Сущность социальных институтов
Социальные отношения являются основным элементом социальной связи, который способствует сохранению устойчивости и внутреннему единству групп. Практика закрепления отношений, направленных на удовлетворение насущных потребностей, заключается в создании жестко закрепленной системы ролей и статусов в виде социальных институтов, которые являются наиболее сложными и важными для общества формами социальных отношений.
Человек рождается и воспитывается в семье, детских садах, получает образование в школах и институтах, работает в разных местах, пользуется услугами городского транспорта, посещает театры и кинотеатры, ходит в магазины, обеспечивается безопасностью милицией и судом и т.п., таким образом, человек оказывается включенным в сеть разных институтов, которые регулируют его деятельность и поведение.
Понятиеинститут и «социальный институт» не одно и то же, первое понятие шире второго. Но в обыденном сознании у людей эти понятия тождественны друг другу.
Например, чаще всего на вопрос, что такое «социальный институт», в первую очередь отвечают, что это учебные заведения, в которых получают высшее образование.
В своей повседневной деятельности люди понимают под институтом разные социальные единицы. Это могут быть учебные или научные организации и учреждения, любые крупные целевые организации. На самом деле, между понятиями «институт», «группа» и «организация» имеется существенное внутреннее различие.
Если группа - это совокупность взаимодействующих индивидов, то институт является системой социальных связей и совокупностью социальных норм, существующих в определенной области человеческой деятельности, т.е. реализуемых на практике.
Несмотря на то, что институты и социальные группы - различные научные понятия, они неотделимы друг от друга. В каждый институт входит много групп и ассоциаций, определяющих институциональное поведение.
Например, институт семьи - это совокупность определенных связей, норм и ролей, которые на практике проявляются в деятельности отдельных малых групп - конкретных семей. Институт образования реализуется через коллективы школ и других учебных заведений, т.е. через определенные социальные группы. Церковь считается институтом, а прихожане отдельной церкви - ассоциацией.
Следует различать и такие понятия, как «социальный институт» и «организация». Социальные институты и социальные организации тесно связаны между собой. Однако в отличии от институтов, социальные организации, как мы уже отмечали ранее, являются структурно оформленными социальными общностями, реализующими функции социальных институтов в общественной жизни. Важно подчеркнуть, что социальные институты общностями не являются. Также следует отметить, что, как правило, организаций значительно больше, чем институтов. Для практической реализации функций, целей и задач одного социального института часто формируется несколько специализированных социальных организаций.
Например, на базе института религии созданы и функционируют различные церковно-культовые организации, церкви и конфессии (православие, католицизм, ислам и др.).
Понятие «институт» (от лат. institutum - установление, учреждение) - одно из центральных в социологии, поэтому изучение институциональных связей служит одной из основных научных задач, стоящих перед социологами.
Процесс образования институтов - институционализация - подразумевает замену спонтанного и экспериментального поведения на поведение регулированное, ожидаемое, предсказуемое. Это процесс, этапами которого выступают:
· возникновение потребностей, удовлетворение которых требует совместных организованных действий;
· появление в ходе стихийного социального взаимодействия социальных норм и правил, а также принятие, применение этих норм и установленных санкций для их поддержания;
· создание системы статусов и ролей, охватывающих всех членов института;
· создание формальных и неформальных организаций, регулирующих и упорядочивающих функционирование социального института.
О. Конт рассматривал основные социальные институты (семью, государство, религию) с позиций их включения в процессы социальной интеграции и выполняемых при этом функций. Метод О. Конта, его обращение к анализу важнейших социальных институтов, их функций, структуры общества оказали значительное влияние на дальнейшее развитие социологической мысли. Свое продолжение институциональный подход к исследованию общественных явлений получил в трудах Г. Спенсера. Строго говоря, именно он впервые в социологической науке употребил понятие «социальный институт».
С.С. Фролов предлагает следующее формальное определение социального института. Социальный институт — это:
ü организованная система связей и социальных норм (сплетение ролей и статусов, посредством которых осуществляется и удерживается в определенных рамках поведение в групповых процессах);
ü значимые общественные ценности (разделяемые идеи и цели) и общественные процедуры (стандартизованные образцы поведения в групповых процессах) удовлетворяющие основным потребностям общества.
Так, институт семьи, например, включает в себя: 1) систему социальных связей (статусы и роли мужа, жены, ребенка, бабушки, дедушки, свекрови, тещи, сестер, братьев и т.п.), а также норм, с помощью которых регулируется семейная жизнь; 2) совокупность общественных ценностей (любовь, отношение к детям, семейная жизнь); 3) общественные процедуры (забота о воспитании детей, их физическом развитии, семейные правила и обязательства); 4) основные потребности (регуляция половых отношений, рождение и социализация детей).
К вышесказанному можно добавить, что каждый институт имеет свою цель деятельности. Социальный институт невозможно также представить без совокупности обычаев и традиций. Социальный институт обладает определенными средствами и учреждениями для достижения цели, которыми могут быть формальные и неформальные организации. Институт располагает определенной системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление не желаемого, отклоняющегося поведения.
У каждого социального института есть как свои специфические особенности, так и ряд определенных общих черт и признаков, характерных для всех социальных институтов, или, так называемых институциональных признаков. Рассмотрим их на примере института семьи:
1. Установки и образцы поведения (привязанность, лояльность, ответственность, уважение).
2. Символические культурные признаки (обручальное кольцо, брачный ритуал).
3. Утилитарные культурные черты (дом или квартира, мебель, бытовая техника).
4. Кодекс устный и письменный (семейные запреты, допущения).
5. Идеология (романтическая любовь, совместимость, индивидуализм).
Итак, институт - это своеобразная форма социальных отношений, основанная на четко разработанной идеологии, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением.