Глава 9. Социологическая теория конфликта.
Теоретические истоки социологической теории конфликта коренятся в концепциях К. Маркса и Г. Зиммеля. Карл Маркс (1818—1893) считал, что основу общества составляет способ производства материальных благ, в структуре которого производительные силы на определенной ступени своего развития приходят в состояние конфликта с существующими производственными отношениями. Этот конфликт формирует субъект революционного ниспровержения капитализм – рабочий класс. По мере участия в конфликтах рабочий класс осознает непримиримость своих интересов с интересами буржуазии и превращается из «класса в себе» в «класс для себя». В конечном счете он совершает социальную революцию, которая представляет собой реальный шаг к гармоничному развитию общества.
В отличие от К. Маркса выдающийся социолог Георг Зиммель (1858—1918) полагал, что в динамике конфликтов более глубокие и острые из них постепенно уступают место менее интенсивным и острым, вследствие чего укрепляется прочность и интегративность социальной системы. Основное внимание он уделял исследованию конфликтов в сфере культуры, социодинамика конфликтов в которой составляет основную движущую пружину развитие как самой культуры, так и всей жизни общества.
В 60-е годах ХХ века целый ряд нововведений в социологическую теорию конфликта внес американский социолог Льюис Коузер. Он считал, что конфликт представляет собой борьбу за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьбу, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба, оттеснение или уничтожение соперника.
В конфликтном функционализме Л. Коузера первенствующее значение придается выяснению функций конфликтов. Наиболее важные функции конфликтов, считает Л. Коузер, таковы: 1)усиление сплоченности членов группы; 2)более четкое разграничение между враждующими группами; 3)усиление интегративности социальной системы; 4)повышение степени адаптивности системы к изменяющимся условиям.
Признавая, что конфликты при определенных условиях способны привести к разрушению и дезинтеграции социальных систем, Л. Коузера тем не менее, особо выделял позитивные функции конфликта, позволяющие сохранять или восстанавливать интеграцию системы и ее приспособляемость к изменяющимся условиям.
Л. Коузер был убежден, что общество, раздираемое дюжиной конфликтов, имеющих всевозможную направленность, находится в меньшей опасности быть насильственно разорванным на части, чем общество, в котором возник один крупномасштабный конфликт, раскалывающий социальную систему на две противоборствующие и непримиримые части. Поэтому можно сказать, что общество скрепляется своими внутренними конфликтами.
Отсюда вытекает вывод Л. Коузера о различении двух типов социальных систем в зависимости от того, в какой степени эти системы проявляют терпимость или, напротив, нетерпимость к конфликтам. В гибких и демократических социальных системах множественные конфликты, втягивающие в свои орбиты немногочисленные враждующие группы, пересекаются друг с другом, предотвращая тем самые серьезные потрясения их осевых структур. Напротив, социальные системы жесткого, тоталитарного типа стремятся подавить конфликты и тем самым создают предпосылки для возникновения конфликта, способного расколоть общество на непримиримо враждебные большие общности, а это чревато катастрофическими последствиями для общества.
Конфликтологическая теория, разрабатываемая Ральфом Дарендорфом, исходит из наличия классов в индустриальном обществе и вытекающих отсюда отношений господства и подчинения, приводящих к конфликтам. Предложенная Р. Дарендорфом конфликтная модель общества опирается на четыре основополагающих постулата: 1)каждое общество подвержено процессам изменений, которые являются вездесущими; 2)в каждом обществе в каждый момент времени проявляются несогласие и конфликт – социальный конфликт вездесущ; 3) каждый элемент в обществе способствует его дезинтеграции и изменениям; 4)каждое общество опирается на принуждение, применяемое одними его членами в отношении к другим.
С точки зрения Р. Дарендорфа, в течении последних 15 лет в обществе стали опасно разрастаться три новых типа социальных конфликтов: 1)неразрешимые национальные конфликты; 2)индивидуализация социальных конфликтов, вспыхивающих в отношениях между индивидами; 3)конфликты, возникающие вследствие широкого распространения аномии, когда «нарушение общественных норм сходит преступникам с рук».
Важнейшим средством преодоления конфликтных ситуаций, считает Р. Дарендорф, является установление социального контракта между различными группами в двух его основных видах: 1)контракт - доминации (власти, господства); 2)контракт ассоциации. Только второй тип создает условия для гармонизации современных обществ.
Существенный вклад в разработку макросоциологической теории конфликта внес американский социолог Рэндал Коллинз. Его конфликтологическая парадигма покоится на четырех взаимосвязанных теоретических постулатах: 1)центральной особенностью любой социальной системы является стратификация, воплощаемая в неравенстве групп и индивидов, в их доминировании друг над другом; 2)причины происходящих в обществе изменений коренятся в интересах различных групп и индивидов, прежде всего в интересах поддержания своих доминирующих позиций или уклонения их от доминирования других; 3)кто и что выигрывает в конфликтной борьбе, зависит от контролируемых разными кликами ресурсов – материальных, социальных и др.; 4)движущая сила социального изменения – это, главным образом, конфликт, конфликтное противоборство соперничающих групп.
Макроконфликтная борьба, связанная с мобилизацией сил, средств, энергии больших социальных групп, воплощается, с точки зрения Р. Коллинза, через реализацию четырех типов власти: военной, политической, экономической, культурно-идеологической, составляющих соответствующий вид конфликтных сетей.
В конце 80-х годов ХХ столетия резко обострились социальные конфликты в СССР, приобретшие огромный разрушительный потенциал после его развала. Все это побудило многих социологов на постсоветском пространстве, прежде всего в России, Беларуси, Украине, заняться углубленным изучением сущности, особенностей, путей и способов их разрешения.