Особенности этнической ситуации в современной России
Этническая ситуация в современной России испытала на себе воздействие коренных перемен, происшедших в стране, – слома советской цивилизации, распада многовековой империи, несоответствия между провозглашаемыми либерально-демократическими идеологиями и реальными социально-экономическими отношениями, переживающими многолетний и многосторонний кризис. Процесс демократизации вызвал резкое возрастание роли этнического фактора в общественной жизни. Относительно спокойные в предыдущий период межнациональные отношения, поддерживаемые политикой межэтнического (интернационального) сплочения, достигнутого по большинству социальных параметров (урбанизации, социальной стратификации, материальным доходам, подвижности, занятости) относительного равновесия в развитии этносов, приобрели теперь напряженный характер. Демократизация в известной мере стала этапом этнического возрождения, если под этим понимать активизацию национального самосознания.
Этническое самосознание – это сознание и чувство принадлежности к определенному этносу, реально существующим этническим связям. Оно проявляется в форме самоназвания (этнонима). Самосознание может быть широким - соотнесено с культурой, историческим прошлым, языком и т.д. своего этноса и узким – сознанием принадлежности к этносу. Этническое самосознание стало выполнять функцию духовного обеспечения национального самоопределения, способствуя превращению каждого этноса в субъект своей исторической судьбы. Реально в связи с общей невысокой политической культурой подавляющей части населения мобилизационные задачи стали решать элиты титульных этносов.
В борьбе старых и новых элит на первое место вышла проблема права наций на самоопределение в государственной форме, что своеобразно отразило трансформацию важнейших особенностей российского менталитета равенства и патернализма.
Результатом процесса суверенизации явилось обеспечение приоритетного положения титульных этнических групп. К примеру, в Татарстане доля татар в управлении промышленными предприятиями поднялось с 2 % (до перестройки) до 65 %; в настоящее время доля татар в населении – 48 %. Для других этнических групп, в том числе русской, это снижает возможность конкуренции, понимается как ущемление собственного достоинства из-за национальной принадлежности.
Социологические исследования, проведенные в первой половине
90-х годов XX в., свидетельствуют о нарастании этнической конфликтности, что стимулируется обострением борьбы за власть на местах, неудачами и провалами экономических реформ, усиливающимся социальным расслоением общества, неконтролируемой миграцией. Существует угроза этнической дезинтеграции в России. У всех этносов (национальных групп) наблюдаются настроения социального пессимизма, разочарование, неуверенность в завтрашнем дне. Представители всех наций высоко ценят «инициативу и самостоятельность в работе» и в то же время говорят о потребности в материальном достатке. Снижается индекс оценки своей жизни. Если в доперестроечный период в Москве он был положительным у всех, включая рабочих, специалистов, руководителей, то в 1992 году он достиг минусовой отметки. Исключение, и то небольшое, составили самооценки руководителей. Аналогичная картина в столицах других государств – бывших союзных республиках[34].
С начала 90-х годов возникли целые зоны межнациональных конфликтов и напряженности – Северный Кавказ, Поволжье, Тува, Якутия.
Вместе с тем в массовом сознании представителей различных этнических групп сильны интеграционные настроения, национально-патриотические установки, выраженные в готовности отстаивать целостность страны, межнациональное единство общества. Остается еще вера в интегрирующий характер государства: от 60 до 80 % граждан высказываются против выхода своих субъектов федерации из ее состава, готовы защищать страну от распада. Расчленение СССР вопреки желанию подавляющего большинства населения (за сохранение его высказывалось на референдуме 17 марта 1991 года свыше 76 % населения) способствовало обострению кризиса идентичности по проблемам межэтнической территории. В начале 90-х годов исконной территорией России, равной всей территории СССР, считали от 12 до 39 % опрошенных в разных районах; равной нынешней территории страны – от 41 до 68 %; равной территории России без автономий – от 7 до 34 %[35]. В середине 90-х гг. мнения россиян по поводу части территорий бывших союзных республик, населенных русскими этническими группами (после распада СССР за пределами России осталось 25,3 млн. русских), и мнения о том, должна ли Россия стремиться к присоединению этих территорий, разделились примерно пополам, но при этом пологали, что территори не должны возвращаться силовым способом[36]. Объединяющую роль играет русский язык, которым в 1994 году владело (как родным языком межнационального общения) 97,8 % населения.
Этническая ситуация в России не может быть рассмотрена вне связи с положением русского народа. Впервые русский этнос (его называют еще в силу размеров и влияния «суперэтносом») оказался территориально и государственно разделен: из 145,2 млн. чел. в 1989 г.) за пределами России остался каждый шестой русский. Мобилизующая роль русского этноса в межнациональных отношениях, в социальном продвижении других этнических групп существовала объективно и психологически закреплялась в концепции «старшего брата», обязанностью которого являлась помощь «младшим братьям» в достижении фактического равенства народов, в частности, в становлении современной социальной структуры. Переписи населения 1979 и 1989 годов показали, что в главном эта задача была достигнута, хотя различия, и не всегда в пользу русских, существовали. Среди последних удельный вес рабочих, инженерно-технической интеллигенции был выше, нежели среди управленцев, работников свободных профессий, сферы легкой промышленности. Даже по уровню миграционной подвижности русские оказались на 7-м месте в стране.
Рост национального самосознания, переоценка прошлого (во многом необъективная) резко изменили оценку роли русского этноса в сознании многих народов, превратив его задним числом в «оккупантов», «русификатора», «империалиста» и т.д. Естественной реакцией было снижение самооценки русскими, чувство обиды, разочарования, растерянности и т.д.
Главными социально-этническими проблемами русского народа на рубеже XX – XXI веков являются следующие. Во-первых, демографическая ситуация, которая получила название - вначале на Западе, а сейчас и у нас- «русский демографический крест». Он обусловлен резко возросшей, начиная с 1992 года, смертностью и снижением рождаемости русских, что в конечном счете вдет к ежегодной потере, примерно, миллиона человек. За период между двумя последними переписями населения - с 1989 по 2002 гг. – численность русских в России сократилось с 149 до 146 млн. чел., даже без учета 5,6 млн. мигрантов, среди которых большинство составляют русские.
Учитывая сокращение рождаемости, тенденцию ориентации на однодетные семьи у молодых русских, демографы делают вывод, что численность русских в ближайшие годы может сократиться вдвое и в населении страны они составят лишь половину. Последствия этого отрицательны во многих отношениях. Они изменят и этническую картину в широком ее спектре, и социальную ситуацию.
Во-вторых, духовное здоровье русского народа. Здесь и утрата традиционной культуры как результат ускоренной урбанизации и проходящее разрушение той культуры, которая сформировалась в советский период, и усиленное насаждение стандартов иного – западного мира, наконец, формализм в восстановлении во многом отжившего дореволюционного прошлого.
В - третьих, проблема взаимоотношения с другими этносами. Для русских характерно в целом благоприятное отношение к другим народам, оно превышает отрицательное в соотношении 83:1 (для сравнения: у армян – 47:17, азербайджанцев - 35:26, казахов – 56:5, евреев – 56: 8)[37]. По типу этнической идентичности подавляющее большинство русских относится к «позитивной этнической идентичности» (Г.У.Солдатова). Это подтверждается как на российском, так и на региональном уровнях. Проведенный лабораторией этносоциологии Института этнологии и антропологии РАН социологический опрос в Туле в 2002 г. показал, что лишь пятая часть русских респондентов негативно воспринимает людей иной этничности в своем социальном окружении, в то время как остальные либо положительно (свыше 50 %), либо безразлично (1/3 часть). В качестве причин негативного восприятия из названной пятой части отрицательных ответов русских около 98 % назвали непонимание языка диаспор, 78 % - концентрацию их в торговле, манеру поведения в общественных местах и т.д.
В отличие от многих этносов бывшего СССР русские ориентируются как на свою, так и на иноэтническую культуру. В то же время ученые отмечают отставание развития их национального самосознания, слабую организованность, особенно в иноэтническом окружении, чрезмерную надежду на государство, что не позволяет русскому этносу стать самостоятельным субъектом социальной ситуации. Имущественное расслоение, безработица, сокращение промышленного производства (здесь в основном заняты русские), невнятная политика правящей элиты по отношению к русскому народу – все это не содействует сплочению и активизации социальной роли самого крупного этноса страны.
Насколько русский этнос сможет мобилизовать свои духовные силы, преодолеть «надлом этнического поля» (Л.Гумилев), внутренне сплотиться - от этого зависит не только его сохранение, но и оздоровление всей этнической ситуации в российском сообществе народов.
Выводы
1. В современную эпоху возросли роль и значимость этносов как на
уровне развития общества, так и на уровне личности, что проявляется в росте этнического самосознания.
2. В отношении сущности и происхождения этнонации существует ряд
концепций, основное отличие между которыми состоит в акценте либо на исторические, либо на социальные, либо политические факторы. Современные концепции отражают сложность и противоречивость этнонациональных общностей, возрастающее влияние на них, прежде всего, политических факторов.
3. Межэтнические (межнациональные) отношения имеют
многоаспектный характер, что вытекает из включенности этносов во все стороны жизни общества. Они проявляются на разных уровнях.
4. Приметой времени являются вспыхивающие межэтнические
конфликты, востребованность национализма, который принимает новые формы.
5. Раскрытие сущности, природы этносов, отношения между ними
позволяют видеть сложившуюся в постсоветский период картину этнической жизни современной России как результат проводимых в ней реформ и готовности к ним, приспособления различных этносов страны.
6. Несмотря на изменения, происходящее в этническом составе
общества, они не являются такими кардинальными, как в политической и социальной жизни. Из этого вытекает необходимость усиления внимания к этносам по социально-экономическим и политическим проблемам.
Контрольные вопросы
1. Каково место этничности в современном мире?
2. Назовите численность этносов на рубеже XX –XXI вв.?
3. Как отразились в итогах переписи населения России 2002 г. этнические параметры общества?
4. Какие Вам известны концепции этнических общностей людей?
5. Какие, на Ваш взгляд, концепции этноса в большей мере учитывают социальные факторы?
6. В чем особенность взглядов Л.Н.Гумилева на этническую общность людей?
7. Каковы структура и уровни межэтнических (межнациональных) отношений?
8. Какие факторы влияют на формирование отношений между этносами?
9. Какую типологию межэтнических конфликтов в современной России называет Л.М.Дробижева?
10. Какие существуют, по мнению западных ученых, стратегии поведения этносов?
11. Какие проблемы в развитии русской нации Вы можете назвать?
12. Какую из этих проблем Вы считаете главной?
Список литературы
1. Арутюнян Ю.В. Этносоциология: учебное пособие для вузов./ Ю.В.
Арутюнян, Л.М. Дробижева, А.А. Сусоколов – М - 1998.
2. Аршба О.B. Этническое измерение социальной стабильности в
России / О.В. Аршба // Вестник МГУ, серия 18.Социология и политология. - 2001, № 2.
3. Богоявленский Д. Д. Этнический состав России / Д.Д. Богоявленский // Социс. – 2001. № 10.
4. Здравомыслов А. Г. О национальном самосознании россиян / А.Г. Здравомыслов // Мониторинг общественного мнения. – 2001, - № 1.
5. Иванов И. В. Социология межнациональных отношений./ И.В. Иванов. - М. : 1996.
6. Клямкин И. М. Русский вопрос в России / И.М. Клямкин, В.В. Лапкин // Полис.- 1996, - № 1.
7. Ковалева Т. В. Этнополитическое самосознание студенчества в первой половине 90-х гг. / Т.В. Ковалев, И.А. Селезнев // Социс. – 2000. - № 4.
8. Матвеева Н. Ю. О характере русской нации / Н.Ю. Матвеева, С.Н. Булгаков // Вестник МГУ. – Серия 18. Социология и политология. – 2002.- № 4.
9. Народы мира. Историко-этнографический справочник / Гл. ред. Бромлей Ю. В. – М. -1988.
10. Основные итоги Всероссийской переписи населения 2002 года. Госкомстат - Россия. КРОС. – C.3-15.
11. Этнос и политика. Хрестоматия. / Автор-составитель А.А. Празаускас. М. – Изд-во. УРАО – 2000.
Тема 8. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕCТВО
Понятие«личность» отражает социально значимые черты и проявление сущности человека как совокупности всех общественных отношений. Цель лекции - выявить социальные основы формирования личностных качеств, социальное содержание и социальные функции существующих в обществе типов личности, показать, что личность это источник общественной жизни, ее реальный носитель и деятель. Социология личности – это отрасль знаний социологии, предметом изучения которой является личность как объект и субъект социальных отношений в пределах социально-исторического процесса и ценностей общественных систем на уровне взаимосвязей личности и социальных общностей. В данной теме обратимся к таким проблемам:
а) личность как элемент социальной системы; б) изучение личности как объекта социальных отношений (воздействие общества на личность, в том числе в процессе ее социализации, воспитания); в) личность как субъект общественных отношений, социальная деятельность и активность личности.
В обоснование и разработку социологического учения о личности, ядром которого является статусно-ролевая теория, большой вклад внесли
Р. Линтон, Ч. Кули, Г. Мид, Д. Морено, Т. Парсонс, Р. Мертон, П. Бергер и др.