Работы Э. Дюркгейма «Самоубийство» (1897)
Исследование Дюркгейма «Самоубийство» (1897) основано на анализе статистического материала, характеризующего динамику самоубийств в различных европейских странах. Э. Дюркгейм заинтересовался проблемой самоубийства потому, что рассматривал уровень самоубийств в том или ином обществе в качестве индикатора социальной солидарности. Этот индикатор очень удобен, так как явление самоубийства можно измерить и количественно выразить, опираясь на статистические данные.
Французский социолог отвергает любое объяснение данного явления несоциальными факторами (психологическими, психопатологическими, климатическими, сезонными и др.). Только социология способна объяснить различия в количестве самоубийств, наблюдаемые в разных странах и в разные периоды. Э. Дюркгейм выявил связь самоубийств с принадлежностью к определенным социальным группам и установил зависимость числа самоубийств от степени ценностно-нормативной интеграции общества (группы). Можно сказать, что причина самоубийств, по его мнению, кроется в характере взаимодействия индивида и группы.
Э. Дюркгейм обратил внимание на тот факт, что процентное отношение самоубийств, то есть частота для данного населения, относительно постоянно. Определенный процент самоубийств отличает один регион от другого. Он меняется не произвольно, а в зависимости от многих обстоятельств. Задача социолога – выявить корреляции между обстоятельствами и колебаниями уровня самоубийств.
Э. Дюркгейм полагает, что, исходя из статистических корреляций, можно определить типы самоубийств. Он выделяет три основных типа: эгоистическое, альтруистическое и аномическое. Эгоистическое самоубийство имеет место в случае слабости социальных (групповых) связей индивида, в результате чего он остается наедине с самим собой и утрачивает смысл жизни. Люди, по мнению Э. Дюркгейма, более склонны к покушению на свою жизнь, когда они думают о самих себе, когда они не интегрированы в социальную группу, когда двигающие ими желания не соотнесены с групповой оценкой этих желаний, со значением долга, налагаемого близкой и прочной окружающей средой.
Альтруистическое самоубийство, наоборот, связано с полным поглощением обществом индивида, отдающего ради него свою жизнь, то есть не видящего ее смысл вне ее самой. Например, во многих архаических обществах вслед за умершим мужем уходила из жизни его вдова. В этом случае индивид идет на смерть в соответствии с социальными императивами, даже не думая отстаивать свое право на жизнь. Точно так же командир корабля, не желая пережить его гибель или позор поражения, кончает жизнь самоубийством. Э. Дюркгейм выявил, что альтруистические самоубийства распространены в основном в сильно сплоченных группах, в группах с высокой интеграцией. Так, например, он обнаружил возрастание частоты самоубийств в армии у военных определенного звания и возраста.
Аномическое самоубийство обусловлено состоянием аномии в обществе. Аномия (от франц. anomie – отсутствие закона, организации) – нравственно-психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом общества, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализации для большинства. Выражается в отчужденности человека от общества, апатии, разочарованности в жизни, преступности. Данный тип самоубийства особенно интересует Э. Дюркгейма, поскольку он наиболее характерен для современного общества, жизнь в котором не регламентируется обычаями; индивиды постоянно соперничают друг с другом; они многого ждут от жизни, их запросы велики, их постоянно подстерегают страдания, рождающиеся из диспропорции между чаяниями и их удовлетворением. Такая атмосфера тревоги способствует развитию «суицидального течения».
Таким образом, самоубийства, по Дюркгейму, – это индивидуальные феномены, причины которых в основном социальные. Следовательно, определенный уровень самоубийств может считаться нормой, также, как и определенный уровень преступности. Однако, тенденция к увеличению количества самоубийств (в основном за счет аномических самоубийств), выявленная Э. Дюркгеймом, по его мнению, является ненормальной, патологической.
Э. Дюркгейм пытается выявить наиболее надежные способы социальной интеграции, которые позволили бы человеку обрести опору в виде норм и ценностей. Он рассматривает такие средства, как семья, религиозная, политическая и профессиональная группы. Первые три группы, по мнению Дюркгейма, не способны стать факторами социальной солидарности. Семья постепенно утрачивает свои функции (образование, воспитание, экономическая функция). Данные статистики свидетельствуют о том, что показатель аномических самоубийств среди одиноких не больше, чем у тех, кто состоит в браке. Государство, или политическая группа, находится слишком далеко от индивида, оно слишком абстрактно и не может способствовать социальной интеграции. Религия в современном обществе также не способна сплотить людей. Если прежде религия была основой дисциплины, то сейчас она, по Э. Дюркгейму, приобретает абстрактный и интеллектуальный характер, теряя функцию принуждения. Единственная общественная группа, которая может способствовать вовлечению индивидов в коллектив, – это профессиональная группа («корпорация»).