Методическое обеспечение опроса: его виды и особенности в различных методах опроса.
Метод опроса — самый распространенный из социологических методов, определяющий «образ» социологии в глазах непосвященных
3 Подбор и подготовка интервьюеров. "Эффект интервьюера". Этические нормы проведения опросов.
Прямой контакт с опрашиваемым и психологические отношения, которые устанавливаются между интервьюером и респ-том, создают немало преимуществ для получения информации, малодоступной путем анкетного опроса. К сожалению, эти же преимущества оборачиваются новыми трудностями. Главная проблема — сведение к минимуму "возмущающего" влияния личности интервьюера.
Влияние интервьюера сказывается в самых различных направлениях.
Прежде всего действует эффект стереотипности восприятия им респондента. Между тем стереотипность восприятия человека человеком — отнюдь не самый лучший путеводитель.
Задача интервьюера состоит в том, чтобы избежать этой вполне реальной опасности постараться макс-но непредвзято и объективно зарегистрировать ответы респ-та на планируемые вопросы, ставить эти вопросы тактично, ровно, ненавязчиво, проявляя находчивость, быстроту реакции и умение "проигрывать" многообразные гипотезы относительно поведения респ-нта.
Если интервьюер способен стереотипизировать образ респондента, то же самое происходит и с опрашиваемым. И он воспринимает беседу сквозь призму установок и стереотипов, активизированных личностью интервьюера.
Способ "сломать" возможный барьер — вести себя как можно проще, свободнее, начинать разговор с максимально нейтральных и общепонятных вещей. Ни одеждой, ни манерой разговора не следует подлаживаться под опрашиваемого: надо держаться спокойно и естественно.
Замечено, что темп речи интервьюера влияет на поведение респ-нта. Если интервьюируемый привык говорить быстро, медленный темп речи интервьюера будет его раздражать. Однако, если опрашиваемый говорит размеренно, быстрый темп речи интервьюера его не очень беспокоит. Лучший вариант — выработать привычку вести беседу в среднем, не быстром и не слишком медленном, темпе.
На ход беседы влияют соотношение в возрасте и пол участников разговора. Интервьюер примерно того же возраста, что и опрашиваемый, но противоположного пола обычно добивается лучшего результата.
Обстановка, в которой проходит беседа, должна располагать к спокойному и откровенному разговору. Нельзя проводить интервью в людных помещениях при посторонних.
Как бы ни старались мы снизить искажающее воздействие личности интервьюера, минимальное в закрытых и максимальное в открытых вопросах, оно все же останется. Поэтому для сбора массовой информации надо привлекать возможно большее число интервьюеров. При должной их тренировке и некотором профессионализме индивид-ые ошибки и искажения в массовых данных будут взаимопогашаться.
Интервьюер должен хорошо представлять себе общие цели иссл-ния, его замысел, быть общителен по хар-ру, активен, обладать дост-но высокой культурой и образ-ием (интервьюеры со средним и высшим образ-ем — наилучшие сотрудники, если получили хорошую специальную подготовку). Лучший тип инт-ра — спокойный, уравновешенный. Импульсивные интер-ры вкладывали в дело столько эмоций, что это было причиной всевозможных отклонений от заданного плана беседы.
Обучение интервьюеров — важное условие успешности работы. При краткосрочной подготовке интервьюерам объясняют замысел исследования, детали "путеводителя интервью", а затем в непременном порядке организуют практикум, т. е. интервьюеры берут интервью друг у друга под руководством организатора опроса, совместно разбирают допущенные ошибки.
32 На специальных курсах для интервьюеров, которые могут быть организованы научно-исследовательским учреждением, занимающимся опросами общ-го мнения, подготовка и обучение интервьюеров, конечно, более основательна и включает помимо теоретических курсов тренировку необходимых навыков, "ролевые игры", обсуждение видеозаписи интервью.
Первые "полевые интервью" целесообразно проводить так, чтобы в качестве ассистента интервьюера выступал опытный специалист, который после 2-3 интервью дает последние наставления стажеру, и только затем ему доверяется самостоятельный сбор данных с ассистентом того же уровня подготовки, что и сам интервьюер. Очень удобна комбинация работы парой, когда два интервьюера меняются ролями ведущего и записывающего беседу. В спорных случаях они обсуждают, как именно следует интерпретировать ответы респондентов.