Раздел 5. стратегия, программа и методы социологического исследования.

РАЗДЕЛ 5. СТРАТЕГИЯ, ПРОГРАММА И МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

Структурно-логические схемы.

1. Двуединая роль стратегии социологического исследования

  Сосредоточить внимание на основных проблемах, волнующих общество
Роль стратегии    
    Отбросить иные объекты и возможности, способные увести в сторону от намеченной цели.

2. Особенности исследовательской стратегии

Установление направления исследования       Разработка стратегического проекта (программы)
    Особенности    
Сбор и анализ информации, необходимой для осуществления проекта   исследовательской стратегии   Различение стратегии исследования от ее ориентира
         
    Установление перспектив осуществления проекта и его приоритетов    
                 

3. Этапы формирования и реализации стратегии социологического исследования.

                    Определение способов реализации стратегии  
                     
                  Выявление возможностей совершенствования управления изучаемыми объектами    
                     
                Установление возможных изменений    
                     
              Разработка стратегического плана исследований        
                     
        Предварительный системный анализ объекта и предмета        
                       
      Эмпирическая интерпретация понятий        
                       
      Уточнение и интерпретация понятий          
                       
    Определение цели и задач исследования          
                       
    Выделение предмета изучения          
                       
    Определение объекта исследования          
                     
  Обнаружение проблемной ситуации            
                                                                                                 



Структурно-логические схемы.

1. Структурная схема взаимодействия субъекта, объекта, проблемы, программы, методов, гипотез социологического исследования.

    Социальная проблема    
Субъект исследования        
    Объект исследования   Предмет исследования
         
    Программа исследования  
         
    Методы   Гипотезы
                 

2.Основные функции программы социологического исследования

 
 

3. Основные компоненты исследуемой проблемы

 
 

4. Логические ограничения, позволяющие уточнить исследуемую проблему

  Выделение объекта и предмета
Уточнение проблемы    
  Определение целей и задач
     
    Формулировка гипотез

5. Последовательность действий при операционализации понятий.

ключе-вые понятия   показа-тели   перемен-ные   индика-торы   инструмента-рий

6. Основные требования к построению рабочих гипотез.

7. Структурная компоновка гипотез в социологическом исследовании.

8. Динамика разработки методологической части программы исследования.




9.Процесс разработки методико-процедурного раздела исследовательской программы.

Структурно-логические схемы

1. Причины широкой распространенности массовых опросов

 
 


Преимущества вербальной информации   Невозможность получить данные другими методами  
Причины распространенности опросов    
Возможность многократного повторения и тиражирования   Относительная дешевизна

2. Структурная композиция социологической анкеты

 
 

3. Типы вопросов в социологической анкете.

4. Типология опросов респондентов

 
 

5. Концентрическая модель социограммы малой группы

 
 

мужчины

женщины

взаимная симпатия

взаимная антипатия

односторонняя симпатия

6. Основные требования к интервьюеру

Высокая образованность и эрудированность    
     
Общительность    
     
Хорошее знание темы, цели интервью и техники интервьюирования     Интервьюер
   
Умение запоминать и воспроизводить обширные тексты вопросника    
     
Дисциплинированность и честность в работе    

7. Основные типы интервьюирования

8. Этапы социологического опроса и интервьюирования

                Консервация и/или публикация материалов исследования
                     
              Подготовка отчета  
                     
            Анализ и обобщение результатов    
                     
          Компьютерная обработка данных      
                     
        Анкетирование, интервьюирование        
                   
      Пилотажное исследование          
                   
      Тиражирование инструментария          
                   
  Конструирование выборки            
                     
Разработка инструментария              
                     
Разработка программы исследования              
                     
Разработка и получение заказа                
                                   

РАЗДЕЛ 5. СТРАТЕГИЯ, ПРОГРАММА И МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

Наши рекомендации