Структура социологической теории согласно Дж. Александеру.
Дж Александер. Социологическая теория после 45-ого года. Это совок лекций. Первая из них о том, что такое теория. Общие теории — теории обо всё,скорее об интеракции, чем о каком-либо особом виде интеракции. То, что критиковал Гоулднер относится к общим теориям. В отличии от всех примитивных позитивистов он не считает, что эмпирические факты однозначно определяют содержание и структуру теории. Теоретическое рассуждение обладает автономией по отношению к реальному миру. Различного рода соц. явления и эмпирию разные люди интерпритируютпо разному. К нефактуальным процессам относятся интеллектуальная социализация и спекулятивное воображение учёного. Эти явления модифицируются реальным миром. Есть двустороннее отношение между теориями и фактами. Не эмпирическую часть науки состоит считать её элементом. Настелем этого элемента выступают традиции.
Некоторые теоретики, пишет Александер, что содержания исследований определяются политическими верованиями учёного. По мимо идеологического элемента, решающий элемент — модели метода. Не эмпирический уровень — уровень предположений. Предположения — наиболее общие посылки социолога, то, что он предполагает при встрече с реальностью. Далее он выстраивает варианты господствующих предположений. 1 предположение — предположение о природе действия. Речь о рационально действие или нет. Рациональность порождает веберовскую традицию, теория обмена, теории рационального выбора, парсенсианство; не рациональная природа действия это фрейдизм, интеракционизм. Это определение зависит от момента референции. Второе предположение — проблема порядка.
Все социологии признают наличие структур, к-ые существуют независимо от индивида, но они расходятся в том как возникает этот порядок.
1) Коллективистский подход — соц. образцы предшествуют действию.
2) Индивидуалистический подход — индивиды могут менять соц-ный порядок.
Итак, природа действия предстаёт как рационалистическая или не рационалистическая. Проблема порядка — индивидуалистические или коллективистские подходы. Рез-татом будет создание 4 вариантов предположений. Рац-индив; Рац-коллект; Нормативно-индив; Норматив-коллектив. Это 4 базовых предположения по Александеру. Ситуации проста. Любой социолог имеет систему предположений. Соц. Реальность интерпритируется как состоящая из соц. действий или упор на общ-во и структуру, к-ыенадиндивидуальны. Проблема всей последующей соц-гии — как совместить структуру и действие, как уйти от дилеммы позитивистского проекта и проекта понимающей соц-гии, как совместить чела и общ-во. Общ-во — рез-тат и одновременно условие. Итак, предположение о природе действия и порядка- рельсы по, к-ые движется соц-гия. Каждая теоретическая позиция рождает свою дилемму, если дилемма осознаётся, то создатель старается внести коррективы, сохранив основные моменты теории. Александер предлагает краткий очерк развития теории. Классический период — Маркс, Дюркгейм и Вебер, конец 1 мировой. Фрейд, Смит, прагматисты. Потом появился Парсонс, к-ый определил рамки современной дискуссии в соц-гии. Парсон выступает не только против классической либеральной теории, но и против соответствующей ей идеологии. Либеральная теория 19-ого века — враг Парсонса, он называет её утилитаризмом. Он сичтает, что утилитаризм пронизывает всю соц-кую мысль Запада. Александер присоединяется к мнению Парсонса о том, что идеология и здравый смысл не должны определять соц. теорию.
Парадигма в соц-гии — это точка зрения на то как должна быть построена теория.
11. Социология как полипарадигмальная наука. Проблема единства социологического знания: Р. Мертон.
Парадигмы - это система взглядов и представлений, в рамках которых мы воспринимаем окружающий мир и предсказываем его поведение в будущем
Социологическое знание это совокупность многих парадигм и теоретических подходов. Социология должна быть единым знанием, но при этом она не должна быть единой теорией. Она может быть полипарадигмальной, но должна быть:
1) объединена научными методами, которые признаны сообществом социологов и
2) должна быть выработана научная мораль, выступающая связующим механизмом для социологов, которые могут представлять различные теории.
Социологи считают социологию полипарадигмальной наукой. «Социальную реальность» можно рассматривать с разных точек зрения, что не позволяет говорить о единой «социологической теории» как всеобъемлющей и признанной группе доказательств, обсуждение основных дисциплинарных проблем которой более или менее закончилось в духе общего консенсуса. Такой подход отражен естественно и в учебниках приводящих отдельные подходы или парадигмы как более или менее изолированные теории не связанные друг с другом. Такой взгляд редко ставят под сомнение. Идею «множественности теорий» особенно под влиянием школ «постмодерна» связывают и с идеей невозможности рационально решить вопрос выбора среди существующих теорий в пользу одной линии мысли, так как такой выбор были бы фактически предопределен политикой или вкусом. Однако социологические констатации относятся к сфере, которая не нуждается в противоречащих друг другу пониманиях и объяснениях. В социологическом анализе сами феномены уже положены, и они заставляют выбрать конкретный подход.
Для социологии характерны множественность парадигм. Научное сообщество разделено на направления течения школы, сторонники которых привержены различным парадигмам. Но и в этих условиях оно объединяется некоторыми общими научными представлениями, которые все-таки позволяют говорить о нем собственно как о сообществе. Несмотря на все расхождения, научные дискуссии теоретические баталии всегда существует определенный набор понятий, теорий, концепций признаваемых если не всем научным сообществом то преобладающей его частью. Отмеченные парадигмальные представления определяющие способы постановки и решения научных проблем в данный исторический период составляют некоторый каркас историко-социологического знания. Воссоздание деталей штрихов к портретам «парадигмальных» социологов школ направлений может иметь существенное значение для понимания глубинных тенденций истории науки особенно гуманитарной. Многие серьезные радикальные трансформации в науке нередко начинаются именно с незаметных изменений в деталях.
Роберт Кинг Мертон (1910-2003) - знаменитый социолог, педагог и международный деятель, один из ведущих аналитиков-социологов 20-го века. Основные работы:
1) «Наука, техника и общество в семнадцатом веке в Англии» (1938 г.)
2) «Социальная теория и социальная структура» (несколько изданий публиковались с 1949 по 1968 г.)
3) «Социология науки: теоретические и эмпирические исследования» (1973 г.)
4) «Социологическая амбивалентность и другие рефераты» (1976 г.)
5) «Социальные исследования и практикующие профессии» (1982 г.)
В работах Мертона одной из центральных была идея соединения теоретического и эмпирического, макро- и микросоциологического уровней знания.
Мертон стремился соединить теоретическую и эмпирическую социологию в свои теории среднего уровня, или среднего ранга, которая базировалась на его концепции функционального анализа.
Важная особенность функционального анализа как концепции состоит в том, что он позволяет интерпретировать эмпирические данные, применять их для создания обобщающих теорий. Эту особенность очень хорошо видел и использовал при создании теории среднего рангаМертон.
Работа социолога над теориями среднего уровня:
1) включала в себя обоснование необходимости особого типа теорий, специфической аналитической деятельности, которая существенным образом должна была отличаться от других типов теоретизирования (в первую очередь сугубо абстрактного). Это была работа методологического характера, поскольку касалась общей теоретической ориентации, анализа понятий, логики их построения, связи с интерпретацией получаемых эмпирических данных.
2) С другой стороны, Мертон трудился над созданием конкретных теорий среднего уровня в различных областях, точнее говоря, отраслях социологической науки существуют три уровня социологического знания: