Концептуализация кризиса социологии О. Гоулднером.
АлвинУордГоулднер1920-1980, США(«Наступающий кризис западной социологии» (1971), «Модели индустриальной бюрократии» (1954).
В конце 60-х — начале 70-х в социологии развернулись теоретико-методологические дискуссии, известные как “спор о позитивизме” и обсуждение “кризиса” социологии. Центром указанных дискуссий стали проблема ценностей в социологии и вопросы построения метода социологического анализа интенциональности социального действия.
Само понимание кризиса весьма различается у социологов. Но существует фундаментальное проблемное ядро, вокруг которого и развернулись основные социологические дискуссии. Этим ядром является вопрос о природе социологического знания и связанные с ним вопросы социологического метода, “научности” социологии, ее отношения к идеологии, ценностной нейтральности социологического метода.
Развернувшаяся в 60-е гг. критика парсонсианства переросла в более широкое обсуждение проблем адекватности структурно- функционального анализа в качестве фундаментального социологического метода. У А. Гоулднера критическое отношение к структурно-функциональному анализу оформилось в создание “социологии социологии”, представившей структурный функционализм не столько как социологическую теорию, сколько как идеологию американского среднего класса, а также вылилось в оформление теории и метода “рефлексивной социологии” (разновидность социологии социологии), очень близкой по своей базисной интенции к критической социологии Франкфуртской школы.
Теоретическое содержание “социологии социологии” А. Гоулднера состоит в обосновании того, что любая социологическая теория в основе своей содержит те или иные общие “фоновые” и частные “предметные”(доменные) посылки, на которых она и строится. И те и другие отличаются от формулируемых теоретических утверждений и постулатов и составляют фундамент, “фоновый субстрат”, в котором в конце концов укоренено не только само теоретическое построение, но который обусловливает также принятие или неприятие теории в качестве истинной.
Общие фоновые посылки представляют собой философские представления, касающиеся реальности, спонтанно не вызывающие сомнения.
Частные предметные (доменные) посылки — это совокупность более конкретных представлений, которые определяют теоретические утверждения науки (значимы для построения теории). Смысл предметных посылок состоит в том, что именно они соединяют чувства, аффективные состояния и ценностные ориентации исследователей. Они обусловливают выбор и интерпретацию фактов, оценку теории. Ни одна теория, по мнению А. Гоулднера, не свободна от ценностных и идеологических предпочтений и предрассудков. Эти различные доменные предпосылки и порождают множество социологических теорий подобно множеству семантических полей или языков.
О. Гоулднер описал кризис социологии (множество различных, расходящихся социологических теорий) следующим образом, связав с необходимой сменой доменных предпосылок, обусловленной исторически и социально. В определенный момент времени «старые неявные базовые предпосылки оказываются девствующими в новых условиях, несоответствующих им в научном или социальном отношении, что создает для теоретика дискомфорт. Тогда они превращаются в препятствия, которое ограничивает или сдерживает дальнейшее развитие теории. Если это происходит, то незначительных технических уточнений мало, а, скорее, предстоит фундаментальная перестройка. К тому же может вырасти новое поколение с новыми неявными базовыми предпосылками, не соотносящиеся с теориями, основывающимся на старых предпосылках, которые новое поколение считает ошибочными. Тогда мы можем сказать, что теория, или опирающиеся на нее дисциплина, приближается к кризису» .
Нужно построить метод, который будет стремится к объективному знанию, НО с учётом частных и доменных предпосылок. Гоулднер создал прецедент, который указал на то, что социология может существовать как совокупность соц теорий, которые вырастают из фоновых и доменных предпосылок.
А. Гоулднер утверждает, что парсонсианство – это консервная социологическая теория, форма идеологии и предлагает альтернативу - разработанную им программу для социологии “рефлексивная социология”. Рефлексивная социология отличается от старой социологии тем, что должна включать в себя не только познание социальной реальности и конструирование социологических теорий, но и делает объектом рефлексии ценностные установки самих социологов как обычных членов общества, их представления о структуре общества. Ее цельюявляются преобразование социологического сознания и постановка под рефлексивный контроль теоретической деятельности социологов. А. Гоулднер подчеркивает также необходимость оформления практики преобразования личности социолога. Что же касается объектного теоретического интереса рефлексивной социологии, то он связан с двумя фундаментальными сферами социологического анализа — сферой социальных институтов и сферой “чужих социальных миров”.
Рефлексивная социология требует не объективистской отстраненности от объекта, а активное включение исследователя. Социология должна преуспеть не благодаря своей “чистоте” или “отвлеченности” от социального мира, а в силу своей “вовлеченности” в него.Именно рефлексивная социология поможет преодолеть кризис социологической теории и ответить на вызовы современности.