрыть причину покоя и движения человеческого общества, устойчивости и раз­вития порядка в разные эпохи в их преемственной и при­чинной связи между собой». В классификации наук Ковалевский помещает социологию вслед за биологией и пси­хологией.

Одним из важнейших методов социологии Ковалевский считал сравнительно-исторический метод, который, по его мнению, был наиболее научным. В соответствии с этим методом у различных народов можно выделить группы, сходные по своим политическим, историческим, юридиче­ским процессам и дающие возможность установить факт прохождения различными народами и государствами оди­наковых стадий развития. Сравнительно-исторический метод основывается на признании единства и целостности человеческого общества, на существовании исторических закономерностей, которые он призван обнаружить. Но один сравнительно-исторический метод сам по себе еще не гарантирует успеха исследования. Ковалевского не может удовлетворить хотя и правильная, но слишком узкая сфе­ра исследования общественных явлений. Он считал, что необходимо брать общество во взаимосвязи всех его сторон и строить сравнение на предельно широком материале. Ковалевский видел основную ценность этого метода не в открытии новых фактов, а в научном объяснении уже имеющихся, в возможности «постепенного восхождения до общих мировых причин развития» социальных явлений.

Общественные явления Ковалевский пытался объяс­нить путем анализа их происхождения. Свой метод Кова­левский назвал «генетической социологией». С этих пози­ций он рассматривал, в частности, происхождение семьи, собственности и государства. Для него процессы возникно­вения классов и государства лежат в разных плоскостях и не связаны между собой. Социальная дифференциация за­висит от разделения труда, которое в свою очередь вызвано ростом плотности населения. Следовательно, причина обра­зования классов, социальных групп, сословий — экономиче­ский и биологический факторы, а главная причина возник­новения государства коренится в психологическом факторе.

Для Ковалевского социальный прогресс является ос­новным законом социальной жизни. Он не раз повторял, что «без идеи прогресса не может быть и социологии». Со­держание прогресса Ковалевский отождествлял с расши­рением сфер солидарности не только в психологическом плане, но и в виде роста объединения людей, их социаль­ного единства. Прогресс «раскрывает законы, управляю­щие ростом человеческой солидарности», — писал Кова­левский. Главным признаком прогресса является расши­рение сферы замиренности. Важнейший социальный за­кон есть закон «роста человеческой солидарности», а не закон трех стадий О.Конта. Закон солидарности более универсален и относится к обществу в целом. Ковалевский считал солидарность людей нормой, а классовую борьбу — отклонением от нее. На смену жесточайшим классовым битвам идут гармония и дружба людей. Даже между тру­дом и капиталом, по его мнению, «разобщенность не рас­тет, а уменьшается». Ковалевский признавал, что револю­ции двигают общество вперед, но это движение происхо­дит «в противоестественной форме». Прогресс общества закономерен, а революция не есть историческая необходи­мость, а есть следствие ошибок правительства. Нормаль­ный исторический процесс основан на гармонии, соответ­ствии всех сторон общества, а если эта гармония наруше­на, тогда появляется почва для революции.

Литература

Антология русской классической социологии. М.: 1995.

Виленская Э.С.Н.К.Михайловский и его идейная роль в народниче­ском движении. М.: 1979.

Голосенко И.А. История социологии как научная проблема // Социс. — 1976. — №1.

Лавров П.Л. Философия и социология. Избр. произведения. В 2-х то­мах. — Т. 2. М.: 1956-

Ленин В.И. Что такое «друзья народа» и как они воюют против соци­ал-демократов // Полн.собр.соч. — Т. 1.

Плеханов Г.В. К вопросу о роли личности в истории. Избр. философ­ские произведения. В 2-х томах. — Т. 2. М.: 1956.

Социологическая мысль в России. Л., 1976.

Хорос В,Г. Народническая идеология и марксизм. М.: 1972.

Контрольные вопросы

Какие основные направления социологии получили развитие в Рос­сии до начала XX в.?

В чем суть субъективистского направления в социологии, особенно социологии народничества? Кто его основные представители?

Что характерно для марксистского направления в социологии в Рос­сии конца XIX в.? Каков вклад Г.В.Плеханова и В.И.Ленина в критику социологии народников?

Что такое психологическая школа в российской социологии и в чем заслуга ее основных представителей?

В чем основной смысл социологической концепции М.М.Ковалевско­го?

Наши рекомендации