Групповая психология Г. Тарда и Г. Лебона

Габриеля Тарда (1843-1904) по праву считают выдающимся социологом и криминологом. Он стоял у истоков психологического направления в социологии. Г. Тард родился в небольшом городке Сарла на юго-западе Франции. Получив классическое образование в местной школе, Г. Тард изучал право в университетах Тулузы и Парижа. Став юристом, он с 1869 по 1894 годы служил в судах родного Сарла сначала помощником судьи, а потом судьей.

В конце XIX века издаются наиболее известные социологические работы Г. Тарда: «Законы подражания» (1890), «Социальная логика» (1895), «Общественное мнение и толпа» (1902). Его академическая карьера началась лишь в 1896 году, когда Г. Тарду было уже за пятьдесят. Он преподавал в Свободной школе политических наук и в Свободном колледже социальных наук. В 1900 году Г. Тард становится заведующим кафедрой современной философии в Коллеж де Франс и избирается членом Ака­демии моральных и политических наук.

Главной задачей науки Г. Тард считает поиск общих закономерностей, сходств в кажущемся хаосе окружающего мира. Французский мыслитель выделил три формы подобных закономерностей, проявляющих себя в физическом, биологическом и социальном мирах. Это повторение, противопоставление и приспособление. В «Социальных законах» он писал: «повторение, противопоставление и приспособление – это три ключа, которые употребляет наука, чтобы раскрыть тайники вселенной. Она ищет не причины явлений, а законы их повторения, противоположения и приспособления».[37]

Г. Тард полагает, что социология как наука о социальных явлениях и процессах должна основываться на социальной психологии. Французский ученый четко разделяет индивидуальную и социальную психологию: «первая касается отношений ума ко всей совокупности других внешних предметов, вторая изучает или должна изучать взаимные отношения умов, их влияния».[38] Таким образом, социология, по Г. Тарду, должна сосредоточиться на исследовании взаимодействия индивидуальных сознаний.

Основной движущей силой развития общества Г. Тард считает изобретение. Он использует данное понятие в широком смысле. Изобретения, по Г. Тарду, - это любые изменения, инновации, улучшения в самых различных социальных сферах: языке, религии, политике, праве, промышленности, искусстве и др. Социальная эволюция осуществляется благодаря подобным изобретениям и подражанию, посредством которого эти новшества воспроизводятся, распространяются и сохраняются в обществе. Изобретение и подражание, таким образом, представляют собой два основных социальных факта.

В «Законах подражания» Г. Тард отмечает, что подражание, будучи главным социальным фактором, является частным случаем всеобщего закона повторения. Аналогом подражания в живой природе выступает наследственность. В неживой природе закон повторения проявляется в форме колебаний (вибраций). Согласно всеобщему закону повторения все сходства, имеющие место в природе, можно, по мнению французского социолога, объяснить периодическими колебательными движениями. Похожесть живых организмов обусловлена наследственной передачей признаков. А аналогичные социальные факты, явления и процессы являются следствием подражания в его различных формах (мода, обычай, образование и др.).

Г. Тард рассматривает подражание как своего рода гипнотизм. Некоторым людям от природы свойственны привлекательность, магнетизм. Эти люди способны подчинять своей воле других людей, которые, находясь под властью их обаяния, во всем стремятся им подражать. Речь идет не только о выдающихся исторических деятелях, таких, как Александр Македонский, Юлий Цезарь, Наполеон Бонапарт и др. Мы бессознательно подражаем родителям, школьному учителю, политическому лидеру, начальнику на работе и т.д. Другими словами, Г. Тард полагает, что подражание происходит вследствие природной иррациональной склонности человека копировать действия других.

Подражание, по Г. Тарду, может принимать разные формы. Французский социолог рассматривает точные и неточные, сознательные и бессознательные, преднамеренные и случайные, добровольные и принудительные акты подражания. Несмотря на то, что изобретения постоянно усложняются, они, по мнению Г. Тарда, копируются с достаточно высокой точностью. Ученый объясняет данное обстоятельство тем, что человеческая способность к подражанию развивается быстрее, нежели растет количество и сложность инноваций. Таким образом, неточные подражания постепенно уступают место точным.

По своей сути изобретение (как описывает его Г. Тард) представляет собой решение определенной проблемы. Оно позволяет сделать жизнь людей удобнее. Проблемы и потребности у всех индивидов примерно одни и те же, что обусловлено природой человека. Стало быть, весьма вероятна следующая ситуация: в разных частях света, в разных странах могут появиться изобретения (новые нормы, ценности, религиозные догмы, обычаи, теории и т.п.), решающие одну и ту же проблему или удовлетворяющие одну и ту же потребность. Эти изобретения будут какое-то время независимо друг от друга распространяться на близлежащих территориях до тех пор, пока не встретятся.

Встреча двух подражательных актов, по мнению Г. Тарда, может привести к двум разным исходам. Если изобретения, встретившиеся в результате столкновения двух волн подражания в индивидуальном или коллективном сознании, дополняют друг друга, они могут объединиться, создав тем самым новое изобретение. Данное изобретение также будет распространяться путем подражания. Если же эти изобретения являются взаимоисключающими и не могут существовать вместе, начинается борьба между ними, которая завершается победой одного из новшеств. В первом случае мы имеем дело с логическим союзом подражаний, а во втором – с логической дуэлью.

Логическая дуэль не только позволяет выявить более жизнеспособное изобретение. Она, по мнению Г. Тарда, может стать стимулом для совершенствования, развития «участников» поединка. Логическая дуэль подражаний представляет собой проявление всеобщего закона противоположения. Французский социолог считает, что противоположение является неизбежным следствием всеобщего подражания. Различные социальные факты (идеи, научные законы, религиозные практики, технические приемы и др.) распространяются посредством подражания в геометрической прогрессии. Встреча противоположных социальных фактов является, по мнению Г. Тарда, вопросом времени. Она неотвратима. В результате конкурирующие изобретения интерферируют между собою, то есть имеет место конфликт подражаний.

Г. Тард отмечает, что противоположение как борьба между изобретениями может принимать три основные формы: войны, конкуренции и спора. При этом, утверждает социолог, в ходе исторического процесса противоположение становится более гуманным и продуктивным.

Подражание в обществе, утверждает Г. Тард, тесно связано с еще одним фундаментальным процессом – приспособлением. Суть данного процесса ученый сводит к взаимному приспособлению двух индивидов, «из которых один учится, а другой поучает, один повелевает и другой повинуется, один производит и продает, другой покупает и потребляет, один – актер, поэт или художник, другой – зритель, читатель или любитель».[39]

Г. Тард отмечает, что процессы подражания, противоположения и приспособления в обществе взаимосвязаны. Цикл начинается с подражания. Изобретение путем повторения распространяется и утверждается в обществе. В определенный момент оно сталкивается с другим, конкурирующим изобретением. Если данные изобретения совместимы, они объединяются, создавая тем самым новое, более сложное изобретение (логический союз), которое продолжает распространяться посредством подражания. В случае несовместимости этих новшеств, между ними начинается борьба – противоположение (логическая дуэль подражаний). Итогом противоположения является победа одного из противоборствующих изобретений. Это и есть приспособление.

Г. Тард отмечает, что не все изобретения распространяются путем подражания. Французский мыслитель выделяет два вида факторов (причин) подражания: природные и социальные. К природным факторам относятся расово-антропологические характеристики людей, особенности климата, флоры, фауны. Они, полагает Г. Тард, могут влиять на мифологию, искусство, промышленность того или иного общества. Социальные факторы, которые французский социолог считает основными, включают в себя логические и нелогические причины.

Логические причины распространения инноваций не связаны ни с субъективными предпочтениями индивидов, ни с личностью изобретателя, ни с местом появления данной инновации. Они обусловлены самой природой изобретения. Если одно новшество полезнее или эффективнее другого, то именно оно, согласно логическому закону подражания, распространится в обществе. Однако, Г. Тард считает, что распространение инноваций происходит, главным образом, нелогическим путем, так как логические действия довольно редки в обществе. Люди склонны оценивать новшества не с точки зрения логики, а исходя из их престижности, модности, порой, даже времени и места появления этих новшеств.

Г. Тард описывает три нелогических закона подражания:

1) внутренние образцы, как правило, распространяются посредством подражания раньше, чем внешние. Это значит, что сначала распространяются идеи, верования, представления, а потом уже внешние, материальные атрибуты.

2) примеры выдающихся личностей, высших классов и привилегированных территорий более предпочтительны по сравнению с примерами простых людей, средних и низших классов и обычных местностей. Иными словами, низшие всегда подражают высшим: плебеи патрициям, простолюдины аристократам, провинциалы парижанам, крестьяне горожанам.

3) люди склонны подражать либо примеру своих предков, либо современным образцам. Здесь Г. Тард рассматривает такие формы подражания, как обычай и мода. Обычай – это подражание чему-то старому, привычному, а мода – подражание новому, необычному. Французский социолог анализирует данные феномены в их взаимосвязи. Каждый обычай на момент своего появления был инновацией, которая посредством подражания распространялась среди людей как веяние моды. По прошествии многих веков это изобретение превратилось в привычку. Поэтому можно сказать, что обычай есть то, что было модно раньше, а сейчас стало привычным.

Исследовать социальные феномены Г. Тард предлагает с помощью археологического и статистического методов. Так как все социальные феномены, по мнению ученого, сводятся, в конечном счете, либо к изобретениям, либо к подражаниям, то изучать нужно, прежде всего, именно эти явления. Археология позволяет составить представление об изобретениях и подражаниях прошлого. Исследования археологов, полагает Г. Тард, убеждают нас в том, что благодаря взаимному подражанию цивилизации прошлого имели гораздо больше сходств, чем различий. Кроме того, археология в отличие от истории дает объективное знание.

Статистики, как и археологи, также стремятся к объективности. Они игнорируют детали. Если археологи занимаются сбором и классификацией сходных артефактов прошлого, то статистики исследуют бесчисленное множество повторяющихся явлений, действий и процессов современности (производство, обмен, потребление, преступление, рождение, вступление в брак и др.). Изменение количественных характеристик данных явлений и процессов имеет важные последствия для всего общества. Статистика, по мнению Г. Тарда, как и археология, сводится, в конечном счете, к изучению изобретений и их распространению посредством подражания. Археологию французский мыслитель сравнивал с палеонтологией, а статистику – с физиологией.

Г. Тард внес значительный вклад в изучение массового поведения индивидов. В своих работах он рассматривал такие типы социальных общностей, как толпа и публика. Исследование толпы в середине – второй половине XIX века представляло для ученых не только теоретический, но и практический интерес. Толпы сыграли значимую роль в крупных революционных событиях в Европе конца XVIII – середины XIX веков (Великая французская революция, революции 1848-1849 годов, Парижская коммуна 1871 года).

Г. Тард рассматривал толпу как группу людей, собравшихся в одном месте в одно время. В работе «Общественное мнение и толпа» (1902) социолог писал: «толпа – это социальная группа прошлого; после се­мьи она самая старинная из всех социальных групп».[40] Г. Тард описал механизм роста толпы. Он полагал, что в силу особенностей своего возникновения (в результате пространственной близости индивидов) толпа не может расширяться дальше определенного предела. Чем дальше члены толпы находятся от ее лидера, тем слабее влияние последнего. Когда толпа достигает таких размеров, что ее вожаки более не в силах держать ее повиновении, толпа распадается.

Кроме того, французский социолог выделил основные характеристики толпы: «чудовищная нетер­пимость, забавная гордость, болезненная восприимчивость, дово­дящее до безумия чувство безнаказанности, рожденное иллюзией своего всемогущества и совершенная утрата чувства меры, зави­сящая от возбуждения доведенного до крайности взаимным раз­жиганием».[41] Г. Тард сравнивал толпу с группой душевнобольных, указывая на такие их общие свойства, как чрезмерная гордость, нетерпимость и неумеренность.

Г. Тард в книге «Общественное мнение и толпа» предложил классификацию толпы. В рамках данной классификации ученый выделил четыре вида толпы: ожидающую, внимающую, манифестантскую и действующую.

Ожидающая толпа собирается ради какого-либо события: прибытия поезда, проезда царственного кортежа, поднятия занавеса в театре и т.п. Людей в ожидающей толпе объединяет коллективное любопытство. Внимающая толпа ориентирована на выступление оратора, проповедника, профессора, артиста. Манифестантские толпы, по мнению французского социолога, занимают промежуточное положение между толпами активными и пассивными. «Что бы они ни проявляли – свое убеждение, свою страстную любовь или ненависть, радость или печаль, - они всегда проявляют это со свойственным им преувеличением».[42] Действующие толпы характеризуются активной установкой по отношению к окружающему миру. Однако, Г. Тард отмечает, что данная активность имеет преимущественно деструктивный характер. Толпе свойственно лишь уничтожать, разрушать что-либо, а вот создать толпа ничего не может. Все, что создано в рамках современной цивилизации, утверждает Г. Тард, создано организованными ассоциациями индивидов.

Если толпа как группа обусловлена пространственной близостью индивидов, то публика, по мнению Г. Тарда, представляет собой духовную общность людей. Разделение общества на разного рода публику есть «разделение чисто психологи­ческого характера, соответствующее различного рода состоянию умов».[43] Французский мыслитель, характеризуя публику, постоянно сравнивает ее с толпой. Толпа и публика, по его мнению, представляют собой два крайних полюса социальной эволюции.

Толпа – это одна из древнейших социальных групп, а публика – это феномен, который появился относительно недавно. Г. Тард отмечает, что публика начинает проявлять себя приблизительно в конце XVII – начале XVIII веков во времена правления Людовика XIV. Еще одно отличие между толпой и публикой Г. Тард усматривает в типе социальных связей, характерных для данных общностей. Толпа на короткий промежуток времени полностью поглощает человека, овладевает его сознанием. Индивид в толпе слепо верит в какую-то одну идею, решительно отрицая все остальные. Поэтому одновременно можно принадлежать только к одной толпе. Однако, быть участником нескольких групп публики, равно как и состоять в нескольких организациях, обществах, вполне возможно.

Г. Тард обращает внимание на постоянно усиливающееся влияние публики на различные сферы общественной жизни. Разделение общества на разные виды публики постепенно заменяет собой подразделение людей на корпорации, партии, объединения. Г. Тард связывает данный процесс со все возрастающей интеллектуализацией общества, в ходе которой на смену традициям приходят инновации, обычай сменяет мода, догматизм уступает место идеологической терпимости, а конфликты и разобщенность – солидарным взаимодействиям и сотрудничеству. Подобный ход мысли приводит Г. Тарда к следующему заключению: «наш век – это эра публики».[44]

Г. Тард одним из первых социологов начал изучать феномен общественного мнения. Общественное мнение, по Г. Тарду, представляет собой одну из трех сфер общественного духа наряду с традицией и разумом. Отмеченные сферы общественного духа одновременно питают и ограничивают друг друга.

Традиция, по мнению французского социолога, складывается из совокупности мнений предков. Это древнее знание помогает нам в решении многих современных проблем. Разумом Г. Тард называет суждения выдающихся личностей (священников, философов, ученых и др.), в которых сформулированы общие ориентиры развития социума. Мнение начинает складываться позже других сфер общественного духа. Для его формирования необходимо, чтобы индивиды, образующие нацию, имели сложившуюся традицию, которая объединяла бы их, и сознательно подчинялись решениям разума. Однако, возникнув однажды, мнение обрело необычайную силу и власть над людьми.

Г. Тард рассматривает процесс превращения индивидуального мнения в общественное. В древние времена и в средние века ключевую роль в данном процессе играли публичные выступления выдающихся ораторов, священников. Становление общественного мнения на современном этапе развития Г. Тард связывает, прежде всего, со все возрастающим влиянием прессы. Невероятное могущество газет и журналов, их способность формировать общественное мнение французский социолог объясняет удачной комбинацией трех изобретений: книгопечатания, железных дорог и телеграфа. Таким образом, массовость и быстрота распространения прессы привели к значительному росту ее аудитории, которая ни в какое сравнение не идет с аудиторией древних ораторов и проповедников.

Гюстав Лебон (1841-1931) – известный французский социолог, социальный психолог, публицист, врач. Для социологии первостепенное значение имеет его работа «Психология народов и масс» (1894). Г. Лебон вошел в историю социологии как выдающийся исследователь толпы. Толпа, по его мнению, представляет собой большую группу людей, со­бравшихся в одном месте, воодушевленных общими чувствами и готовых следовать куда угодно за своим лидером. Совладать с ней не может ника­кая рациональная сила. Ход мыслей каждого человека в толпе направля­ется ее общим настроением.

В толпе человек теряет свое индивидуальное мышление, заражаясь этим общим настроением. Он превращается из про­стого человека в «человека толпы». Индивид теряет чувство реальнос­ти и оказывается подверженным влиянию лидера значительно сильнее, чем в обычных условиях. Причем чем дольше по времени человек нахо­дится в толпе, тем больше он теряет себя, подвергаясь влиянию и толпы, и лидера, и тем слабее у него становится чувство реальности.

Г. Лебон делил толпы на однородные (классы, касты, секты) и разнородные (парла­ментские собрания, уличные толпы и др.). Толпа – разрушительная, иррациональная, бессознательная сила. В толпе происходит деперсонализация людей, у них появляется «коллективная душа».

Поведение человека в толпе ре­гулируется законом «духовного единства толпы», суть которого можно свести к тому, что в толпе человек превращается в безвольный автомат с подавленным рациональным началом, поскольку в ней всегда преобладает бессознательное. Следовательно, толпа способна как на героические поступки, так и на разру­шительные действия. Все зависит от лидера.

Г. Лебон выделил следующие характеристики толпы:

– за­раженность общей идеей;

– сознание непреодолимости собственной силы;

– ут­рата чувства ответственности;

– нетерпимость;

– догматизм;

– восприимчивость к внушению;

– предрасположенность к импульсивным действиям;

– готовность к бездумному следованию за лидерами;

– неспособность думать.

Интеракционизм Ч.Х. Кули

Объектом изучения интеракционизма является межличностное взаимодействие. Основоположником данного направления принято считать Чарльза Хортона Кули (1864-1929). Он является одним из основателей американской социологии. Ч. Кули провел большую часть жизни в Анн-Арборе (шт. Мичиган). Вся его профессиональная карьера была связана с преподавательской деятельнос­тью в Мичиганском университете, где он работал с 1882 г. до самой смерти. Основные работы Кули: «Человеческая природа и социальный порядок» (1902), «Социальная орга­низация» (1909), «Социальный процесс» (1918).

Все компоненты общества, по Ч. Кули, тесно связаны между собой. Задача социолога – выяснить, каковы принципы этого взаимодействия. Основными компонентами общества, считает социолог, являются индивиды, группы и организации. Личность Ч. Кули трактовал как совокупность психических реакций человека на мнение окружающих людей.

Самосознание, по мнению американского мыслителя, включает три основных компонента:

­– представление о том, каким я кажусь другому лицу;

– представление об оценке, которую другой индивид дает моей «кажемости»;

– появляющаяся у человека в результате этих двух представлений чувство «Я» как проявление либо гордости, либо унижения.

Явление, описанное в третьем компоненте, Ч. Кули назвал «зеркальным Я». Это понятие показывает зависимость самосознания индивида от мнения окружающих и от собственной самооценки. Понятие «зеркального Я» Ч. Кули распространил на всю сферу общественных отношений.

Сущность человека, по Ч. Кули, определяется его функционированием в социальном окружении, которое формирует его как личность. Человек постоянно смотрится в других людей как в зеркало. В результате человек бессознательно начинает ориентироваться на эти зеркальные отражения и выстраивать свое собственное «Я» согласно этим отражениям.

Ч. Кули утверждал, что формирование собственного «Я» проходит три стадии:

1) конструирование, воображение своей собственной внешности. Человек планирует свой образ, представляет себе, как выглядит со стороны;

2) интерпретация реакции других. Человек анализирует то, как другие реагируют на него, т.е. он размышляет, совпадает ли его субъективное восприятие с восприятием других;

3) конструирование собственного образа. Человек соединяет собственную изначальную мотивацию с реакциями других и тем самым формирует собственный образ. Этот образ, в итоге, обусловливает социальное поведение индивида.

Общество складывается из таких взаимных психологических реакций людей друг на друга, поэтому определяющее значение в жизни общества имеют межиндивидуальные отношения, которые складываются в первичных группах.

Ч. Кули внес весомый вклад в изучение социальных групп. Он ввел в оборот понятие «первичная группа». Первичными Ч. Кули называл груп­пы, характеризующиеся тесными, непосредственными связями и сотрудничеством. Они являются основой формирования ценностных установок личности, ее идеалов, в конечном счете, ее социальной природы. Первичные группы дают инди­виду первый опыт социального единства и мало подвержены изменениям. Они выражают всеобщую природу человека и являются источниками жизни как для индивидов, так и для социальных институтов. Эти группы распространены во всех обществах, являясь повсеместными и универсальными.

Наиболее распространен­ные первичные группы, которые подробно анализирует Ч. Кули, – это семья, детская игровая группа, соседи и общинная группа старших. Кроме них, он пишет о клубах, братствах, школах, объединениях рабочих одной профессии и др. Социолог отмечал, что первичные группы независимы от макросоциальных структур и существуют в любом обществе, начиная от первобытного, примитивного и кончая современным, индустриальным.

Ученый противопоставляет первичные группы вторичным, характерным для крупных индустриальных городов, в которых происходит распад тесных социальных и межличностных связей, составляющих главную особен­ность первичных групп. К вторичным группам Ч. Кули относит институты, формирующие социальную структуру общества. Среди них он называл правительство, церковь, образование, промышленные системы, собственность. Ч. Кули считал их институтами, так как они являются продуктом реализации по­стоянных потребностей человеческой природы. В них царят безличные, формализованные отношения, а индивид оказывается не более чем носите­лем определенных функций. Вторичные группы по своим размерам могут значительно превышать первичные. Они создаются людьми сознательно для достижения строго опреде­ленных целей, эмоциональные отношения и взаимодействия между их членами уходят на задний план. В этом смысле вторичные груп­пы противостоят первичным.

Идеи Ч. Кули сыграли значимую роль в появлении одной из первых парадигм социологии – символическо­го интеракционизма, дали толчок развитию социальной психологии, способствовали возникновению Чикагской социологической школы. Идея первичных групп Ч. Кули была положена в основу знаменитого Хоторнского эксперимента.

Таким образом, психологическое на­правление в социологии второй половины XIX – начала XX вв. было шагом вперед в понимании социальной реальности. Социология впервые обратилась к ана­лизу конкретных проблем личности, социальной группы, общества.

Психологическое направление способствовало преодолению биологического редукционизма в понимании общественной жизни. В рамках психологического подхода получила дальнейшее развитие идея эволюции. Теперь эволюция общества описывалась не как объективная, неосознаваемая, а как сознательная, направленная, предполагающее активное личностное начало.

Вопросы и задания по теме

1. Представители какого направления рассматри­вали процесс развития общества как часть космической эволюции, имею­щей направленный характер, как переход от простых этапов к сложным на основе развития сознательного начала?

а) позитивизма;

б) социал-дарвинизма;

в) психологического эволюционизма;

г) расово-антропологической школы;

д) органицизма;

е) этнометодологии.

2. Какие две составные части эволюционного процесса выделял Л. Уорд?

а) генезис и телезис;

б) капитализм и коммунизм;

в) военное и промышленное общества;

г) община и общество.

3. Что, по мнению Ф. Гиддингса, является основой сознательной эволюции?

а) интерес;

б) потребности людей;

в) сознание рода;

г) противоречие между умственным и физическим трудом.

4. Какие основные социальные процессы выделял Г. Тард?

а) диффузию, конвергенцию и диссипацию;

б) подражание, оппозицию и адаптацию;

в) конкуренцию, конфликт и ассимиляцию;

г) глобализацию, индустриализацию и секуляризацию.

5. Результатом какого социального процесса, по мнению Г. Тарда, являются рост государств, экономическое развитие, язык, религия и другие феномены соци­ального мира?

а) конфликта;

б) интроспекции;

в) конкуренции;

г) подражания.

6. Какие методы, по мнению Г. Тарда, являются основными в социологии?

а) наблюдение и эксперимент;

б) интервьюирование и фокус-группа;

в) археологический и статистический;

г) опрос и наблюдение.

7. Почему Г. Тард считал грядущую эпоху «веком публики»?

8. Кто сформулировал закон «духовного единства толпы», согласно которому в толпе человек превращается в безвольный автомат с подавленным рациональным началом?

а) Г. Спенсер;

б) Г. Лебон;

в) Х. Чемберлен;

г) Л. Уорд;

д) Э. Дюркгейм;

е) К. Маркс.

9. Почему Г. Лебон провозгласил новый век веком толпы?

10. Какой ученый в своей работе «Человеческая природа и социальный порядок» (1902) писал: «Самопредставление… имеет три основных элемента: образ нашего облика в представлении другого челове­ка, образ его суждения о нашем облике и какое-то самоощущение, напри­мер гордость или унижение»?

а) Г. Тард;

б) Г. Лебон;

в) Ч. Кули;

г) Э. Дюркгейм;

д) Ж.-А. де Гобино;

е) Г. Спенсер.

11. В чем суть понятия «зеркальное Я», введенного Ч. Кули?

а) оно показывает зависимость самосознания индивида от мнения окружающих и от собственной самооценки;

б) оно утверждает, что человек в своем поведении всегда подражает другим людям;

в) оно демонстрирует взаимосвязь природной и социальной эволюции;

г) оно показывает, как происходит переход от военного типа общества к промышленному.

12. Как Ч. Кули назвал социальные группы, которые характеризуются тесными, непосредственными связями и сотрудничеством, являются основой формирования ценностных установок личности, ее идеалов, в конечном счете, ее социальной природы?

а) классы;

б) нации;

в) первичные группы;

г) вторичные группы;

д) социальные институты;

е) социальные организации.

ГЛАВА 6.

Наши рекомендации