Социологический подход к преступлению

Специфика социологического подхода к девиациям, в отличие от криминологического или правоведческого, заключается в его принципиальной многомерности, предполагающей способность выйти за рамки плоско­стного осмысления феномена правонаруения в тер­минах «законопослушность — правонарушение» и под­няться к объемному, более богатому смыслами виде­нию его как социальной девиации в дюркгеймовском понимании этого слова, то есть как поведенческой дис­функции амбивалентного характера.

Поскольку социология права рассматривает живые социальные отношения, возникающие вокруг норм пра­ва, она изучает не только юридические преступления, но и фактические. Фактические преступления — это насильственные деяния, обрекающие людей на смерть, материальные лишения и физические страдания, одна­ко не зафиксированные законодательно в качестве пре­ступлений. Например, насильственные депортации це­лых народов и этнических групп, осуществлявшиеся в период культа личности Сталина, конечно же, факти­чески являлись преступлением, но юридически ника­ких норм не нарушали, поскольку законодательство не включало запрета массовых насильственных переселе­ний. К категории фактических преступлений относится и такое распространенное в современном российском обществе явление, как анонимное насилие: необозначенные в законе насильственные действия против осуж­денных и ряда других групп населения. В качестве примера анонимного насилия можно назвать пытки в отношении заключенных в ИТУ и СИЗО, солдат сроч­ной службы в армии. Сотрудники правоохранительных органов совершают противоправные деяния в отноше­нии задержанных и подозреваемых, которые подверга­ются избиениям и пыткам. К фактическим преступле­ниям относятся и репрессии тоталитарного государства по отношению к политическим и идеологическим про­тивникам. К признакам репрессий как фактических преступлений можно отнести невиновность жертв, рас­праву с людьми на основе доносов, создание особых групп расправы и особого режима содержания реп­рессированных, изощренность физических расправ, со­крытие сведений о судьбе репрессированных. Репрес­сии проводятся особыми органами, подконтрольными только правящему лицу или группе лиц, которые явля­ются непосредственными инициаторами репрессий. Для репрессий характерны либо полное отсутствие суда и следствия, либо их имитация. Наконец, к фактическим преступлениям относится и насилие в теневой эконо­мике. Теневая экономика представляет собой запре-П1енные законом формы производственной деятельное, служащие для присвоения должностными лицами нетрудового дохода.

Социология рассматривает преступность сквозь при­зму социального поведения, то есть как специфическое криминальное поведение, принимающее форму профес­сиональной преступности.

Под профессиональной преступностью понимается со­вершение преступлений с целью извлечения средств к существованию, получения постоянного дополнительно­го или основного дохода. Профессиональная преступ­ность — это относительно замкнутая социально опасная подсистема, имеющая определенные признаки и харак­теристики, способная к самовоспроизводству криминаль­ной деятельности. Среди основных признаков професси­ональной преступности можно назвать следующие:

Совершение преступлений является одним из основных или основным способом добычи средств к существованию.

Совершение преступлений преступниками-про­фессионалами включает в себя предварительную под­готовку, обучение, владение профессиональными на­выками.

У профессиональных преступников имеются спе­циальные, заранее подготовленные и опробованные приспособления, облегчающие совершение противо­правных деяний.

Профессиональным преступникам знакомы специ­альные приемы и способы совершения преступлений.

Профессиональный преступник выбирает преступ­ную карьеру в качестве жизненной цели.

Среди представителей профессиональной преступ­ности существует четкая иерархическая внутриклановая градация.

У профессиональных преступников есть свойствен­ный им преступный сленг, жаргон.

Представители профессионального криминалите­та объединяются по профессиональному, корпоратив­ному признаку.

Профессиональной преступности свойственны традиции, обычаи, преступный фольклор и другие элементы преступной субкультуры.

Профессиональные преступники способны пе­редавать навыки, способы и приемы совершения про­тивоправных деяний начинающим преступникам, гото­вить криминальную смену.

У них наличествуют строго определенные моде­ли посткриминального поведения, а также чувство пре­стижа, гордости своей криминальной профессией и иые подобные компенсаторные явления психологии профес­сиональных преступников.

Наши рекомендации