Постулат взаимозаменяемости точек зрения
Объяснение того, почему возможность понимания других людей кажется нам само собой разумеющейся, связано с общим тезисом Шюца о взаимозаменяемости перспектив. Шюц вводит две идеализации, которые определяют наши действия в естественной установке мира повседневности: идеализацию о «взаимозаменяемости точек зрения» и идеализацию о «совпадении систем релевантностей». В первой идеализации содержится допущение, что другой, будучи на моем месте, видел бы мир в такой же перспективе, что и я; и наоборот, я видел бы вещи в его перспективе, будучи на его месте. Во второй идеализации я допускаю, что различия в воззрениях и истолковании мира, которые возникают из индивидуальных биографий, являются в принципе нерелевантными. Мы действуем и понимаем друг друга так, как будто мы судим о вещах на основе одинаковых критериев. Шюц подытоживает оба допущения в общем тезисе о взаимозаменяемости перспектив.1
Люди вступают в отношения друг с другом на фоне уверенности в выполнении конститутивных
1 Schiitz A., Luckmann T. Strukturen der Lebenswelt. Bd. I. S. 74.
Этнометодология о методах ...
ожиданий. Оба допущения дают нам уверенность, что другой будет действовать так, как нам это уже известно на собственном опыте. Так оно и есть на самом деле до тех пор, пока мы не столкнемся с иным образом действий.
Эти идеализации А. Сикурел назвал базисными правилами, благодаря которым люди в состоянии извлекать из явлений релевантную информацию и «вырабатывать» новый опыт.1 Последнее особенно важно, так как люди тем самым вырабатывают через взаимодействие то, что является общезначимым. Таким образом, идеализации подвергаются взаимному контролю, а базисные правила представляют собой правила интерпретации. Они «снабжают действующего постоянно меняющимся слепком с социальной структуры, который позволяет ему приписывать окружающему миру объектов определенное значение».2
Описанные Шюцем идеализации взаимозаменяемости точек зрения и совпадения систем релевантностей обеспечивают доверие между людьми в повседневных действиях.3 Гарфинкель дополняет эти идеализации социального мира двумя новыми, а именно: «ожиданием того, что знание о состоявшемся взаимодействии превращается во взаимно усво-
1 Cicourel A. Basisregeln imd normative Regeln im Pro-zeB des Aushandelns von Status und Rolle // Alltagswissen, Interaktion und gesellschaftliche Wirklichkeit. Bd. 1. S. 170, 171.
2 Ibid. S. 172.
3 Garfinkel H. A conception of, and experiments with trust as a condition of stable concerted actions // Harvey (Hg.) Motivation and social interaction. New York, 1963. P. 188f.
150 X. Абельс. Интеракция, идентичность, презентация
енную схему коммуникации»,1 и «ожиданием и допущением, что общеизвестные вещи являются подлинной основой действия в реальном социальном мире».2 Это будет уже четвертым ответом на вопрос, почему в повседневной жизни мы уверены, что можем понимать друг друга: очевидно, что есть вещи, известные каждому.
Вещи, известные каждому
Все участники социального взаимодействия полагают в качестве само собой разумеющегося, что существуют «вещи, известные всем». Гарфинкель обозначает такое знание термином «общее знание» (common-sense knowledge). К нему относятся «общественно одобряемые способы поведения- в обществе, известные любому порядочному человеку».3 Запас знания, «известный человеку наряду с другими людьми», по Шюцу, ни в коем случае не является выводным знанием. Этнометодология стремится показать, каким образом в повседневной жизни мы методически обращаемся к общему запасу знания и демонстрируем тем самым себе и другим объективность мира. Это нелегкая задача, так как выше-
Этнометодология о методах ...
названные демонстрации проходят на фоне воспроизводства социальной реальности, скрытой за всеобщей «естественной установкой» по отношению к этой реальности.
Обычно мы полагаем, что мир таков, каков он есть, и что он для всех одинаков. Естественная установка не допускает сомнений в реальности социального мира. Ее фактичность доказывается нашими действиями, которые, как правило, протекают так, как мы того ожидали. Мы хорошо знаем реальность и знаем, что все также хорошо ее знают.
К социально одобряемому поведению в обществе, упомянутому Гарфинкелем (лучше было бы сказать «социально признанному поведению»), относится не только определенное содержание здравого смысла (common sense), но и определенные принципы обращения с общим запасом знания данного общества. Таким образом, каждому известно, что события идентифицируются как события определенного класса. Так как уже имеется схема такой идентификации, переданная всем в процессе социализации, Ego может ожидать, что Alter идентифицирует события таким же образом и исходит из того, что Ego делает это таким же образом. Таким путем создается «общая система универсальных значимых символов»1, несомненный здравый смысл «восприятия ситуаций, людей и объектов».2 Мы молчаливо опираемся на этот здравый смысл. «Пересмотр общего запаса зна-
1 Garfinkel H. A conception of, and experiments with trust as a condition of stable concerted actions // Harvey (Hg.) Motivation and social interaction. New York, 1963. P. 226.
2 Ibid. P. 228.
3 Ibid. P. 189.
1 Mead G. Geist, Identitat und Gesellschaft. S. 320, Anm. 15.
2 Legnaro A. Wenn einer neben dem common sense her-lauft. Zum Beispiel Till Eulenspiegel // Kdlner Zeitschrift fur Soziologie und Sozialpsychologie. 1974. H. 3. S. 631.
152 X. Абельс. Интеракция, идентичность, презентация
ния происходит — если вообще происходит — лишь поверхностным образом и лишь тогда, когда возникают проблемы. Как правило, от этого по возможности воздерживаются».1 Нам этого не требуется, и мы этого не делаем, поскольку иначе действия в мире повседневности стали бы проблематичными. Мы постоянно подтверждаем друг другу, что мир повседневности является несомненным.