Основоположники социологии и дальнейшее развитие социологической мысли
О.Конт и Г.Спенсер оказали серьезное влияние на дальнейшее развитие социологической мысли прежде всего постановкой целого ряда проблем, затрагивающих основания социологии как науки. Так, выделенный О.Контом вопрос о связи естественнонаучных парадигм с собственно социологическими в его классификации наук как бы направил дискуссию последующих поколений
социологов вплоть до настоящего времени в русло обсуждения темы о сближении и расхождении этих парадигм: от полного или частичного их отождествления некоторыми социологами-эмпириками до полного их противопоставления социологами-феноменологами. Представление О.Канта о зависимости отдельных элементов общественной структуры от общества в целом и понимание необходимости их анализа побудило в дальнейшем некоторых социологов искать ключ к разрешению проблемы взаимоотношения личности и общества в социологизме.
В то же время трактовка Г.Спенсером общества как специфического дискретного организма при абсолютизации этой специфики социального организма вела социологов к выбору другой крайней позиции — методологического индивидуализма в социологическом исследовании. Использование Г.Спенсером метода аналогии между биологическим и социальным организмами предполагало активное введение в научный оборот категорий «структура» и «функция», поиски соответствующего социальному организму функционального реквизита, выработку концепции усложнения строения развивающегося социального организма в процессе дифференциации и интеграции его элементов. Все это обрело ясные очертания в работах социологов уже нашего столетия.
Литература
Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.: 1993. — Гл.2.
История социологии в Западной Европе и США. М.: 1993. — Гл. 1 и 2.
Монсон Пер. Современная западная социология: теории, традиции, перспективы. СПб.: 1992. — Гл.1.
Спенсер Г. Грехи законодателей // Социологические исследования. — 1992. № 2.
Столыпин Д.А. Несколько слов о классификации Огюста Конта и значение ее для социальных вопросов // Антология русской классической социологии: Тексты. М.: 1995-
Столыпин Д.А. Основные воззрения и научный метод Опоста Конта // Антология русской классической социологии: Тексты. М.: 1995.
Контрольные вопросы
Почему О.Конт и Г.Спенсер считаются основателями социологии? В чей сходство и различие во взглядах О.Конта и Г.Спенсера на социальную эволюцию?
Какие методы анализа общества как социального организма используют О.Конт и Г.Спенсер?
Почему общую исследовательскую позицию 0-Конта можно охарактеризовать как «социологизм», а Г.Спенсера — как «индивидуализм*?
Какое содержание О.Конт и Г.Спенсер вкладывают в определение понятия «социальное»?
Есть ли у основоположников социологии идеи, которые сохранили свою ценность до настоящего времени?
Социология марксизма
Социология марксизма — это теория социального развития общества, созданная К.Марксом (1818— 1883) и Ф.Энгельсом (1820—1895) в середине — второй половине XIX в. Ее место и роль в истории социологической мысли определяются тем, что функционирование общества, сознание и поведение живущих в нем людей анализируются прежде всего через призму материальных условий их жизни, через противоречия и конфликты в реально существующем способе производства.
Существует множество толкований социологии марксизма, каждое из которых претендует на истинное выражение мыслей Маркса. Какая же версия является действительно истинной? Этот важный вопрос (по некоторым данным западных социологов сегодня почти миллиард людей воспитаны в духе этого учения) можно в определенной степени разрешить, если прежде всего определиться с общими методологическими подходами к социологическому наследию Маркса и Энгельса. Отметим три принципиальных соображения.
Первое. Их идеи рассматриваются в контексте социокультурных ценностей того времени и пространства, где и когда они жили. Поэтому неправомерно отождествлять их воззрения с ленинизмом, сталинизмом, троцкизмом, маоизмом и т.д., где используются авторитет и отдельно взятые идеи марксизма как средство легитимировать политические деяния самого разного толка и к тому же в совсем иных социокультурных реалиях. Словом, есть социология марксизма и множество постмарксистских течений, школ, которые называются марксистскими.
Второе. Следует иметь в виду, что с изменением общественных реалий социологические, воззрения Маркса и Энгельса во многом становились другими. Безусловно, социология марксизма второй половины XIX в. не сводится к революционному пролетарскому мессианизму «Манифеста Коммунистической партии». В произведениях 70— 80-х гг. они часто критикуют, по их собственному выражению, «наивные иллюзии», «детский энтузиазм» ранних работ. Учет данного обстоятельства, которое оказалось не востребованным в версии «советского» марксизма, позволяет не только более объективно оценить двусмысленности, ошибки марксизма, но и понять суть этой социологической теории.
Третье. Маркс и Энгельс одними из первых стали использовать эмпирические социологические исследования в своих теоретических работах — «Анкета для рабочих», «Положение рабочего класса в Англии» и др. Их результаты в «советском» марксизме были канонизированы и догматизированы. Но их значимость справедливее интерпретировать иначе — как обоснование принципов сбора социологической информации при изучении постоянно эволюционирующей реальности.