Социологическое творчество Э. Бёрджесса
Эрнст Бёрджесс родился в 1886 г. в Тилбери (штат Онтарио, Канада) в семье священника. Когда ему было два с половиной года, семья переехала из Канады в США. В 1905 г. Э. Бёрджесс поступил в колледж, один из профессоров которого, являвшийся выпускником социологического факультета Чикагского университета, рекомендовал талантливого молодого человека А. Смоллу, декану этого факультета. После собеседования Э. Бёрджесс был принят в университет. Отцы-основатели чикагской социологической школы (А. Смолл, Дж. Винсент, Ч. Хендерсон и У. Томас) оказала на Э. Бёрджесса серьезное влияние. Так, под влиянием У. Томаса и Дж. Винсента Э. Бёрджесс увлекся изучением расовых и этнических проблем.
По окончании университета Э. Бёрджесс несколько лет работал в университетах Толедо (Иллинойс), Канзасском, Огайо. Защитив докторскую диссертацию на тему «Функция социализации в социальной эволюции», Э. Бёрджесс в 1916 г. возвращается в Чикагский университет, где и проработал до конца жизни. С этого времени начинается его почти тридцатилетнее сотрудничество с Р. Парком. Э. Бёрджесс принимает самое деятельное участие в разнообразных начинаниях факультета: читает спецкурсы по социальной патологии, социальной интерпретации криминологии, социологии семьи, теории личности, вводный курс по социологии, разработка которого под руководством Р. Парка завершилась изданием в 1921 году знаменитого учебника «Введение в науку социологию».
Кроме того, Э. Бёрджесс с Р. Парком разработали курс по методам эмпирических исследований, который впоследствии был опубликован в качестве учебника по методам социологического исследования и стал своего рода приложением к основному, теоретическому учебнику. Э. Бёрджесс рассматривает такие методы, как case-study, исторический метод, статистические методы, а также наблюдение, интервью, анализ личных документов, социальное картографирование.
Больше всего Э. Бёрджесс интересовался социальным картографированием. Этот метод стал основным способом сбора информации в рамках глобальной исследовательской программы по изучению Чикаго «Город как социальная лаборатория». Метод социального картографирования предполагал сбор объективной информации о различных социальных процессах, происходящих в городе, и фиксацию этой информации в виде социальных карт. К их составлению Э. Бёрджесс привлек студентов. Они под его руководством создали целый ряд социальных карт Чикаго – мест проведения досуга (танцплощадок, кинотеатров, театров и др.), мест сосредоточения подростковой преступности, мест расположения тех или иных этнических общин (итальянцев, немцев, негров, мулатов, китайцев и т.д.). Анализ совокупности карт позволил разработать модель городской социальной среды.
Разработанная Э. Бёрджессом концепция городского развития основывается на социально-экологическом подходе Р. Парка и представлена в его (Э. Бёрджесса) классической работе «Рост города: введение в исследовательский проект» (1925). Здесь он впервые на примере Чикаго развивает идею концентрических зон. В совместной работе Парка, Бёрджесса и Маккензи «Город» (1926) описываются основные концентрические зоны, дающие пространственное представление о социальной структуре Чикаго:
– центральный деловой район. Здесь сосредоточены административные учреждения, офисы компаний и банков, дорогие гостиницы и супермаркеты. Центр непосредственно окружают трущобы и районы ветхого жилья. Когда-то в прошлом здесь находились городские окраины, но по мере разрастания города жилые здания устарели и потеряли свою привлекательность. Их обитателями являются бродяги, нищие, безработные, свободные художники и чернорабочие.
– транзитная (или переходная) зона, где сосредоточены промышленные предприятия.
– зона рабочих кварталов, где сосредоточены многоквартирные дома и селятся промышленные рабочие.
– зона фешенебельных кварталов и особняков.
Завершались концентрические «полукружья» опоясывавшей в районе озер весь город пригородной зоной. Указанные зоны связывались друг с другом транспортными артериями, которые создавали пространственные условия для существования транзитных зон. Такая территориальная структура города связана с экологическим распределением и обособлением различных видов деятельности.
Сами зоны отграничиваются друг от друга по ряду критериев, главный среди которых – цены на землю. В центре города, где цены на землю самые высокие, сосредоточены самые престижные виды занятий (управление, торговля, бизнес и т.п.). И, наоборот, наименее привлекательные для жизни районы оказываются средой обитания низших социальных классов.
На основе данной модели Э. Бёрджесс выделил в Чикаго 75 существенно отличающихся «естественных» районов, более 300 соседских общин, которые образуют пространственный тип Чикаго, который до настоящего времени существенно не изменился.
Изучение каждого естественного района предполагало, во-первых, определение пространственного образа района, размещение соседских общин, инфраструктуры, мест отдыха и т.д.; во-вторых, изучение обычаев, стереотипов, образа жизни, культурного облика общин. Основной процесс, лежащий в основе роста города и изменения городской среды, - это миграция (мобильность семей, индивидов, институтов). Пространственная мобильность рассматривалась Э. Бёрджессом как показатель и ускоритель (катализатор) социальной мобильности.
Помимо чисто описательных целей перед исследовательской группой стояла также задача налаживания социального контроля, регуляции взаимодействия различных городских сообществ, адаптации и социализации мигрантов. Самым явным и болезненным проявлением дезорганизации был рост преступности среди молодежи, особенно среди мигрантов. Именно поэтому первые социальные карты, созданные Э. Бёрджессом, и были карты распределения подростковой преступности.
Помимо успехов в научной работе, Э. Бёрджесс проявил себя как хороший организатор. Он установил хорошие отношения с руководителями Чикаго, заинтересовал их своими исследованиями. Кроме того, ученый внес большой вклад в развитие Американской социологической ассоциации. В течение 10 лет (1920-1930) он был ее секретарем, в 1934 г. – президентом, а в 1936-1940 гг. работал главным редактором «American Journal of Sociology».
В последние годы жизни Э. Бёрджесс часто болел и в 1966 г. умер в Чикаго. Все свое имущество он завещал университету с тем, чтобы там был основан фонд Э. Бёрджесс для помощи студентам и развития социологических исследований.
Вопросы и задания по теме
1. В каком году был основан социологический факультет Чикагского университета?
а) в 1783;
б) в 1892;
в) в 1851;
г) в 1905;
д) в 1920;
е) в 1883.
2. Кто входил в так называемую «большую четверку» социологов, оказавших большое влияние на становление чикагской социологической школы?
а) Ф. Гиддингс;
б) У. Самнер;
в) А. Смолл;
г) У. Томас;
д) Р. Парк;
е) Э. Бёрджесс;
ж) Ч. Хендерсон;
з) Дж. Винсент;
3. Как назывался учебник по социологии, выпущенный Р. Парком и Э. Бёрджессом в 1921 году?
а) «Социология»;
б) «Социология как предмет изучения»;
в) «Введение в науку социологию»;
г) «Социальная экология»;
д) «Краткий курс социологии для студентов».
4. Какой метод, главным образом, использовали Томас и Знанецкий при проведении своего исследования польского крестьянства в США и Восточной Европе?
а) метод изучения личных документов;
б) метод социального картографирования;
в) метод фокусированного группового интервью;
г) наблюдение;
д) контент-анализ;
е) исторический метод.
5. Какую концепцию предложил Э. Бёрджесс для характеристики социальной и пространственной структуры Чикаго?
а) концепцию установки;
б) концепцию концентрических зон;
в) концепцию конвергенции;
г) концепцию диссипации;
д) концепцию ассимиляции;
е) концепцию референтных групп.
6. Кто является основателем социологического факультета Чикагского университета?
а) Ф. Гиддингс;
б) У. Самнер;
в) А. Смолл;
г) Л. Уорд;
д) Р. Парк;
е) Э. Бёрджесс.
7. Кто в 1894 году выпустил первый учебник по социологии?
а) Р. Парк и Э. Бёрджесс;
б) А. Смолл и Дж. Винсент;
в) У. Томас и Ф. Знанецкий;
г) Р. Парк и У. Томас;
д) А. Смолл и Р. Парк;
е) Э. Бержесс и Л. Вирт.
8. Как называлась совместная работа У. Томаса и Ф. Знанецкого, вышедшая в 1918-1920 годах?
а) «Польский крестьянин в Европе и Америке»;
б) «Польский крестьянин в Восточной и Западной Европе»;
в) «Польский крестьянин»;
г) «Русский крестьянин в Европе и Америке».
9. Соотнесите наименование социального характера (актора) с его характеристикой (по У. Томасу и Ф. Знанецкому).
1. Творческий. | а) Представители данного типа отличаются спонтанностью поведенческих реакций. Их характер не сформирован, аморфен. В изменившихся условиях жизни люди данного типа способны быстро приспособиться к этим условиям. |
2. Филистерский (мещанский). | б) Представители данного типа в своем поведении сочетают традиционализм и новаторство. Они обладают оптимальным характером для успешной жизни в обществе. Они способны создавать условия для конструирования более перспективных социальных систем. |
3. Богемный. | в) К данному типу относятся конформисты. Они не принимают новации и неожиданности, желают существовать в стабильных, неизменных условиях и идти ранее проторенными путям. Для них любое серьезное и неожиданное изменение в условиях жизни нередко ведет к дезорганизации их деятельности. |
10. Какие основные социальные процессы выделял Р. Парк?
а) конкуренция;
б) аккомодация;
в) социализация;
г) конфликт;
д) ассимиляция;
е) интеграция;
ж) экстраполяция;
з) интериоризация;
и) рассеивание.
11. Воспроизведите в верной последовательности основные этапы перехода от биотического уровня к социальному (по Р. Парку).
а) экономический порядок;
б) экологический (территориальный) порядок;
в) политический порядок.
12. Какой метод сбора информации использовал Э. Бёрджесс в рамках исследовательской программы по изучению Чикаго «Город как социальная лаборатория»?
а) метод изучения личных документов;
б) метод социального картографирования;
в) метод фокусированного группового интервью;
г) наблюдение;
д) контент-анализ;
е) исторический метод.