Социологическое исследование
Структура социологического исследования
Любое социологическое исследование начинается с разработки программы, т. е. с его теоретико-методологического обоснования. Программа исследования включает в себя (1) определение проблемы, объекта и предмета исследования, его целей и задач; (2) интерпретацию и операционализацию основных понятий; (3) формулирование рабочей гипотезы (создание предварительной теоретической модели объекта); (4) описание методов и процедур сбора, а также логических схем анализа социологической информации.
Объектом исследования является та или иная общность людей, их деятельность и условия этой деятельности. Предмет исследования – это сторона объекта, изучаемая в данном исследовании.
Второй этап социологического исследования состоит в получении («полевое исследование») и обработке данных.
Третий – в анализе и теоретической интерпретации полученной информации. Результаты наблюдения на этом этапе переводятся на язык теории. Формулируются выводы и рекомендации.
Виды социологического исследования
По характеру исследовательских стратегий выделяют:
1. Монографические исследования. Они направлены на изучение какого-либо социального явления на одном объекте (городе, социальной группе и т. д.).
2. Сравнительные исследования. Они направлены на изучение нескольких однородных объектов путем сопоставления различных явлений.
3. Выборочные исследования. Этот вид исследований направлен на изучение какого-либо социального явления путем отбора множества объектов из некоторой совокупности по специальной методике и распространение полученных результатов на всю их совокупность.
По временному параметру исследования делятся на одноразовые и многоразовые. Особыми видами многоразовых социологических исследований выступают: а) панельные исследования; В этом случае через определенные промежутки времени изучаются одни и те же объекты. б) повторные (трендовые) исследования; Здесь изучаются различные объекты из одной и той же совокупности. в) когортные исследования. С их помощью изучаются специфические однородные группы людей (например, группы одногодков).
По глубине социологические исследования разделяются на разведывательные (пилотные), описательные и аналитические.
Разведывательное социологическое исследование решает ограниченные задачи, охватывает небольшие совокупности и основывается на упрощенных программе и инструментарии, используется для предварительного изучения социального явления. Его разновидностью является экспресс-опрос.
Описательное исследование представляет собой более сложный вид социологического исследования. Оно дает возможность получить относительно целостное представление об изучаемых явлениях, проводится по подробно разработанной программе и на апробированном инструментарии, позволяет выделить в явлении его структуру.
Аналитическое исследование позволяет провести углубленное изучение явления, установить не только структуру, но и основные количественные и качественные параметры этого явления, причинно-следственные отношения. Другими словами, данный вид исследования позволяет описать явление не только в статике, но и в динамике, сделать прогноз. Вследствие этого аналитическое исследование носит не одноразовый, точечный, а повторяющийся характер. Подготовка аналитического исследования требует значительного времени, а методы сбора информации носят комплексный характер, наряду с опросом могут включать социологический эксперимент.
Выборочные исследования
Наиболее распространенным видом социологического исследования являются выборочные исследования. Они гораздо более экономичны и не менее надежны, чем сплошной опрос. Выборка (процедура отбора объектов наблюдения) должна осуществляться таким образом, чтобы можно было сделать вывод о свойствах всей исследуемой совокупности объектов (генеральной совокупности). Соответствие структуры выборки структуре генеральной совокупности, достигаемое с помощью специальных методик, позволяет говорить о репрезентативности данного исследования, т. е. о его достоверности. Ведущим социологическим центрам США на основе опроса 1,5 – 2,0 тысячи человек, как правило, удается предсказывать, например, как будут голосовать американцы на предстоящих выборах. Отклонение выборки от оригинала называют ошибкой репрезентативности. Кого относить к генеральной совокупность – определяют цели исследования, кого включать в выборочную совокупность – решают уже математические методы.