Субкультура преступного мира

Большой интерес для социологов, занимающихся ис­следованием преступной деятельности, представляет собой субкультура криминальных слоев. Ее исследова­нием занимались такие ученые, как Ломброзо, Ферри, Тард. Тард сравнивал преступные группировки с про­мышленными корпорациями, указывая на то, что кри­минальная субкультура имеет свою систему ценнос­тей, свою специфическую символику, свой жаргон, свои традиции, нормы поведения и законы. Схожесть с кор­порациями он усматривал в том, что в преступных груп­пах важные вопросы также решаются путем голосова­ния. в преступных группах есть общая казна и лица, ответственные за распределение и хранение денег.

Субкультура преступного мира складывается в мес­тах лишения свободы — «на зоне». Неписаные законы регулируют отношения заключенных между собой и с администрацией колонии или тюрьмы. Б преступном мире существует определенная иерархия. Самое низ­шее положение занимают «петухи» (опущенные), над которыми совершен ритуальный акт мужеложства. По­тенциальные кандидаты в опущенные — доносчики («сту­качи»), беспредельщики, лица, осужденные за преступ­ления сексуального характера. Над «петухами» посто­янно издеваются, они не имеют права садиться за один стол с остальными заключенными. Основную массу осуж­денных составляют «мужики». Выше находится «отрицаловка» — блатные. Среди них также выделяется не­сколько групп. «Быки» выполняют карательные функ­ции и работу по охране авторитета. «Шестерки» выпол­няют за авторитетов черную работу (стирают, гладят, моют), а «громоотводы» берут на себя вину за проступ­ки авторитета. Наиболее высокое место занимают «фра­ера», осуществляющие связь с волей и выполняющие распоряжения авторитетов. Всего отрицаловка насчи­тывает около 15% от общего количества осужденных. Блатные не должны идти на связь с администрацией МТУ. Они обязаны всячески противодействовать адми­нистрации — доставать наркотики и алкоголь, изготов­лять предметы оружия, наносить татуировки, играть в карты. Самое высокое положение в иерархии преступ­ного .мира занимают «воры в законе» — элита кримина­литета. Они избираются на воровской сходке («сходня-ке»). Воры в законе обязаны соблюдать «воровской за­кон»: не работать ни на воле, ни на зоне; не жениться, не служить в армии; не участвовать в общественной рабо­те и самодеятельности; не вставать при исполнении гим­на; не иметь собственного движимого и недвижимого имущества, а все сдавать в общак либо пропивать. Воры в законе утверждают идеологию преступного мира, пра­вила и нормы, следят за их исполнением заключенными. Воров в законе относительно мало, до перестройки по России их было всего около 550 человек. В последние годы титулы воров в законе стали покупать, сами авто­ритеты приобретают дачи и иномарки, нанимаются вы­полнять незаконную работу к миллионерам-предприни­мателям, активно участвуют в политической жизни, орга­низуют собственные фирмы и предприятия.

Своеобразной отличительной чертой преступников выступают татуировки. Татуировка рассказывает о про­шлом преступника, о его специальности и мировоззре­нии. Например, орел — символ воровского авторитета, собор — верность воровской профессии, а число купо­лов на соборе — количество судимостей с последую­щим заключением. Ряд татуировок говорит о специа­лизации преступника: крест в перстне — знак карман­ного вора, черный парусник — грабителя-гастролера, а череп — разбойника. Кличка также может многое поведать об ее обладателе. Так, для авторитетов ха­рактерны клички вроде «Царь», «Шеф», многие клич­ки говорят о роде занятий преступника (вор — «Ключ­ник», фарцовщик — «Фред» и т. п.).

Жаргон является одним из важнейших атрибутов преступной субкультуры. Значение жаргона состоит в засекречивании, сохранении информации от непосвя­щенных. Так, оперативник на жаргоне обозначается «кум», содержатель притона — «бондарь» и т. д. В последнее время отдельные элементы жаргона прони­кают в обычную разговорную речь, многие жаргонные слова воспринимаются как бытовизмы.

Отдельную форму криминальной субкультуры пред­ставляет субкультура подростковых и молодежных пре­ступных группировок — «гопников», «тусовок», «бося­ков», в этих группировках также введена своя иерар­хия: во главе стоят «авторы» — авторитеты, их опо­ра — «старики» (боевики), обычно 16—18 лет, ниже идет «шелуха» — подростки 13—14 лет.

Наши рекомендации