Функции, участники, виды и формы социального контроля.
Особое место в анализе сущности социального контроля принадлежит его функциональной характеристике. Среди важнейших целевых функций социального контроля выделяют регулятивную и конструктивную. Если первая функция в целом предназначена обеспечить саморегуляцию общества в целях поддержания его социальной устойчивости и равновесия, то вторая выполняет роль специфического катализатора саморегулирующегося развития социума, реализации прогрессивных социальных трансформаций.
Анализируя общественные отношения, складывающиеся в связи с осуществлением социального контроля, можно выделить следующих их участников:
а) субъекта (обособленные от общества институционализированные общности, обладающие собственными потребностями);
б) агента (несамостоятельный субъект социального контроля, реализующий функции субъекта социального контроля по отношению к его объектам на основании делегированных основным субъектом социального контроля полномочий, и являющийся объектом по отношению к субъекту социального контроля);
в) объекта социального контроля (члены общества и социальные институты, в отношении которых осуществляются меры социального контроля).
Исходя из основных параметров, определяющих условия социального контроля, и сфер социального управления, в которых возможно применение социального контроля, можно выделить следующие виды и разновидности социального контроля:
1) ресурсный контроль предполагающий наличие как материальных (например, финансовых или природных), так и нематериальных (например, человеческих и технологических) ресурсов, обеспечивающих монополизацию социального превосходства субъектом социального контроля. В качестве основной его разновидности выделен социоэкономический контроль, основанный на использовании денег как всеобщего эквивалента материальных, человеческих и иных разновидностей ресурсов.
2) организационный контроль основанный на включении объектов социального контроля в определенную систему социального управления и выполнении ими соответствующих социальных ролей в рамках этих отношений. В качестве разновидностей организационного контроля выделяются:
а) управленческий контроль, основанный на использовании имеющихся в распоряжении субъекта социального контроля управленческих возможностей регулирования поведения объектов социального контроля;
б) правовой контроль, основанный на принуждении к участию в социальных отношениях посредством формальных общеобязательных норм и правил поведения, нарушение которых влечет за собой ограничение индивидуальных прав и возможностей;
в) политический контроль, в основе которого лежит процесс формирования общеобязательных правил политической деятельности, несоблюдение которых влечет за собой исключение объектов социального контроля из политического процесса;
г) выполнение социальных функций, основанное на необходимости обеспечения минимальных стандартов жизнедеятельности общества.
3) информационный контроль основанный на использовании информационных возможностей участников социальных отношений и имеющий четыре разновидности:
а) религиозный контроль, основанный на использовании религиозных догматов (как совокупности априорно принимаемых на веру истин) для обеспечения легитимности социальных отношений;
б) социокультурный контроль, в основе которого лежит отождествление общепринятых этнических обычаев и традиций со сложившимися в обществе социальными отношениями;
в) сущность образовательного контроля заключается в замещении межличностных процессов индивидуального научения социально обусловленными процессами обучения и воспитания;
г) идеологический контроль основан на пропаганде социальных ценностей и приоритета интересов субъектов социального управления во всех сферах общественной жизни.
В зависимости от степени отчуждения прав личности на самостоятельное формирование индивидуального мировоззрения, норм и правил поведения в обществе, можно выделить две формы социального контроля: экстенсивная и интенсивная.
Экстенсивный социальный контроль представляет собой простейшую форму, основанную на полном отчуждении прав личности. Его преобладание характерно для рабовладельческого типа социального управления, при котором основной задачей социального управления является осуществление принудительного социального контроля с целью тотального подчинения объекта субъекту социального управления.
Следует отметить, что эффективность мер экстенсивного социального контроля достаточно высока. Однако их применение ограничивается уровнем конкурентоспособности субъекта социального управления в сравнении с другими подобными субъектами.
По мере приобретения объектами социального контроля различных прав в процессе социального управления происходит постепенный переход от применения «принуждающих» методов к применению методов «разрешающих». Применение методов социального убеждения в большей мере характерно для второй формы социального контроля — интенсивной, которая возникает в процессе усложнения социального управления и социальных отношений.
Интенсивная форма социального контроля подразумевает не тотальное подавление объекта социального контроля, а его контролируемое развитие. Таким образом, осуществляется стимулирование общественной самоорганизации в тех сферах, которые не ущемляют индивидуальных интересов (в первую очередь, ресурсных и организационных) социальной элиты, олицетворяющей субъект социального контроля. В качестве разновидностей интенсивной формы социального контроля можно выделить корпоративный (субъекты — корпоративные институты) и глобальный (субъекты — глобальные институты) социальный контроль[51].
В социологической науке существует много подходов к определению явления социального контроля и каждое из них, безусловно, содержит важные, существенные стороны этого понятия. Попыткой свести воедино разрозненные характеристики социального контроля может служить подход, в соответствие с которым понятие социального контроля включает три функциональных блока: социальный контроль как функция управления, как способ саморегуляции общества и как самоконтроль личности.
Социальный контроль, как продукт осмысленной человеческой деятельности, является неотъемлемым элементом любого общества, принимающим конкретно-исторические формы, определённые его политическим, экономическим и социо-культурным устройством. Названная специфика системы социального контроля предопределяет особенности его функционирования в том или ином обществе, оставляя при этом неизменным главное предназначение самого социального контроля, выступающего ключевым механизмом поддержания социального равновесия и способом саморегуляции любого общества. Осуществляя опосредованно процессы саморегуляции общества, социальный контроль одновременно способствует и позитивному развитию социальных отношений, снятию противоречий между отношениями (например, отношениями появляющимися и отношениями существующими).
Социальный контроль регламентирует и консолидирует деятельность членов социума, обеспечивая его стабильное (устойчивое, равновесное) функционирование, позитивное развитие и прогресс. В этом отношении можно отметить важное обстоятельство: названные свойства системы социального контроля впервые получают свое наивысшее развитие именно в условиях гражданского общества и правового государства.