Концепция общественно-экономических формаций

К. Маркса

К. Маркс одним из первых в истории социально-гуманитарного знания разработал развернутое представление об обществе как системе. Это представление воплощено в его понятии «общественно-экономическая фор­мация». Общественная формация – это социальная система, состоящая из взаимосвязанных элементов и находящаяся в состоянии неустойчивого равновесия. Основанием общественно-экономической формации, по К. Марксу, лежит способ производ­ства материальных благ, то есть экономическая подсистема.

А.Б. Гофман обращает внимание на то, что К. Маркс понимал под производством весь цикл движения про­изводимого блага, в который входят собственно производство, распределение, обмен и потребление. Особое значение, по К. Марксу, имеет потребление, так как без него нет производ­ства (так же, как и без производства нет потребления).

Способ производства имеет две стороны: производительные силы и производ­ственные отношения. К производительным силам относятся все имеющиеся в распоряжении общества ресурсы и средства, обес­печивающие процесс производства: вовлеченные в производство естественные и челове­ческие ресурсы, средства производства, уровень науки и ее технологическое применение. Главной производительной силой общества К. Маркс считал человека. Производственные отношения – это отношения людей по поводу производства материальных благ. Они выра­жаются в различных формах собственности на средства производства.

Способ производства составляет системообразующий компонент социальной сис­темы, определяющий остальные ее компоненты. Он создает качественную определенность общественной формации и отличает одну формацию от другой. Способ производства образует базис общества. Помимо базиса, общест­венная формация включает в себя надстройку. В нее К. Маркс включал прежде всего юри­дические и политические отношения и институты, а также все остальные сферы общественного сознания: мораль, рели­гию, искусство, науку и др.

Несмотря на свою жесткую материалистическую позицию, К. Маркс полагал, что надстройка может быть относительно независима от базиса. Надстройка подчиняется своим законам, которые не совпадают с законами развития базиса. Кроме того, надстройка способна оказывать обратное влияние на базис. Некоторые эле­менты надстройки вообще не зависят от базиса. Например, в Древней Греции V-IV вв. до н.э. производительные силы, в частности, и экономика, в целом, были на очень низком уровне развития в то время, как в сфере искусства создавались величайшие шедевры, служившие источником вдохновения для живописцев и скульпторов в течение многих столетий.

В структуру общественно-экономической формации, помимо базиса и надстройки, входит определенная социальная структура. Социальная дифференциация, по К. Марксу, является выражением способа производства, характерного для данной формации. Кроме того, общественная формация включает в себя такие компоненты, как форма семьи, образ жизни и повседневная деятельность людей.

Проанализировав значительный массив историко-статистического материала К. Маркс разработал классификацию общественных формаций. Все формации немецкий мыслитель делил на антагонистические, которые основываются на частной собственности, и неантагонистические, характеризующиеся коллективной собственностью на средства производства, а, следовательно, отсутствием классовых противоречий. Всего К. Маркс рассматривал пять общественных формаций:

1) первобытную;

2) рабовладельческую;

3) феодальную;

4) буржуазную;

5) коммунистическую.

Перво­бытная формация основана на коллективной общинной собственности и кровно-родст­венных отношениях. Следующие три формации базируются на частной собственности на средства производства, а потому отношения носят в них антагонистический характер. Чертам будущей коммунистической формации К. Маркс уделяет значительное внимание в работе «Критика Готской программы», где выделяются следующие характеристики ком­мунистической формации:

1) исчезновение подчинения человека порабощающему его разделению труда;

2) исчезновение противоположности умственного и физического труда;

3) превращение труда из средства жизни в первую потребность жизни;

4) всестороннее развитие индивидов;

5) небывалый рост производительных сил общества и общественного богатства;

6) реализация принципа «каждый по способностям, каждому по потребностям».

Для К. Маркса общественные формации – не просто социальные системы той или иной сложности. Это этапы общественного прогресса, ведущие от «предыстории» к «подлин­ной» истории человечества.

К. Маркс дополнял свою классификацию понятием «азиатский способ производства». Азиатский способ производства – особая общественная формация, занимающая промежу­точное историческое положение между первобытной и рабовладельческой формациями и основанная на системе земельных общин, объединенных государством, которое является собственником средств производства. Такие общества были характерны для восточных деспотий, формировавшихся в последние пять столетий до н.э. Кроме того, понятие азиатского способа производства позволяло выйти за жесткие рамки деления истории на пять формаций.

Наши рекомендации