Классические теории социологии
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова
Социологический факультет
«РАССМОТРЕНО» | «УТВЕРЖДЕНО» |
на заседании кафедры истории и теории социологии Протокол № от _____ апреля 2017 | Решением Ученого совета факультета Протокол №___ от ____________2017 г. |
Рабочая программа дисциплины
Классические теории социологии
Направление подготовки:
39.03.01 Социология
Присваиваемая квалификация:
Бакалавр
Форма обучения – очная
Москва
Авторы курса
доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой истории и теории социологии Социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
Добреньков В.И.
доктор социологических наук, профессор кафедры истории и теории социологии Социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
Кравченко А.И.
кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры истории и теории социологии Социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
Агапов П.В.
кандидат социологических наук, доцент кафедры истории и теории социологии Социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
Батуренко С.А.
Рецензенты
Бороноев Асалхан Ользонович
доктор философских наук,
профессор кафедры теории и истории социологии факультета социологии
Санкт-Петербургского государственного университета
Скворцов Николай Генрихович
доктор социологических наук,
профессор кафедры сравнительной социологии факультета социологии
Санкт-Петербургского государственного университета
Нарбут Николай Петрович
доктор социологических наук, профессор,
Заведующий кафедрой социологии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН
Тощенко Жан Терентьевич
доктор философских наук, профессор, член-корреспондент РАН,
заведующий кафедрой теории и истории социологии,
декан социологического факультета РГГУ
Характеристика курса
Состояние социологической теории в любой исторический период определяется прежде всего двумя базисными моментами. Первый состоит в том, что социология всегда стремится темати-зировать, описать и теоретически постичь наличное социальное состояние, или состояние общества на данный момент во всей совокупности его функций и проявлений, а также отыскать те основные социально-исторические факторы и обстоятельства, которые способствовали становлению и оформлению наличного состояния общества.
Второй момент заключается в том, что характер социологической теории в каждый период во многом определяется ее собственным историческим прошлым, тем путем, который проделала социологическая теория. Предметно-содержательное, логическое и методологическое развитие социологической теории в значительной мере задает общий теоретический горизонт, определяет проблемное поле и предоставляет инструментарий для многообразных конкретных и специализированных исследований социальной реальности.
Взаимодействие двух указанных моментов проявляется в том, что новизна наличного социального состояния модифицирует и расширяет общий горизонт унаследованной социологической теории, формулировку ее основных проблем. Новое социальное состояние требует трансформации старых теорий (или отказа от них) и создания новых.
В рамках настоящего курса предлагается всестороннее и систематическое изучение целостной картины возникновения и развития социологии в ее классический период на основе анализа трудов представителей данного периода.
2. Цели и задачи освоения дисциплины.
Цель изучения дисциплины: сформировать у обучающегося целостную картину возникновения и развития социологии как единой и конкретной науки от начала ее становления на рубеже XVIII-XIX веков до начала ХХ века во всей сложности поставленных и исследованных ею проблем, направлений исследований, методологических подходов и школ.
Задачи курса:
Для реализации поставленной цели в процессе преподавания дисциплины решаются следующие задачи:
- изучить и осуществить анализ фундаментальных социологических теорий, разработанных в конце XVIII – начале ХХ века;
- выявить методологические подходы и модели теоретического объяснения, заложившие главные тенденции развития социологии и определившие ее современное состояние;
- выявить историческую обусловленность социологического знания и историческую конкретность содержательного наполнения ее теорий;
- продемонстрировать возможность использования социологической теории для адекватного понимания социальной реальности и создания конкретных поведенческих, социальных и политических стратегий.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:
Универсальные компетенции:
а) общенаучные (ОНК-2, ОНК-4):
- способность анализировать и оценивать философские проблемы при решении социальных и профессиональных задач (ОНК-2);
- владение методологией научных исследований в профессиональной области (ОНК-4).
б) инструментальные (ИК-9, ИК-5):
- способность выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного и профессионального саморазвития и самосовершенствования (ИК-9);
в) системные (СК-1-5):
- способность к творчеству, порождению инновационных идей, выдвижению самостоятельных гипотез (СК-1);
- способность к поиску, критическому анализу, обобщению и систематизации научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных путей и методов их достижения (СК-2);
- способность к самостоятельному обучению и разработке новых методов исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля деятельности; к инновационной научно-образовательной деятельности (СК-3).
Профессиональные компетенции: (ПК-1-8, ПК-11-12)
научно-исследовательская деятельность:
- владение классическими и современными социологическими теориями, новейшими тенденциями и направлениями современной социологии как основой профессиональной деятельности (ПК – 1);
- владение классическими и современными методологическими подходами и методами социологических исследований (ПК – 2);
- способность применять в профессиональной деятельности знания по теории и
методологии социологии для решения теоретических и практических исследовательских задач, включая выявление социально значимых проблем, противоречий и проблемных ситуаций (ПК – 4);
- способность на основе социологической теории анализировать и интерпретировать социальную, демографическую, политическую, экономическую, культурную, духовно-религиозную и естественнонаучную информацию для решения профессиональных задач (ПК – 8).
производственно-прикладная деятельность:
- способность использовать знание теорий и методов социальных и гуманитарных наук в работе с методическим инструментарием, нормативными документами, информационными материалами для осуществления исследовательской, аналитической и консалтинговой деятельности (ПК – 11).
4. Место дисциплины в структуре Основной образовательной программы
Дисциплина «Классические теории социологии» является базовой для всего профессионального цикла. Она открывает курс (состоящий из четырех учебных дисциплин) по истории теоретической социологии. Дисциплина содержит историю становления социологического знания во всем многообразии его теорий, проблем, методологических подходов и понятийной специфики. В основу преподавания дисциплины положен принцип целостного подхода к интерпретации классических социологических теорий, содержащих теорию социологического метода, формальную теорию общества, теорию социального развития и материальную теорию общества. Дисциплина изучается в 3 семестре.
Общая трудоемкость дисциплины 4 зач. ед. (144 академических часа). Курс читается в осеннем семестре. Промежуточный аттестация – экзамен.
5. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы
знать:
– классические социологические теории XIX – начала ХХ веков, их специфику и оригинальную понятийность;
- основные методологические подходы, оформившиеся в классической социологии и определившие дальнейшее развитие социологии, такие как позитивизм, социология понимания, исторический материализм, социологизм и т.д.;
- основные школы и теоретические направления развития социологии в указанный период;
- теории социального развития и изменения;
- теории общества классической социологии, как формальные, так и материальные;
уметь:
- анализировать теоретическое наследие классических теорий во всем его многообразии;
- применять в профессиональной деятельности знание классической социологической теории для анализа проблем развития и становления социологического знания;
- выстаивать логику развития социологической теории и выявлять механизмы преемственности, традиции и генетической связи социологических идей и теорий;
- использовать знание классических социологических теорий для анализа генезиса и трансформации социальных форм и процессов;
владеть:
- навыками исторического анализа социологического знания, социологических проблем и их решений;
- навыками конкретного исторического увязывания реальных социальных проблем и их научно-теоретического решения в рамках социологического знания;
- навыками использования знания классических социологических теорий в осуществлении научного историко-социологического исследования.
6. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся:
Объем дисциплины составляет 4 зачетные единицы, всего 144 часа, из которых 72 часов составляет контактная работа студента с преподавателем, 72 часа составляет самостоятельная работа студента.
7. Формат обучения – очно.
8. Используемые образовательные и научно-исследовательские технологии.
А. Образовательные технологии:
- Проведение лекционных занятий;
- Проведение лекционно-практических занятий дискуссионного формата;
- Применение интерактивных обучающих технологий: групповые дискуссии, круглые столы;
- Использование творческих заданий (эссе) и разработка индивидуальных и групповых проектов;
- Формирование индивидуальных образовательных траекторий посредством проведения учебных исследований.
Б. Научно-исследовательские технологии:
- стимулирование внимательного прочтения и конспектирования первоисточников;
- стимулирование поиска дополнительной информации для подготовки к групповым дискуссиям по темам дисциплины;
- стимулирование работы студентов с материалами периодических научных изданий; интернет-источников; международных научных электронных баз для поиска информации о применении разработанной теоретико-методологической базы к изучению современных проблем общества.
Методика проведения занятий:курс является лекционно-практическим, предполагает активное включение в занятия дискуссионного формата, выполнение и обсуждения индивидуальных и групповых заданий, мини-дискуссий, конспектирования первоисточников, реконструкции отдельных теорий социологов-классиков и т.д.
9. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и виды учебных занятий
Наименование разделов и тем дисциплины | Всего (час.) | Контактная работа (час.) | Самостоя-тельная работа (час.) |
Тема 1. История социологии как научная дисциплина. Периодизация истории социологии. Исторические, научные и философские предпосылки оформления социологии | |||
Тема 2. Тема 2. Позитивистская социология: Анри де Сен-Симон (1760–1825) и Огюст Конта (1798–1875). | |||
Тема 3. Социологический эволюционизм Г. Спенсера (1820–1903) | |||
Тема 4. Эмиль Дюркгейм (1858–1917) – основатель французской школы социологии | |||
Тема 5. Марксизм и марксистская социология в XIX веке: К. Маркс (1818–1883), Ф. Энгельс (1820–1895). | |||
Тема 6. Социология М. Вебера (1864–1920) | |||
Тема 7. Формальная социология Георга Зиммеля (1858-1918) | |||
Тема 8. Социология Фердинанда Тенниса (1855–1936) | |||
Тема 9. Социологическая теория Вильфредо Парето (1848–1923) | |||
Тема 10. Психологическое направление в западноевропейской социологии XIX – нач. XX века. Социологическая теория Габриеля Тарда (1843–1904) | |||
Тема 11. Школы одного фактора в социологии XIX века: формы социологического редукционизма | |||
Тема 12. Американская социология в XIX – нач. XX вв.: Уильям Самнер (1840–1910), Альбион Смол (1854–1926), Лестер Уорд (1841–1913), Франклин Гиддингс (1855–1931) | |||
Итоговый контроль (экзамен) | - | ||
Итого |
Содержание курса
Тема 1. История социологии как научная дисциплина. Периодизация истории социологии. Исторические, научные и философские предпосылки оформления социологии.
Предмет и метод истории социологии как научной дисциплины. Принципы периодизации и подходы к периодизации истории социологии. Понятийно-категориальный аппарат истории социологии: парадигма, направление, школа, теория, концепция.
Исторические, политические и социально-экономические предпосылки возникновения социологии как науки. Социальные революции в Европе. Переход к индустриальному обществу. Становление общества модерна: индустриализм, гражданское общество, государство модерна.
Научные и культурные предпосылки. Естественнонаучные открытия XIX в. Институционализация науки. Социальных учений Просвещения: концепция закона; порядка; теории общественного договора; естественного права; теория прогресса. Экономические, политические и этические учения XVIII–XIX вв.
Планы практических занятий, форма промежуточной аттестации и фонд оценочных средств
Занятие 1.
Тема: История социологии как научная дисциплина. Периодизация истории социологии
Вопросы для подготовки к занятию
1. Предмет и метод историко-социологического знания.
2. Принципы периодизации истории социологии. Основные подходы к решению вопроса о времени возникновения и оформления социологии.
На практическом занятии используется метод дискуссии.
Литература: №№ 1, 2, 3 из общего списка рекомендованной литературы.
Учебно-методическое и информационное обеспечение
Учебная
10. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. – М., 2005.
11. Громов И., Мацкевич А., Семенов В. Западная теоретическая социология. – С.-Пб., 1996.
12. Полякова Н.Л. Афанасьев В.В. Немецкая социология. Учебное пособие. М., 2010.
13. История теоретической социологии. Т. 1. Отв. ред. и сост. Ю.Н. Давыдов. – М., 2010.
Первоисточники
14. Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.
15. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод и предназначение. – М., 1995.
16. Зиммель Г. Избранное. Т. 2. – М., 1996.
17. Конт О. Дух позитивной философии. – Ростов-на-Дону, 2003.
18. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 13.
19. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.. Т. 4.
20. Парето В. Компендиум по общей социологии. – М., 2008.
21. Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские. – Минск, 1998.
22. Тард Г. Законы подражания. – М., 1992.
23. Теннис Ф. Общность и общество. – Санкт-Петербург, 2002.
24. Уорд Л. Психические факторы цивилизации. – Санкт-Петербург, 2002.
Интернет-ресурсы
http://www.socio.msu.ru – сайт социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова («Электронная библиотека» и др.)
http://www.socio.msu.ru/vestnik/ - Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология;
http://sociology.ucoz.com – Журнал «Социология» (Российская социологическая ассоциация);
http://www.jourssa.ru – Журнал социологии и социальной антропологии (Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ);
http://www.isras.ru – Институт социологии РАН;
http://www.vestnik.isras.ru – Вестник Институту социологии РАН
http://sj.obliq.ru – «Социологический журнал»;
http://www.nir.ru/socio/scipubl/socis.htm – «Социологические исследования» (СОЦИС).
http://www.inion.ru/index26.php – Электронная библиотека ИНИОН РАН;
http://ecsocman.hse.ru - Федеральный образовательный портал «ЭСМ» (экономика, социология, менеджмент);
http://socioline.ru – портал учебников и монографий по социологии;
Приложение
Фонды оценочных средств
Критерии и процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине, характеризующих этапы формирования компетенций
Формируемые компетенции | Планируемые результаты обучения по дисциплине | Оценочные средства |
способность анализировать и оценивать философские проблемы при решении социальных и профессиональных задач (ОНК-2) | ЗНАТЬ: основных авторов и их идеи, явившихся основой для возникновения социологии как отдельной дисциплины УМЕТЬ: ориентироваться в научном информационном поле по проблеме возникновения социологии | Рефераты, доклады (тема 1,2) |
владение методологией научных исследований в профессиональной области (ОНК-4) | ЗНАТЬ: предмет, методологические установки, основную проблематику социологии классического периода УМЕТЬ: ориентироваться в научном информационном поле по проблеме классических теорий социологии | Рефераты и доклады (тема 1) Задание для самостоятельной работы темы 1 (4,5) |
способность выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного и профессионального саморазвития и самосовершенствования (ИК-9) | ЗНАТЬ: научные биографии, интеллектуальные точки роста социологов классических теорий. УМЕТЬ: анализировать, сравнивать, сопоставлять научное и интеллектуальное саморазвитие социологов классических теорий | Эссе (тема 3,4,6,7) |
способность к творчеству, порождению инновационных идей, выдвижению самостоятельных гипотез (СК-1) | ЗНАТЬ: творческо-инновационные идеи представителей классических теорий социологии УМЕТЬ: творчески подходить научному наследию классических теорий в социологии. Выдвигать самостоятельные гипотезы на основе знания научной социологической традиции. | Доклады на круглом столе (тема 6-7) |
способность к поиску, критическому анализу, обобщению и систематизации научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных путей и методов их достижения (СК-2) | ЗНАТЬ: альтернативные варианты решения исследовательских и практических задач и оценивать потенциальные выигрыши/проигрыши реализации этих вариантов УМЕТЬ: использовать полученные знания при исследовании различных социальных проблем современного общества | Доклады и рефераты (тема 7) сообщения с презентацией (тема 4) |
способность к самостоятельному обучению и разработке новых методов исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля деятельности; к инновационной научно-образовательной деятельности (СК-3) | ЗНАТЬ: основные социологические методы методологические подходы, предложенные в рамках классических теорий в социологии УМЕТЬ: Актуализировать методологию и методы классических теорий в социологии в современных социологических исследованиях, социально-технологических практиках. | Доклад с презентацией (тема 8-10-13); Круглый стол. |
владение классическими и современными социологическими теориями, новейшими тенденциями и направлениями современной социологии как основой профессиональной деятельности (ПК – 1) | ЗНАТЬ: основные направления социологической мысли в рамках классических теорий в социологии. УМЕТЬ: Анализировать место, роль и значение той или иной социологической школы, направления в современной социологии. | Эссе (тема 8-13) |
владение классическими и современными методологическими подходами и методами социологических исследований (ПК – 2) | ЗНАТЬ: основные методологические подходы сложившиеся в истории социологии и социологической теории УМЕТЬ: понимать особенности различных теоретических и эмпирических исследований, их соответствие поставленным целям, задачам, интерпретацию результатов исследования | рефераты и доклады темы (2-6); рефераты и доклады (тема 2-3); рефераты (тема 3) доклады и рефераты (тема 14-15) |
способность применять в профессиональной деятельности знания по теории и методологии социологии для решения теоретических и практических исследовательских задач, включая выявление социально значимых проблем, противоречий и проблемных ситуаций (ПК – 4) | ЗНАТЬ: основные научные направления теоретических и эмпирических исследований УМЕТЬ: работать с данными теоретических и эмпирических исследований | Промежуточная аттестация 1 Доклады и рефераты (тема 10-18); |
способность на основе социологической теории анализировать и интерпретировать социальную, демографическую, политическую, экономическую, культурную, духовно-религиозную и естественнонаучную информацию для решения профессиональных задач (ПК – 8) | ЗНАТЬ: Взгляды представителей классических теорий в социологии по широкому кругу проблем: социально-политического, культурно-религиозного, экономического характера. УМЕТЬ: Экстраполировать социальную информацию историко-социологической традиции на профессиональные задачи современного социолога | |
способность использовать знание теорий и методов социальных и гуманитарных наук в работе с методическим инструментарием, нормативными документами, информационными материалами для осуществления исследовательской, аналитической и консалтинговой деятельности (ПК – 11) | ЗНАТЬ: тексты, первоисточники, методы интерпретаций и анализа, социально-информационную базу классических теорий в социологии УМЕТЬ: анализировать тексты, информационные источники; давать оценку и интерпретацию информационному материалу; сопоставлять и сравнивать различную информацию | Конспекты первоисточников (по всем темам курса) |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова
Социологический факультет
«РАССМОТРЕНО» | «УТВЕРЖДЕНО» |
на заседании кафедры истории и теории социологии Протокол № от _____ апреля 2017 | Решением Ученого совета факультета Протокол №___ от ____________2017 г. |
Рабочая программа дисциплины
Классические теории социологии
Направление подготовки:
39.03.01 Социология
Присваиваемая квалификация:
Бакалавр
Форма обучения – очная
Москва
Авторы курса
доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой истории и теории социологии Социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
Добреньков В.И.
доктор социологических наук, профессор кафедры истории и теории социологии Социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
Кравченко А.И.
кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры истории и теории социологии Социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
Агапов П.В.
кандидат социологических наук, доцент кафедры истории и теории социологии Социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
Батуренко С.А.
Рецензенты
Бороноев Асалхан Ользонович
доктор философских наук,
профессор кафедры теории и истории социологии факультета социологии
Санкт-Петербургского государственного университета
Скворцов Николай Генрихович
доктор социологических наук,
профессор кафедры сравнительной социологии факультета социологии
Санкт-Петербургского государственного университета
Нарбут Николай Петрович
доктор социологических наук, профессор,
Заведующий кафедрой социологии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН
Тощенко Жан Терентьевич
доктор философских наук, профессор, член-корреспондент РАН,
заведующий кафедрой теории и истории социологии,
декан социологического факультета РГГУ
Характеристика курса
Состояние социологической теории в любой исторический период определяется прежде всего двумя базисными моментами. Первый состоит в том, что социология всегда стремится темати-зировать, описать и теоретически постичь наличное социальное состояние, или состояние общества на данный момент во всей совокупности его функций и проявлений, а также отыскать те основные социально-исторические факторы и обстоятельства, которые способствовали становлению и оформлению наличного состояния общества.
Второй момент заключается в том, что характер социологической теории в каждый период во многом определяется ее собственным историческим прошлым, тем путем, который проделала социологическая теория. Предметно-содержательное, логическое и методологическое развитие социологической теории в значительной мере задает общий теоретический горизонт, определяет проблемное поле и предоставляет инструментарий для многообразных конкретных и специализированных исследований социальной реальности.
Взаимодействие двух указанных моментов проявляется в том, что новизна наличного социального состояния модифицирует и расширяет общий горизонт унаследованной социологической теории, формулировку ее основных проблем. Новое социальное состояние требует трансформации старых теорий (или отказа от них) и создания новых.
В рамках настоящего курса предлагается всестороннее и систематическое изучение целостной картины возникновения и развития социологии в ее классический период на основе анализа трудов представителей данного периода.
2. Цели и задачи освоения дисциплины.
Цель изучения дисциплины: сформировать у обучающегося целостную картину возникновения и развития социологии как единой и конкретной науки от начала ее становления на рубеже XVIII-XIX веков до начала ХХ века во всей сложности поставленных и исследованных ею проблем, направлений исследований, методологических подходов и школ.
Задачи курса:
Для реализации поставленной цели в процессе преподавания дисциплины решаются следующие задачи:
- изучить и осуществить анализ фундаментальных социологических теорий, разработанных в конце XVIII – начале ХХ века;
- выявить методологические подходы и модели теоретического объяснения, заложившие главные тенденции развития социологии и определившие ее современное состояние;
- выявить историческую обусловленность социологического знания и историческую конкретность содержательного наполнения ее теорий;
- продемонстрировать возможность использования социологической теории для адекватного понимания социальной реальности и создания конкретных поведенческих, социальных и политических стратегий.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:
Универсальные компетенции:
а) общенаучные (ОНК-2, ОНК-4):
- способность анализировать и оценивать философские проблемы при решении социальных и профессиональных задач (ОНК-2);
- владение методологией научных исследований в профессиональной области (ОНК-4).
б) инструментальные (ИК-9, ИК-5):
- способность выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного и профессионального саморазвития и самосовершенствования (ИК-9);
в) системные (СК-1-5):
- способность к творчеству, порождению инновационных идей, выдвижению самостоятельных гипотез (СК-1);
- способность к поиску, критическому анализу, обобщению и систематизации научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных путей и методов их достижения (СК-2);
- способность к самостоятельному обучению и разработке новых методов исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля деятельности; к инновационной научно-образовательной деятельности (СК-3).
Профессиональные компетенции: (ПК-1-8, ПК-11-12)
научно-исследовательская деятельность:
- владение классическими и современными социологическими теориями, новейшими тенденциями и направлениями современной социологии как основой профессиональной деятельности (ПК – 1);
- владение классическими и современными методологическими подходами и методами социологических исследований (ПК – 2);
- способность применять в профессиональной деятельности знания по теории и
методологии социологии для решения теоретических и практических исследовательских задач, включая выявление социально значимых проблем, противоречий и проблемных ситуаций (ПК – 4);
- способность на основе социологической теории анализировать и интерпретировать социальную, демографическую, политическую, экономическую, культурную, духовно-религиозную и естественнонаучную информацию для решения профессиональных задач (ПК – 8).
производственно-прикладная деятельность:
- способность использовать знание теорий и методов социальных и гуманитарных наук в работе с методическим инструментарием, нормативными документами, информационными материалами для осуществления исследовательской, аналитической и консалтинговой деятельности (ПК – 11).
4. Место дисциплины в структуре Основной образовательной программы
Дисциплина «Классические теории социологии» является базовой для всего профессионального цикла. Она открывает курс (состоящий из четырех учебных дисциплин) по истории теоретической социологии. Дисциплина содержит историю становления социологического знания во всем многообразии его теорий, проблем, методологических подходов и понятийной специфики. В основу преподавания дисциплины положен принцип целостного подхода к интерпретации классических социологических теорий, содержащих теорию социологического метода, формальную теорию общества, теорию социального развития и материальную теорию общества. Дисциплина изучается в 3 семестре.
Общая трудоемкость дисциплины 4 зач. ед. (144 академических часа). Курс читается в осеннем семестре. Промежуточный аттестация – экзамен.
5. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы
знать:
– классические социологические теории XIX – начала ХХ веков, их специфику и оригинальную понятийность;
- основные методологические подходы, оформившиеся в классической социологии и определившие дальнейшее развитие социологии, такие как позитивизм, социология понимания, исторический материализм, социологизм и т.д.;
- основные школы и теоретические направления развития социологии в указанный период;
- теории социального развития и изменения;
- теории общества классической социологии, как формальные, так и материальные;
уметь:
- анализировать теоретическое наследие классических теорий во всем его многообразии;
- применять в профессиональной деятельности знание классической социологической теории для анализа проблем развития и становления социологического знания;
- выстаивать логику развития социологической теории и выявлять механизмы преемственности, традиции и генетической связи социологических идей и теорий;
- использовать знание классических социологических теорий для анализа генезиса и трансформации социальных форм и процессов;
владеть:
- навыками исторического анализа социологического знания, социологических проблем и их решений;
- навыками конкретного исторического увязывания реальных социальных проблем и их научно-теоретического решения в рамках социологического знания;
- навыками использования знания классических социологических теорий в осуществлении научного историко-социологического исследования.
6. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся:
Объем дисциплины составляет 4 зачетные единицы, всего 144 часа, из которых 72 часов составляет контактная работа студента с преподавателем, 72 часа составляет самостоятельная работа студента.
7. Формат обучения – очно.
8. Используемые образовательные и научно-исследовательские технологии.
А. Образовательные технологии:
- Проведение лекционных занятий;
- Проведение лекционно-практических занятий дискуссионного формата;
- Применение интерактивных обучающих технологий: групповые дискуссии, круглые столы;
- Использование творческих заданий (эссе) и разработка индивидуальных и групповых проектов;
- Формирование индивидуальных образовательных траекторий посредством проведения учебных исследований.
Б. Научно-исследовательские технологии:
- стимулирование внимательного прочтения и конспектирования первоисточников;
- стимулирование поиска дополнительной информации для подготовки к групповым дискуссиям по темам дисциплины;
- стимулирование работы студентов с материалами периодических научных изданий; интернет-источников; международных научных электронных баз для поиска информации о применении разработанной теоретико-методологической базы к изучению современных проблем общества.
Методика проведения занятий:курс является лекционно-практическим, предполагает активное включение в занятия дискуссионного формата, выполнение и обсуждения индивидуальных и групповых заданий, мини-дискуссий, конспектирования п