Многофакторная концепция М.М.Ковалевского
К концу XIX в. в российской социологии обнаружилась несостоятельность географического детерминизма, биологического и психологического редуктивизма. Стало очевидно, что при решении сложных социальных проблем нельзя полагаться на какой-либо один фактор, а необходимо учитывать всю совокупность и взаимодействие социальных явлений и элементов. Так в российской социологии выдвинулся плюралистический подход к изучению общества, выразителем которого был выдающийся русский ученый М.М.Ковалевский (1851 — 1916). Его творческое наследие обширно и многогранно. Назовем лишь его главные труды по социологии: «Современная социология», «Очерк развития социологических учений», «Социология» в 2-х томах, написанные в последнее десятилетие его жизни. Как социолога М.М.Ковалевского интересовали следующие проблемы: связь социологии с историческими науками; сравнительно-исторический метод исследования; многофакторный подход к изучению общества; социальные закономерности и, общественный прогресс.
Ковалевский был лично знаком с Марксом, который побудил его к анализу экономического развития общества. Но верный идее многофакторности развития общества, он не абсолютизировал эту сторону. Он не принял идею Маркса о классовой борьбе как средстве решения социальных проблем. Ему гораздо ближе были идеи гармонии труда и капитала и способности государства решать все конфликты мирным путем. Поэтому и понятие социального прогресса для Ковалевского было связано с расширением солидарности.
Ковалевский считал, что социология отвлекается от случайных событий и указывает общую тенденцию развития общества. Цель социологии «раскрыть причину покоя и движения человеческого общества, устойчивости и развития порядка в разные эпохи в их преемственной и причинной связи между собой». В классификации наук Ковалевский помещает социологию вслед за биологией и психологией.
Одним из важнейших методов социологии Ковалевский считал сравнительно-исторический метод, который, по его мнению, был наиболее научным. В соответствии с этим методом у различных народов можно выделить группы, сходные по своим политическим, историческим, юридическим процессам и дающие возможность установить факт прохождения различными народами и государствами одинаковых стадий развития. Сравнительно-исторический метод основывается на признании единства и целостности человеческого общества, на существовании исторических закономерностей, которые он призван обнаружить. Но один сравнительно-исторический метод сам по себе еще не гарантирует успеха исследования. Ковалевского не может удовлетворить хотя и правильная, но слишком узкая сфера исследования общественных явлений. Он считал, что необходимо брать общество во взаимосвязи всех его сторон и строить сравнение на предельно широком материале. Ковалевский видел основную ценность этого метода не в открытии новых фактов, а в научном объяснении уже имеющихся, в возможности «постепенного восхождения до общих мировых причин развития» социальных явлений.
Общественные явления Ковалевский пытался объяснить путем анализа их происхождения. Свой метод Ковалевский назвал «генетической социологией». С этих позиций он рассматривал, в частности, происхождение семьи, собственности и государства. Для него процессы возникновения классов и государства лежат в разных плоскостях и не связаны между собой. Социальная дифференциация зависит от разделения труда, которое в свою очередь вызвано ростом плотности населения. Следовательно, причина образования классов, социальных групп, сословий — экономический и биологический факторы, а главная причина возникновения государства коренится в психологическом факторе.
Для Ковалевского социальный прогресс является основным законом социальной жизни. Он не раз повторял, что «без идеи прогресса не может быть и социологии». Содержание прогресса Ковалевский отождествлял с расширением сфер солидарности не только в психологическом плане, но и в виде роста объединения людей, их социального единства. Прогресс «раскрывает законы, управляющие ростом человеческой солидарности», — писал Ковалевский. Главным признаком прогресса является расширение сферы замиренности. Важнейший социальный закон есть закон «роста человеческой солидарности», а не закон трех стадий О.Конта. Закон солидарности более универсален и относится к обществу в целом. Ковалевский считал солидарность людей нормой, а классовую борьбу — отклонением от нее. На смену жесточайшим классовым битвам идут гармония и дружба людей. Даже между трудом и капиталом, по его мнению, «разобщенность не растет, а уменьшается». Ковалевский признавал, что революции двигают общество вперед, но это движение происходит «в противоестественной форме». Прогресс общества закономерен, а революция не есть историческая необходимость, а есть следствие ошибок правительства. Нормальный исторический процесс основан на гармонии, соответствии всех сторон общества, а если эта гармония нарушена, тогда появляется почва для революции.
Литература
Антология русской классической социологии. М.: 1995.
Виленская Э.С.Н.К.Михайловский и его идейная роль в народническом движении. М.: 1979.
Голосенко И.А. История социологии как научная проблема // Социс. — 1976. — №1.
Лавров П.Л. Философия и социология. Избр. произведения. В 2-х томах. — Т. 2. М.: 1956-
Ленин В.И. Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов // Полн.собр.соч. — Т. 1.
Плеханов Г.В. К вопросу о роли личности в истории. Избр. философские произведения. В 2-х томах. — Т. 2. М.: 1956.
Социологическая мысль в России. Л., 1976.
Хорос В,Г. Народническая идеология и марксизм. М.: 1972.
Контрольные вопросы
Какие основные направления социологии получили развитие в России до начала XX в.?
В чем суть субъективистского направления в социологии, особенно социологии народничества? Кто его основные представители?
Что характерно для марксистского направления в социологии в России конца XIX в.? Каков вклад Г.В.Плеханова и В.И.Ленина в критику социологии народников?
Что такое психологическая школа в российской социологии и в чем заслуга ее основных представителей?
В чем основной смысл социологической концепции М.М.Ковалевского?