Социология в системе социальных и гуманитарных наук

Социология в системе наук об обществе занимает сегодня определенное и вполне самостоятельное место, определяемое спецификой социальных феноменов, пронизывающих все иные сферы жизни общества. В этом смысле социология причастна и дополняет все другие общественные и социальные науки. Используя присущие ей эмпирические методы познания, социология способствует развитию этих наук. Рассмотрим данную взаимосвязь на примере экономики и возьмем только один аспект.

В традиционных экономических теориях была сформирована весьма упрощенная модель человека – homo economicus. Человек экономический был лишен почти всех человеческих качеств. Это чисто рациональное и утилитарное существо, деятельность которого направлена исключительно на получение личной выгоды (прибыли). Оно очень эгоистично, лишено посторонних эмоций и приверженности традициям. Социология же позволяет учесть иные аспекты человеческих действий, прежде всего человеческую субъективность в её целостности, и повысить тем самым предсказательную силу экономических прогнозов. Если традиционная экономическая теория рассматривает экономические процессы как сугубо материальные, естественные, объективные, лишенные человеческой субъективности, то социология способна учесть то обстоятельство, что общество наделено сознанием и волей, в нём циркулируют определенные идеи, ценности и идеалы, нормы и верования. Реальное сознание людей (понятие, использованное известным российским социологом Ж. Т. Тощенко), их менталитет не менее серьезная сила, чем объективные экономические процессы. В недопонимании этого обстоятельства со стороны отечественных экономистов-реформаторов состоит одна из глубинных причин "пробуксовки" экономических реформ в России. Социология позволяет экономической науке избавляться от бессубъектного рассмотрения своего предмета.

Существенную помощь в решении многих проблем социология оказывает также политологии, этнографии, экологии, психологии, истории, праву, этике, эстетике и другим наукам. Однако она имеет и серьезные ограничения, определяемые рамками данной науки. В отличие, например, от психологии социология не изучает индивидуально-психические черты человека, его особенности, бессознательные психические процессы. Поэтому внутренний мир отдельного человека для нее закрыт. Она рассматривает, главным образом, рациональные аспекты человеческого поведения, его социокультурные детерминанты, статусы и т. п. Не может социология подменить и политологию, в частности, в решении вопросов политики, завоевания или сохранения политической власти. Вместе с тем социология внутренне связана с политикой, поскольку изучает устройство социального мира, который политика пытается обустроить.

Большое место в социологии занимают вопросы медицины, экологии, градостроительства, лингвистики. На стыке этих наук возникли социальная медицина, социальная экология, социальная психология, социопедагогика, социолингвистика, политическая социология и др.

1.6. "Социальное" как фундаментальная категория социологии

Фундаментальной категорией социологии выступает понятие "социальное" (социальная реальность). Мы будем понимать социальное как особую сторону ("сферу") общественной целостности, отличную от таких ее сторон ("сфер") как политическое, экономическое и духовное. Выступая как определенное свойство (атрибут) и форма регуляции общественной жизни социальное в наименьшей степени поддается общепризнанной интерпретации.

Социологическая традиция, идущая от М. Вебера, предполагает истолковывать понятие социального через категорию «социального действия». Социальное при этом понимании означает, по-видимому, не просто любое коллективное действие, а некоторую особенную (внутреннюю) сторону этого действия, пронизывающую всю его толщу. При этом социальное находится в самой тесной связи и неотрывно от человеческого сознания, которое обладает способностью не просто к целеустремленным действиям, но, по выражению М. Вебера, к "ожиданию ожидания ожидания". Это означает, что социальное связано, прежде всего, со способностью индивида прогнозировать как свои собственные действия, так и ответные реакции иных индивидов, а также последствия этих реакций, со способностью побуждать себя к действиям по отношению к иным индивидам или воздерживаться от них с учетом последствий этих действий и возможной ответной реакции. Возникает "силовое поле", "сеть" множества взаимных индивидуальных ожиданий, обязательств, воль, характеров, целей и интересов. Их упорядочивание осуществляется с помощью функционирующих в человеческой культуре общественных ценностей и норм: традиций, обычаев, моральных принципов, норм права, представлений о справедливости, благе и др., т. е. символически. Утверждение и усвоение этих норм и их смыслов составляет важную сторону социализации человека. Таким образом, важной предпосылкой возникновения социального является человеческое сознание. Сознание и поведение людей оказываются объектом главного интереса конкретных социологических исследований.

Становится понятным, почему предметом социологии у М. Вебера выступает не общество, не народ, не коллективное, а именно социальное действие, т. е. поведение индивидов, выраженное в действии или бездействии и направленное на других людей. Социальное действие – это та элементарная "клеточка", из которой складываются все сложные социальные явления – семья, род, коллектив, иные виды взаимодействия людей. С другой стороны, как уже отмечалось, социальное действие было бы невозможно вне общества с его системой знаний, ценностей и норм. Налицо, следовательно, определенная взаимная дополнительность "личности" и "общества", подходов Вебера и Дюркгейма. Синтез обоих подходов осуществил Т. Парсонс, продемонстрировавший в своей «теории социального действия» парадоксальную несводимость указанных сторон друг к другу. Одной из наиболее известных современных попыток подобного синтеза выступает теория коммуникативной рациональности Ю. Хабермаса.

Отличная от веберовской традиция понимания социального связана с категорией «социальные отношения» (К. Маркс). Социальное понимание в этом случае как совокупность отношений между различными социальными группами и общностями, куда относят классы, профессиональные, формальные организации, территориальные группы и социальные институты.

Социальная реальность – это определенная среда, своего рода сеть, состоящая из мотивов, устремлений, ожиданий и т. п. Эта реальность в подавляющем большинстве своих аспектов невидима, она может только мыслиться, обнаруживаться мыслью и проявляться в ней. В социальной реальности нет ни грана вещества, вместе с тем она тесно связана с миром материальных предметов и существует объективно, независимо от нашего желания или воли. В этом смысле, о социальном как совокупности социальных отношений иногда говорят как об особой – нефизической – материи (К. Маркс). Возьмем, например, сеть взаимоотношений между студентами в студенческой группе или между студентами и преподавателями. Эти отношения не сотканы из физической материи. Тем не менее, они реальны и представляют собой совокупность ожиданий, норм, предпочтений, уважения и иных символических структур. Социальные отношения принято рассматривать как объективную структуру, существующую, в конечном счете, независимо от воли и сознания входящих в эту структуру людей. Эта символическая реальность имеет свои законы, значительно отличающиеся от законов физической реальности. Ее существование, воспроизводство и развитие во многом осуществляются на основе символически-культурной коммуникации и кооперации людей, благодаря оценкам, интерпретациям, договоренностям и др. Вместе с тем, социальная реальность постоянно взаимодействует с другими реальностями (духовной, политической, экономической).

В этой связи становится понятной мысль о том, что доступ к социальной реальности открыт человеку не в ощущении ее как чувственной вещи, а в событиях его практической жизни, в его социальных практиках.

Наши рекомендации