Новые правила социологического метода» Дж. Урри.
Джон Урри – британский социолог (1946-наст.вр.). Основные работы: «Мобильности», «Социология за пределами общества», «Взгляд туриста и глобализация».
Распространению глобализационных процессов способствуют силы, созданные человеком, а именно машины, технологии и прочие материальные предметы, которые позволяют радикально сокращать временные расстояния и пространства, разделяющие людей. Человеческий и физический миры сильно взаимосвязаны и их невозможно рассматривать отдельно. И тут Урри предлагает новые правила социологического метода относительно анализа современных обществ: рассматривать общества не как отдельные единицы, а в сравнении с другими обществами в рамках национальных государств, кроме того, границы этих обществ проницаемы, и что именно образует границу каждого общества трудно разобрать.
Социологическое понятие общества выстроено вокруг понятия региона, такого, где «объекты связаны друг с другом, а вокруг каждого регионального кластера проведена граница». И одним из способов изучения глобализации служит оценивание ее роли в межрегиональном соревновании с «обществом», поскольку глобализация способна заменять одни большие регионы меньшими регионами каждого общества. Но глабализационные процессы в этом смысле понимаются как сети технологических процессов, к примеру, рост ядерной, химической технологии, которые распространяются не только в рамках данного региона, а охватывают и другие.
Новые мобильные правила для социологического метода:
· Через соответствующие метафоры развивать социологию, которая бы фокусировалась на движении, мобильности и выстраивании по порядку, а не на статике, структуре и самом социальном порядке;
· Изучать масштаб, диапазон и влияние телесных, воображаемых и виртуальных мобильностей, которое они оказывают на людей, будь то мобильность ради работы, ради удовольствия, для того, чтобы избежать пыток или поддержать диаспору и т. д.;
· Рассматривать вещи как социальные факты, а действия как нечто, проистекающее из взаимного пересечения предметов и людей;
· Проводить анализ через исследование эмоциональной определяющей людей и предметов;
· Исследовать соответствующие друг другу и неравномерные покрытия различных сетей и потоков, когда они движутся внутри социальных границ или поверх их, а также как они взаимопересекаются в пространстве и времени;
· Рассматривать, как через мощные и пересекающиеся временные режимы и режимы проживания и путешествия выстраивается классовая, тендерная и этническая принадлежность и национальность;
· Описывать различные основы «чувства проживания», включая сюда зависимость людей от многочисленных мобильностей, подарки, фотографии, изображения, информацию, риски и т. п.;
· Постигать меняющийся характер понятия гражданства в то время, когда права и обязанности все больше зависят или даже ведут свое происхождение от сущностей, чья топология пронизывает все общество;
· Освещать медиатизацию общественной жизни, растущую вместе с увеличением скорости циркуляции изображений и увеличением площади охвата и формирующую и реформирующую различные воображаемые сообщества;
· Оценивать растущую взаимозависимость «внутриполитических» и «внешнеполитических» вопросов и сокращающееся значение физического принуждения с точки зрения определения могущества того или иного государства;
· Объяснять перемены внутри государств, акцентируя «регулирование» мобильностей и его часто непредсказуемые и хаотические последствия;
· Интерпретировать хаотические, непредвиденные и нелинейные социальные последствия, причины которых не только удалены от них во времени и/или пространстве, но и сильно отличаются по масштабу,
· Понять, переходит ли «глобальное» на новый уровень и можно ли его считать рекурсивно самовоспроизводящимся, что значит: «то, что на выходе» (outputs) определяет «то, что на входе» (inputs), создавая некую аутопойетическую замкнутую систему «глобальных» объектов, идентичностей, институтов и социальных практик.
Книга Урри «Социология за пределами общества» развивает многие аспекты и концепции сетевого общества, изложенные Мануэлем Кастельсом в трилогии «Информационный век» (Castells 1996,1997,1998).
Урри предлагает ввести в нее новые социологические методы, которые помогли бы осмыслить дезорганизацию, глобальные потоки и уменьшающуюся значимость национального государства. Он рассматривает социальные сети как новую социальную морфологию обществ, где диффузия сетевой логики модифицирует процессы производства, структуры власти, опыт и культуру. Социальная морфология сетей может быть важнее, чем социальное действие.
Урри предлагает в рамках новых социологических методов изучать значения метафор, метафорическое мышление и метафорический язык. Социологическое исследование не может проходить без изучения метафор, поскольку метафора имеет интегрированную связь как с человеческим языком, так и с вещами. Такие метафоры, как «глобальная деревня», «ледниковый период», «диаспора», «чужаки», «картирование», «освоение», «государство-садовник» и «государство-лесничий» отражают глобальные процессы. В их характеристиках все больше выступают такие пространственные формации, как Земной шар и Космос, что повышает их роль и значимость. Метафоры «сети» и «потоки» также стали частью языка глобальности. Изучение метафорического языка помогает объяснить социальные процессы в глобальном мире. Поэтому нужно осознать и интерпретировать взаимопроникновение метафор «национальное» и «зарубежное», «национальные проблемы» и «зарубежные проблемы». Такие метафоры, как «идентичность» и «социальные практики», также надо рассматривать в глобальном контексте, в отрыве от какого-либо гражданства. Именно такие задачи, по мнению Урри, стоят перед социологией как наукой в XXI в.
[1] Э. Гидденс «Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь». Из-во «Весь Мир»: М., 2004. 120 с. Стр. 29.
[2]Там же, Стр. 31.
[3] Mann M. Societies as organized power networks. Cambridge, 1986. P. 1.
[4] Ibid.
[5] Ibid. P. 30.
[6] Ibid. P. 13.