Социология у нас вчера и сегодня
Несмотря на то, что уже в первые десятилетия нынешнего столетия социологическая мысль в России поднялась на достаточно высокий уровень развития (Л.Петражицкий, М.Ковалевский, Е.Де-Роберти, П.Сорокин и др.), исторический путь этой науки носил у нас во многом драматический характер. Вплоть до середины 20-х гг. социологические исследования в стране проводились достаточно широко и активно, выпускалась специальная монографическая и иная литература, были созданы первые кафедры социологии и в ряде вузов преподавался курс социологии, несмотря на неблагоприятные условия мировой войны, революций, гражданской войны и послевоенной разрухи.
Однако в дальнейшем отношение к социологии все более круто менялось в худшую сторону. Научные исследования в этой области неуклонно свертывались, преподавание курса социологии было прекращено, специальная литература почти не издавалась. Главная причина этого состояла в том, что утверждавшаяся у нас со второй половины 20-х гг. командно-административная система управления и тоталитарный политический режим не только не нуждались в подлинно научном и конкретном знании о действительном положении личности и состоянии общества, их взглядов, мотивов поведения и тенденций развития, но и боялись результатов соответствующих объективных исследований. Был создан такой политический климат, который явно противопоказан развитию социологической науки. Крайне отрицательную роль сыграло сведение всего обществоведения, по существу, лишь к крайне идеологизированному и догматизированному марксизму, а социологии — к историческому материализму.
Утвердившаяся идеологическая нетерпимость нередко приводила к грубому искажению статистических и иных данных или их сокрытию, серьезно мешала объективному анализу социальных фактов. Она вела к искусственному и крайнему противопоставлению социологии у нас и за рубежом, к отказу от использования достижений зарубежных ученых в этой области, к отрыву развития социологического знания у нас от его мирового уровня. Объявление социологии (как и генетики, кибернетики и политологии) «буржуазной наукой» обрекло нашу страну на серьезное отставание в этой и некоторых других областях науки.
Было бы, конечно, ошибкой считать, что в прошлом, особенно в 60—80-е гг. социология у нас вообще никак не развивалась. Такие исследования отчасти проводились в рамках других общественных наук. Большое значение имело то, что уже в этот последний период в составе Академии наук СССР был создан специальный институт социологических исследований и учрежден самостоятельный журнал «Социологические исследования» («Социс»).
Но реальное оживление социологии у нас началось лишь во второй половине 80-х гг. и особенно в начале 90-х гг. В середине 1988 г. было признано необходимым резко повысить роль социологии в решении узловых социальных проблем нашего общества; отмечено, что тогдашний характер и уровень развития социологии у нас не отвечали потребностям общественной жизни, что необходимо существенно повысить теоретический, методологический и методический уровни научных исследований в этой области, коренным образом улучшить их использование в управлении и прогнозировании.
За прошедшие годы проделана немалая работа. Создан ряд новых академических и иных крупных институтов и центров социологических исследований. Проведение таких исследований приобрело значительно более широкий и систематический характер, а их итоги, особенно в области изучения общественного мнения, постоянно публикуются не только в специализированных изданиях, но и по радио и телевидению, в периодической печати. В вузах страны введен курс социологии, созданы специальные факультеты и кафедры, подготовлено и издано немало учебных и учебно-методических пособий и программ. Резко расширились издание специальной литературы, в том числе по истории социологии, публикация переводной современной зарубежной литературы и т.д. Тем не менее следует признать, что до преодоления отставания социологии у нас еще достаточно далеко как с точки зрения удовлетворения потребностей нашего общества и всего мирового развития, так и по сравнению с масштабами, глубиной и эффективностью социологических разработок, прежде всего прикладных, в ряде передовых зарубежных стран.